Выступление на тему Использование проектной деятельности на уроках иностранного языка и во внеурочной работе

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

И ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ


«Скажи мне - и я забуду.

Покажи мне - и я запомню.

Вовлеки меня - и я научусь».

(Китайская пословица)


Современные педагогические технологии, такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий (НИТ), Интернет-ресурсов помогают реализовать различные подходы в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонностей.

Создание условий, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал - задача сегодняшнего дня.

В настоящее время в практике обучения иностранным языкам в школах России широко используется метод проектов, который предполагает опору на творчество школьников, приобщение их к исследовательской деятельности, позволяет интегрировать разные учебные предметы, использовать различные режимы работы учащихся, организовывать обучение в сотрудничестве.

Расширение способов работы с источниками информации, повышение самостоятельной роли учащихся в проектной деятельности формируют ключевые, базовые компоненты: создание, поиск, сбор, анализ, представление, передачу информации, моделирование (в том числе компьютерное), проектирование, совместную деятельность, рефлексию, самообучение.

Теоретический анализ позволил выделить ряд требований, учёт которых при работе над проектом будет способствовать развитию мотивации учебной деятельности школьников на различных этапах обучения иностранному языку:

- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;

- практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;

- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;

- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

- использование исследовательских методов: определение проблемы, выдвижение гипотезы решения поставленных задач, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, подведение итогов.

Учебники нового поколения предлагают создание проекта в конце прохождения каждого раздела. Навыки работы над проектом закладываются уже в начальной школе. Как показывает практика, темы проектов в младших классах вытекают из сфер общения учащихся, предусмотренных программой. Предпочтение должно отдаваться краткосрочным монопредметным проектам, внутренним, творческим, личностным или групповым, с открытой координацией. Такие проекты могут выполняться и на уроке. Во втором классе ребята готовят мини-проекты. Дети с удовольствием рисуют, оформляют альбомы, создают коллажи. Этот прием активизирует деятельность ребят, так как соответствует их интересам и возрастным особенностям, развивает их творческие способности.

В средних и старших классах проекты усложняются по форме и по содержанию, практикуется научный подход к их оформлению, при этом, соответственно, увеличивается время на их подготовку - они становятся среднесрочными и долгосрочными.

Проектная деятельность позволяет формировать личностные качества учащихся, в первую очередь - умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов, анализировать результат деятельности.

Организуя групповую работу детей над проектом, следует учитывать, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность.

Цели и задачи проекта в обучении иностранного языка

Основной целью использования метода проектов в обучении иностранному языку является возможность в овладении учащимися коммуникативной компетенцией, т.е. практическому овладению иностранным языком.

Кроме того, проектное обучение способствует:

- повышению личной уверенности учащихся;

- развивает "командный дух", развивает коммуникабельность и умение сотрудничать;

- обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы;

- развивает у учащихся исследовательские умения.

Типология проектов

Существуют различные классификации проектов. Так, Е.С. Полат предлагает шесть основных критерий, по которым различают типы проектов:

1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные.

2. По признаку предметно-содержательной области: монопроекты, межпредметные проекты.

3. По характеру контактов: внутренние или региональные, международные.

4. По количеству участников проекта: индивидуальные, парные, групповые.

5. По продолжительности проекта: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.

6. По результатам: доклад, альбом, сборник, каталог, альманах; макет, схема, план-карта; видеофильм; выставка; и др.

Саймон Хайнес выделяет следующие типы проектов:

- проекты-сообщения или исследовательские проекты (Information and Research projects);

- проекты-интервью (Survey projects);

- проект-производство (Production projects);

- проекты-ролевые игры и драматические представления (Performance and Organisational projects).

По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка:

Конструктивно-практические проекты - например, дневник наблюдений, создание игры и её описание.

Игровые - ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов урока в школе (программы практики устной речи, грамматики, фонетики), драматизация пьесы (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка).

Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение региона какой-либо страны», «Путеводитель по стране изучаемого языка».

Сценарные проекты - сценарий внеклассного мероприятия для школы или отдельного класса.

Творческие работы - свободное литературное сочинение, литературный перевод произведения на родной язык (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка).

Издательские проекты - стенгазеты, материалы для стендов.

Последовательность работы над проектом следующая:

I этап - подготовительный/погружение в проект.

На этом этапе очень важным является погружение в проект: мотивация деятельности учащихся, определение темы, проблемы и целей. Тема проекта должна быть не только близка и интересна, но и доступна, то есть находиться в зоне ближайшего развития учащихся. Своей позицией по отношению к проекту учитель даёт понять, что готов поддержать ребят в их деятельности. Начальный этап работы над проектом - введение и обсуждение темы предлагается на обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, грамматика, дети осваивают простые предложения.

По времени этот этап осуществления проекта является самым коротким, но он очень важен для достижения ожидаемых результатов.

II этап - планирование и организация деятельности.

На этом этапе организуется деятельность школьников: определяются группы по направлениям деятельности, выделяются цели и задачи каждой группы, определяются роли каждого участника. Планируется работа групп: определяются источники информации, способы сбора и анализа информации, способы представления результатов деятельности (форма отчёта, вид презентации и т.д.) Планирование может быть последовательным или параллельным.

III этап - исследование (осуществление деятельности).

На этом этапе происходит сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты, которыми пользуются учащиеся - это разные формы получения информации: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.д.

Главное - не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

IV этап - представление результатов исследования, отчёт.

Этап презентации необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, для демонстрации результатов. Формы представления результатов исследования могут быть различными. Учебный проект отличается от простого коллективно подготовленного мероприятия или другой групповой работы с представлением наглядных результатов тем, что демонстрируется главный результат работы над проектом - анализ деятельности и представление способа решения проблемы проекта. На этом этапе презентации важно научить учащихся кратко излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, изготавливать наглядность, вырабатывать стройную манеру изложения. На этапе презентации роль учителя значительно возрастает. Он обобщает, резюмирует, даёт оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.

Презентация проектов происходит на заключительных уроках по определенной теме с оформлением и обсуждением результатов, подведением итогов.

Практическая работа над проектом начинается на стадии "Закрепления материала" или "Повторения" и становится гармоничной частью единого процесса обучения.

Одной из главных особенностей проектной деятельности является ориентация на достижение конкретной практической цели - наглядное представление результата, будь это рисунок, аппликация или сочинение.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ

Для того, чтобы вести внеклассную работу над проектом, необходимо

учитывать:

  1. специфические особенности учащихся разных возрастов;

  2. особенности коллективной жизни на каждом конкретном этапе;

  3. индивидуальные особенности учащихся.

В этом конкурсе-защите проектных работ участие могут принять учащиеся любого класса, так как нет возрастных ограничений. Учащиеся самостоятельно выбирают тему и форму своих работ и за месяц до проведения данного конкурса подают заявку на участие.

Конкурс состоит из следующих этапов:

  1. самопрезентация (несколько слов о себе на английском языке);

  2. защита творческой работы (название работы, почему выбрана данная тема, как проводилась работа по избранной теме, актуальность работы, её практическое применение и т.п.).

Критериями оценивания являются:

а) хронометраж (не более 10 минут);

б) презентация (чёткость изложения и культура речи),

в) дизайн,

г) актуальность;

д) информативность;

е) логическая структура работы и её составляющих;

ж) новизна;

з) практическое применение.

Оценивает участников конкурса жюри, в состав которого обычно входят: администрация школы, учителя иностранного языка, активисты школьного самоуправления. Конкурс начинается со вступительного слова, затем следует яркая защита творческих работ, завершается подведением итогов. Жюри награждает победителей грамотами и ценными призами, а остальных участников - благодарностями и подарками. Зрители - не пассивные наблюдатели, они выбирают приз зрительских симпатий.

ВЫВОДЫ

В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.

Метод проектов - это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность учащемуся проявлять самостоятельно в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе её изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечёт за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому языку (просто выполнив очередное упражнение), или почитать другую литературу. Однако, зачастую ребята обращаются к дополнительным источникам информации, анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное.

Роль учителя в проектной деятельности

Проектирование в школе невозможно без организационной и культурной позиции учителя. На практике это ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.

Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи.

Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку.

Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.

В работе над проектом учитель:

- помогает ученикам в поиске нужных источников информации;

- сам является источником;

- координирует весь процесс;

- поощряет учеников;

- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Роль ученика в проектной деятельности

Проектная деятельность учащихся - одна из важнейших составляющих образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект.

Кроме того, ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями.

В период выполнения проектов у школьников развиваются следующие умения:

- общеучебные: работа с учебником, со словарем, справочной литературой, составление плана доклада, сообщения, выступления по теме и т. д.;

- специальные: умение сокращать текст и передавать его в устной форме, осуществлятьтематический подбор лексики, пользоваться двуязычным словарем, делать краткие записи по проблеме, составлять сообщения и др.;

- собственно коммуникативные умения по видам речевой деятельности, включающие речевое и неречевое поведение.

Преимущества метода проектов над традиционными методами обучения иностранному языку

В традиционной системе акцент делается на усвоение готовых знаний, а самообучение происходит за счет эксплуатации памяти. Метод проектов:

- развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности;

- развивает творческие способности и самостоятельность;

- он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования;

- он творческий по самой своей сути, т.к предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов;

- при работе над проектом в центре внимания находится мысль, а я зык выступает в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей;

- он в большей степени, по сравнению со стандартными методами обучения, знакомит школьников со страноведческой тематикой, включает учащихся в активный диалог культур;

- позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.

С помощью метода проектов возможно обучить: выявлять и формулировать проблемы; проводить их анализ; находить пути их решения; работать с информацией; находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации; применять полученную информацию для решения поставленных задач.



Знание только тогда становится знанием,
когда оно приобретено усилиями

своей мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой

7


© 2010-2022