Социализация личности подростка через ролевые и деловые игры на уроках английского языка

При подготовке к ролевой или деловой игре всегда использую материал, в котором наиболее ярко выражена коммуникативная направленность. В современных учебниках имеется большое изобилие информационных текстов, которые довольно легко пересказать, но которые очень трудно использовать для общения. Я расширяю эти тексты вопросами, перевожу разговор в такую плоскость, в которой изученная информация нужна для применения. Учащиеся получают возможность внести свои личные оценки в изученное, подобрать допол... Результат: Постоянная работа по данной модели в 8 «Б» классе показала следующие результаты: - успеваемость - 100%; - качество – с 67% в первой четверти – до 82% за год; Отмечаются личностные изменения учащихся (стали более коммуникабельными, легче идут на откровенный разговор, более самостоятельны в принятии решений). Поднялся уровень активности  учащихся.
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краснодарский край, Динской район



Бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №35 станицы Новотитаровской

имени «46-го Гвардейского авиационного орденов Красного знамени

и Суворова 3-ей степени ночного бомбардировочного полка».

Социализация личности подростка через ролевые и деловые игры на уроках английского языка

Социализация личности подростка через ролевые и деловые игры на уроках английского языка



Городова Светлана Ивановна

Учитель английского языка



2014 г.

Социализация личности подростка через ролевые и деловые игры на уроках английского языка

В настоящее время главным социальным заказом общества является воспитание, развитие и образование личности. Развитие личности как общественно-социального существа особенно активно осуществляется в среднем и старшем подростковом возрасте. И именно в этот период особенно важным является процесс социализации подростка.

Социализация - по мнению американского социолога Ф.Г. Гиддингса - развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни.

Сущность социализации состоит в сочетаемости приспособления (адаптации) и обособления человека в условиях конкретного общества.

В настоящее время, огромное число подростков живет в городах, где имеется возможность общения с большим числом сверстников. Это общение, как правило, неподконтрольно взрослым. Превращение большой семьи в малую, рост числа однодетных и неполных семей, дезорганизация семьи повысили необходимость для детей искать общение вне дома как своеобразную компенсацию дефицита эмоциональных контактов с родителями. В процессе общение со сверстниками у ребенка, особенно у подростка и юноши, складываются определенные взгляды, им усваиваются те или иные нормы и ценности.

Считаю, что задачи социализации легко могут быть решены на уроках иностранного языка, который, таким образом, является одновременно и целью и средством обучения. На моих уроках учащиеся постигают средствами английского языка окружающую действительность и самих себя. В значительной степени этому способствуют ролевые и деловые игры, в ходе которых учащиеся:

-выступают в конкретных социальных ролях,

-вырабатывают цепочку решений,

-подходят к результату, целью которого является в нахождении правильного решения на определенный социальный вопрос в ситуации наиболее распространенной в реальной жизни.

Все это помогает учащимся адаптироваться в окружающем социуме.

Таким образом, педагог пытается через деловые социальные игры стимулировать приобретение опыта общения в роли семьянина, домохозяйки, делового партнера и т.д.

Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, которые незримыми социальными нитями - правами, обязанностями, отношениями - связаны с другими ролями. Основой взаимодействия личности с социальной средой является участие в деятельности. На уроках учащиеся участвуют в учебной деятельности. Ролевые и деловые игры, применяемые на уроке, позволяют моделировать другие виды деятельности, знакомят учащихся с поведенческими штампами, приучают их к выполнению личностно-социальной роли.

Включение ролевой игры возможно на любом этапе обучения, однако, обычно оставляю ролевую игру на заключительные уроки или обобщающие уроки. Поскольку она требует от учащихся свободного владения материалом, а также создание оригинального продукта, схемы, проекта, коммуникативного общения. На начальном этапе отработки материала обычно использую имитационную игру, которая имеет следующие признаки:

1\ наличие модели социальной системы (т.е. конкретной ситуации общения: магазин, библиотека, вокзал и т.д.);

2\ наличие шаблона, схемы общения, доведенных до автоматизма;

3\ наполнение этого шаблона лексическим и смысловым содержанием, соответствующим данной ситуации.

Пример:

Из учебника берется диалог «В библиотеке», отрабатывается и обыгрывается в парах. После чего учащиеся входят в роль, внося свои личностные элементы, индивидуальные особенности

( запрашивают именно ту книгу, которую они хотели прочитать, предлагают прочитать книгу, написанную определенным автором). Учащиеся воспроизводят знакомый текст, наполняя его новым содержанием, используя такие экстралингвистические средства как: темп, мимику, интонацию. Доведение до автоматизации учитель осуществляет при помощи транзакционного общения (ритуальному обмену фразами), используя такие схемы как:

-стимул- реакция

-Can I help you?

-Yes, please.

Такая схема позволяет процессу коммуникации проходит гладко, поскольку учащемуся не приходится задумываться над правильным ответом;

-схема постепенно усложняется, особенно в тех случаях, когда учитель задействует для обмена репликами разные психологические роли

-You must be careful

-I am always careful! Don't worry!

-более сложные, скрытые трансакции, требующие одновременного участия более чем двух состояний

Shop-assistant: Look! This pair of shoes is very nice, but it is expensive.

Customer: I haven't much money, but I like it so much, that I'll buy it.

Именно эта категория чаще всего используется для основы игры.

Ролевая игра используется и на более продвинутом этапе. От имитационной она отличается тем, что роли учащиеся не заучивают, а используют материал, усвоенный ранее, дополняют его по-своему. Большое внимание уделяется при этом использованию оценочных суждений, разговорных клише типа:

I think……, I guess……, To my mind……, Sure…., As for me…..etc.

При подготовке к ролевой игре всегда учитываю следующие ее признаки:

1. Ситуация должна быть наиболее приближенной к жизни.

2. Роли, выбираемые учащимися должны в наибольшей степени подходить/ соответствовать данной ситуации.

3. Участники ролевой игры должны учитывать наличие различных ролевых целей (если кассир продает билет и дает определенную информацию покупателю, то покупатель не только покупает билет, но и запрашивает необходимую информацию, а также отсчитывает деньги, справляется о багаже и т.д.)

4. Участники ролевой игры не должны действовать индивидуально, а только коллективно, реплики одного должны вызывать ответную реакцию другого, а за реакцией следует действие партнера.

5. Наличие общей цели у всего коллектива.

6. Участники игры приходят к собственному решению, подсказанному ситуацией и наклонностями самого учащегося; куда поехать отдыхать, какую книгу прочитать и т.д.

7. Наличие системы группового и индивидуального оценивания деятельности участников игры. Каждый участник игры в зависимости от выполнения заданной ролью задачи оценивается либо экспертом из числа самих участников, либо преподавателем.

8. Наличие управляемого эмоционального напряжения. Создания доброжелательной атмосферы.

Чаще всего провожу игру на завершающем этапе при закреплении речевых навыков. Однако подготовка к ней осуществляется заблаговременно с самого начала изучения той или иной темы. В ходе работы по подготовке к ролевой игре проигрываются микро ситуации, небольшие сценки, разыгрываются диалоги.

Очень часто подготовка начинается с вводной беседы.

Пример. Тема «Россия», 8 кл.

What is the name of the country you live in?

Do you know how big it is?

What is the population of Russia?

Name the biggest rivers in of European and Asian parts of the country?

Speak of the countries it borders with? Etc

Следующий этап - введение новой лексики по теме, а также новых реалий: The Supreme Soviet, the Supreme Court, Duma, the Council of Ministers и т.д. лексика закрепляется в ситуациях и диалогах, приближенных к теме: покупка билета из одного города в другой на вокзале, обсуждение лучшего места отдыха, беседа о выборах.

At the railway station

Clerk: Can I help you?

Customer: Yes, please. I need one ticket to Perm.

-Single or return?

-Single, please.

-You know that you must change a train in Yekaterinburg.

-Really? How much must I stay there between the trains?

-For two hours. The train to Perm will start at 20.40.

-Is there another train?

-I'm afraid not. There will be one to St. Petersburg, but it is fast. You'll arrive at night.

- No, it isn't convenient. Give me the tickets on the first one.

- OK 300 roubles, please

- Here they are

Holiday plans

Mother: So, today we'll have a family council and discuss our holiday plans

Father: It's nothing to discuss. Let's go to the country house. There is nothing better than fishing in fresh air. The scenery near our city is very beautiful.

Ann: Oh, no. I prefer travelling. Why not to have a trip somewhere, to see the capital of our country Moscow and our North capital St. Petersburg. The sightseeing are really wonderful!

Peter: Oh, What a crazy idea! Only sun and beach at the seaside. What I want is just swimming in the sea and thinking of nothing.

Mother: We haven't got enough money for it. I suggest visiting our friends in Volgograd. The city is very beautiful and interesting. It stands on the Volga. So you may go fishing and bathing as much as you can.

Father: Great!

После этого учащиеся обращаются к тексту

Russian Federation

The official name of our homeland is Russian Federation. There are 21 Republics and 68 regions in it. The first Russian President was Boris Eltsin, and at the moment the president of our country is V.V.Putin.

The Russian Constitution is the highest law of our country.

The Russian National Government

The president and his assistants

The Council of the Ministers with the Prime Minister

The Federal Assembly

(the Parliament)

The Federal Council

(the Upper House)

The State Duma

(the Lower House)

In 1917 after the Great Socialist Revolution our country stopped being a monarchy and became a republic. The capital of our Motherland is Moscow.

Russia is situated in Europe and Asia. It occupies about one- seventh part of dry land. It's total area is over 17 million square km. It is the largest country in the world. It is washed by seas and oceans.

There are many mountains in it; the Altai and the Caucases among them. The biggest river are in Siberia and Far East. They are: the Lena, the Ob, the Yenisei. In European part the longest river is the Volga.

The lake Baikal is the deepest lake in the world and it has the cleanest water, it is protected by the government.

Russia is rich in natural resources: gas, coal, oil, metal ores.

The largest cities are: St. Petersburg, Samara, Yekaterinburg, Volgograd, etc.

The colours of Russian flag are: red, blue and white.

The symbol of our country is a two headed eagle.

Отработка монологического высказывания идет по листам опорных сигналов. Только после того, как учащиеся смогут воспроизвести тему в монологе, приступа. к проведению ролевой игры.

Очень большое значение учитель придаю разработке ситуации, на основе которой строится ролевая игра. Например, «Заседание Пиквикского клуба», где мистер Пиквик собирается посетить Россию и по крупинкам собирает информацию о ней. Члены клуба (а некоторые учащиеся получают имена Трейси Тапмена, Огюста Снодграсса, Натаниела Уинкла), высказывают свои мысли об этой стране, показывают карты и фотографии, и наконец, напечатают маршрут путешествия председателя клуба. Сообщение каждого члена, в зависимости от его характеристики и склонностей отличаются друг от друга. С этой целью составляются ролевые карточки:

М-р Тамплин очень импульсивен.

Постарайся отговорить м-ра Пиквика от путешествия, используя выражения:

I am afraid that....................

Be careful

It is a wild country

New president

so cold, so big

a lot of nationalists

М-р Снодеграсс очень осторожен, мягок.

Постарайся понять желание м-ра Пиквика путешествовать по России.

Используй выражения:

I suppose....................

Many traditions and customs

So interesting

Tasty food

A lot of trade opportunities

М-р Уинкль - любитель слабого пола и политических страстей.

Используй выражения:

It's so interesting

Elections

Movements and parties

New president

beautiful girls

Участники игры строят свои сообщения на основе ролевых карточек. Затем идет диалог - обмен мнениями. Самый сильный ученик исполняет роль м-ра Пиквика. Он колеблется, задает вопросы о России другим участникам клуба.

В качестве информации о России используются газетные статьи о городах России, радиосообщения, стихи, песни. Задача учащихся в данной ролевой игре убедить мистера Пиквика в необходимости совершения путешествия.

В конце урока обсуждаются города, места и регионы, куда следует поехать герою. При этом учащиеся используют выражения:

I'll begin with...........

First I go to..............

then by plane I'll travel to........

There I'll see.......................

After that I'll take a train........

I'd like to finish my trip.......

Для выбора роли органично подходящей к характеру того или иного ученика, его личностным особенностям желательно определить общее состояние ученика, его стремление «командовать» или « подчинятся». С этой целью предлагаю детям следующую анкету:

1. В компании, ты с большим удовольствием:

а. организуешь деятельность

б. подчиняешься большинству

в. предпочитаешь остаться в стороне

2. Если тебе предложат интересное дело то ты:

а. туту же включаешь в него свои поправки

б. с радостью займешься им

в. будешь сомневаться, стоит ли им заниматься

3. Ты считаешь, что в жизни нужно занимать:

а. активную позицию

б. быть таким же как все

в. лучше подчинятся, меньше ответственности

4. Мое будущее я связываю с:

а. менеджментом, риском

б. спокойной работой, стабильностью

в. творчеством, индивидуальной трудовой деятельностью

5. Со взрослыми я предпочитаю:

а. держаться на равных

б. безоговорочно подчиняться

в. соглашаться, но делать все по своему

(Ответы: а-2б, б-1б, в-0б. Если учащийся набирает от 4 до 8 баллов, то ему больше подходят роли: «Родителя», «Учителя», «М-р Пиквика», если о 0-4 баллов, то ему можно предложить роли: «Ребенка», «Ученика» и т.д.)

Провожу ролевые игры даже на начальном этапе обучения. Например, во 2 классе очень интересно эффективно проводятся уроки по теме «Давайте познакомимся»

Обучаемые длятся на две группы. Одна группа получает визитные карточки:

Кейт Браун

Америка

10 лет

Энн Бейкер

Великобритания

10 лет

Джон Блейк

Африка

10 лет

Стулья ставятся в круг и на них расставляются участники группы, получившей визитные карточки. Учащиеся другой группы становятся напротив. Пока звучит музыка учащиеся второй группы движутся вокруг стульев, на которых сидят учащиеся 1 группы. Музыка прекращается и ученики начинают задавать вопросы сидящим, перед которым они остановились в данный момент времени:

What is your name?

What is your surname?

Where are you from?

How old are you?

How are you?

Через определенный момент времени движение возобновляется и опрос продолжается.

После этого учащиеся группы 2 (опрашивающие) представляют учащихся группы 1, рассказывая о них все, что запомнили:

His/ Her name is............

Her/ His surname is.....

He/ She is from......... etc/.

Однако, самый интересный вид деятельности на уроках - деловая игра. Считаю, что с помощью деловой игры усвояемость новых знаний достигает 90%. Главной отличительной чертой деловой игры является выработка какого- либо решения на основе суммированных данных. Решение всегда вырабатывается коллегиально т.е. в ходе совместной групповой работы учащихся.

Наиболее характерные черты деловой игры:

1. Распределение ролей между участниками игры.

2. различие ролевых целей при выработке решений.

3. Взаимодействие учащихся, исполняющих те или иные роли.

4. Наличие общей цели у всего игрового коллектива.

5. Коллективная выработка решений участников игры.

6. Реализация в процессе «цепочки решений».

7. Поли альтернативность решений.

8. Наличие управляемого эмоционального напряжения.

9. Наличие разветвленной системы индивидуального и группового оценивания участников игры.

Давайте более подробно остановимся на таком компоненте деловой игры как

«цепочки решений»

Деловая игра рассматривается как динамическая система. Решение, принимаемое участниками игры на основе исходной информации, воздействует на модель объекта управления, вызывая изменение его исходного состояния. Это измененное состояние находит отражение в игровом комплексе и в деятельности учащихся.

Рассмотрим примеры подобной «цепочки решений»

Все учащиеся представляют собой «школу стюардесс». Им необходимо найти оптимальную схему рассказа о любом городе мира. Уже пройдена тема «Москва» и учащиеся в монологической форме рассказали о столицах англоязычных стран. Задача, стоящая перед учителем - научить учащихся пользоваться своими знаниями свободно и творчески.

В решении данной задачи учителем четко прослеживаются 4 этапа:

I этап. Подготовка. Повторение.

Учащиеся работая в группах определяют общие и наиболее характерные черты тех столиц, которые уже были пройдены, работая с текстами. Каждая группа составляет краткий отчет по каждой столице. В слабых классах учащимся предлагается готовый лист, из которого необходимо выбрать нужные черты той или иной столицы.

Common Features

the centre of.........

culture

industry

policy

a lot of.........

parks

theaters

cinemas

libraries

museums

a monument to........

a very picturesque place

fine nature

is situated..............

on the river.....

surrounded by........

steppes

forests

mountains

Peculiar Features

the main city

a capital

a lot of sightseeing

the government sits

has a large port

air port

transport centre

educational center

the climate

hot, cold, continental

a small town

a provincial town

divided into

II этап. Структурирование материала.

После выполнения предыдущего задания каждая группа рисует, составляет свой лист опорных сигналов:

N - capital of

.......is situated centre of

forest, sea, mountains Ind. Cult. Ed. Tr.

Climate, sightseeing

III. этап. Обобщение

Один из участников группы представляет свой лист опорных сигналов и рассказывает по нему об одном из крупнейших городов мира (которые в школе не изучались). После этого предлагаю учащимся составить рассказ о провинциальном городке области, районного центра.

IV. этап. Творческий

Далее следует игра, где учитель раздает учащимся карточки с названием какого-либо города или открытки с видом неизвестного города. Каждый участник должен рассказать о нем, используя наглядность, воображение и минимум информации. В конце урока необходимость в листах опорных сигналов отпадает, у учащихся формируется алгоритм рассказа о городе.

Особо следует отметить в проведении деловых и ролевых игр роль учителя:

Учителю необходимо иметь полное представление о структуре игры, четко и ясно объяснять смысл заданий и способы оформления решений по этим заданиям. В ходе игры нужно поддерживать постоянный контакт с игровыми группами, умело создавая атмосферу сотрудничества.

При подготовке к ролевой или деловой игре всегда использую материал, в котором наиболее ярко выражена коммуникативная направленность. В современных учебниках имеется большое изобилие информационных текстов, которые довольно легко пересказать, но которые очень трудно использовать для общения. Я расширяю эти тексты вопросами, перевожу разговор в такую плоскость, в которой изученная информация нужна для применения. Учащиеся получают возможность внести свои личные оценки в изученное, подобрать дополнительный материал.

Результат: Постоянная работа по данной модели в 8 «Б» классе показала следующие результаты:

 успеваемость - 100%;

 качество - с 67% в первой четверти - до 82% за год;

Отмечаются личностные изменения учащихся (стали более коммуникабельными, легче идут на откровенный разговор, более самостоятельны в принятии решений и др.)

Поднялся уровень активности учащихся.

© 2010-2022