Исследовательская работа по предмету: Английский язык Тема: «Профессиональная мотивация в обучении английскому языку

В период бурного развития международных экономических связей с зарубежными странами усиливается необходимость изучать английский язык с ориентацией на его практическое использование в сфере делового общения. В нашем лицее мы пришли к выводу о целесообразности создания и использования учебных пособий, в которых изучение лексико-грамматического материала проходило бы параллельно с развитием знаний и навыков профессионально – ориентированного общения на иностранном языке. Учащимся было предложено п...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Ростовской области

«Октябрьский аграрно-технологический техникум»



Исследовательская работа по предмету:

«Английский язык»

Тема: «Профессиональная мотивация в обучении

английскому языку»











Руководитель: Макарова Н.И.

Работу выполнили: Тищенко Владислав;

Журавлева Валентина;

студенты I курса,

профессия «Ветеринария»


п. Качкан

2013г.

Аннотация

Необходимым компонентом в процессе формирования у учащихся реального образа будущей профессиональной деятельности является аргументированное разъяснение тех или иных общих дисциплин для конкретной практической деятельности будущих специалистов.

В период бурного развития международных экономических связей с зарубежными странами усиливается необходимость изучать английский язык с ориентацией на его практическое использование в сфере делового общения.

В нашем лицее мы пришли к выводу о целесообразности создания и использования учебных пособий, в которых изучение лексико-грамматического материала проходило бы параллельно с развитием знаний и навыков профессионально - ориентированного общения на иностранном языке.

Учащимся было предложено провести исследование и определить степень эффективности использования данных пособий в формировании профессиональной мотивации в процессе обучения английскому языку.

Данная исследовательская работа состоит из: «Введения», где дается обзор проблемы, подчеркивается и обосновывается ее актуальность, определяются задачи; «Основной части», где излагается содержание работы; «Заключения», где подводятся итоги проведенного исследования, формируются выводы.
















  1. Введение.

Одной из особенностей изучения английского языка учащимися профессиональных образовательных учреждения является тесная связь с будущей профессией.

Основная цель обучения иностранному языку в учреждениях НПО - иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция.

Для реализации данной цели в нашем лицее был разработан ряд профессионально ориентированных пособий, где сделан акцент на аутентичные тексты, расширяющие у учащихся знания о странах изучаемого языка и вводящие в специальность.

Для того чтобы выявить, как данный языковой материал стимулирует развитие профессиональной мотивации (ведь в конечном итоге, степень квалификации специальности зависит от того, насколько положительно он относится к своей профессии) была проведена исследовательская работа среди учащихся, обучающихся по профессии «Младший ветеринарный фельдшер».

Данная цель определила несколько исследовательских задач:

  1. Подробное изучение учебного пособия по теме: «Ветеринарная медицина».

  2. Анализ учебной деятельности учащихся, работающих с данным пособием.













II. Основная часть.

Профессиональная мотивация в обучении английскому языку

В поэме Гоголя «Мертвые души» немалое место отведено детству главного героя, бессмертного Чичикова. Почему этот хитрый мальчик из бедной семьи учится с таким прилежанием? Он хочет обязательно подняться вверх по служебной лестнице и зажить барином. Потому-то в конечном итоге он устраивается на службу туда, где можно разбогатеть - в таможню. Разумеется, это не самый показательный пример. Одной из основных тем русской литературы XIX века было учение как способ «выбиться в люди» - ей уделяли внимание многие великие писатели, от Гончарова до Чехова. Чеховский профессор из «Скучной истории», страдающий бессонницей, ночи напролет размышляет о своей жизни и вспоминает о том, что же в молодости побудило его заняться медициной - жажда знаний, любовь к человечеству или желание славы (это одна из главнейших тем Чехова).

Итак, поговорим о профессиональной мотивации. Сейчас исследователям уже не приходится сомневаться в том, что успеваемость учащихся зависит в основном от развития учебной мотивации, а не только от природных способностей. Между этими двумя факторами существует сложная система взаимосвязей. При определенных условиях (в частности, при высоком интересе личности к конкретной деятельности) может включаться так называемый компенсаторный механизм. Недостаток способностей при этом восполняется развитием мотивационной сферы (интерес к предмету, осознанность выбора профессии и др.), и школьник/студент добивается больших успехов.

Однако дело не только в том, что способности и мотивация находятся в диалектическом единстве и каждый из них определенным образом влияет на уровень успеваемости. Исследования, проведенные в нашем лицее, показали, что сильные и слабые студенты отличаются вовсе не по интеллектуальным показателям, а по тому, в какой степени у них развита профессиональная мотивация.

Те, кто выдерживают отбор и попадают в число первокурсников, в целом обладают примерно одинаковыми способностями. В этом случае на первое место выступает фактор профессиональной мотивации; одну из ведущих ролей в формировании «отличников» и «троечников» начинает играть система внутренних побуждений личности к учебно-познавательной деятельности в лицее.

Если учащийся разбирается в том, что за профессию он выбрал и считает ее достойной и значимой для общества, это, безусловно, влияет на то, как складывается его обучение. Исследования, проведенные нами полностью подтверждают это положение.

Так мы выяснили, что больше всего довольны избранной профессией обучающиеся на I курсе, но в течение всех лет учебы этот показатель неуклонно снижается. Все дело в том, что первокурсники опираются, как правило, на свои идеальные представления о будущей профессии, которые при столкновении с реалиями подвергаются болезненным изменениям. Однако важно другое. Ответы на вопрос «Почему профессия нравится?» свидетельствуют, что ведущей причиной здесь выступает представление о творческом содержании будущей профессиональной деятельности. Например, студенты упоминают «возможность самосовершенствования», «возможность заниматься творчеством» и т. п. Что же касается реального учебного процесса, в частности, изучения специальных дисциплин, то здесь, как показывают исследования, лишь незначительное число студентов-первокурсников (менее 30%) ориентируются на творческие методы обучения.

Как известно, невозможно приобрести основы профессионального мастерства в процессе репродуктивной учебной деятельности. Только в творческой учебной среде возможно комплексное овладение профессией. Наблюдения, проведенные нами, показали, что труднее всего обучающимся по профессии «младший ветеринарный фельдшер» на первых порах дается освоение математики, физики и иностранного языка. Выяснилось, что причина не только в объективной трудности усвоения указанных дисциплин. Огромное значение имеет и то, что студент часто плохо представляет себе место этих дисциплин в своей будущей профессиональной деятельности.

Но очень быстро к иностранному языку отношение меняется.

Мы еще пока обучаемся на I курсе, но уже можем сказать, что материал, отвечающий нашим профессиональным интересам, заинтересовывает не только с точки зрения приобретения знаний по иностранному языку, но и с точки зрения открывающихся возможностей использования иностранного языка для расширения и углубления знаний по специальности, самостоятельного приобретения профессиональных знаний, для получения необходимой информации в интересующей области, для более глубокого изучения системы интересующей нас науки.

Так, используя на уроках учебное пособие для обучающихся по нашей профессии, на лексическом материале «Ветеринарная медицина» мы осваиваем грамматический материал «Причастные обороты в английском языке», словообразование прилагательных при помощи суффиксов -ful, -less, а также расширяем знания о болезнях животных (анемия, сибирская язва, ящур, бруцеллез и др.)

Тексты «Veterinary Service», «Animal Clinics», «People and Careers» «Animal Kingdom» мы обсуждаем на уроке, развивая диалогическую и монологическую речь. Больше всего нам нравится работа в группах и ролевые игры. Мы разыгрываем различные ситуации: «На приеме в ветеринарной клинике», «Вызов врача», «Осмотр животного» и другие. Данная языковая практика помогает нам овладеть навыками делового общения, профессиональными навыками.

Мы опросили студентов, обучающихся на I курсе и пришли к выводу, что такой вид деятельности предпочитает 82% обучающихся. Работа в группах и ролевые игры улучшают атмосферу, эмоциональный климат на уроке английского языка, учащиеся чувствуют себя менее зажатыми в рамки и получают большую возможность самовыражения, и изучения иностранного языка становится не самоцелью, а средством изучения специальности.

Мы хотим стать хорошими специалистами, а для этого нам необходимо приобретать дополнительную информацию профессиональной направленности.

Дополнительную информацию мы получаем, просматривая научную литературу на английском языке в интернете и учебных пособиях. В будущем, возможно, нам предстоит работать не только в ветеринарных клиниках, но и на заводах по переработке мясной и молочной продукции. Уже сейчас мы самостоятельно читаем тексты на английском языке по темам «Состав и переработка мяса», «Характеристики молока», «Кисломолочные продукты», «Масло и сыр». Их содержание направлено на расширение знаний по специальности. Так иностранный язык помогает стать профессионалом.


















  1. Заключение

Данное исследование показало, что конкретная связь обучения иностранному языку со специальностью тогда становится эффективной, когда, оставаясь в рамках обучения языку, ставится перед учащимися конкретная профессиональная задача.

Следует учитывать, что мотивационный комплекс мобилизует не сама по себе отнесенность задания к профессиональному обучению, а лишь строгое соответствие предлагаемого задания характеристике формируемых на данном этапе обучения профессиональных действий. Только в этом случае задание, нейтральное в других условиях, вызывает активный встречный интерес и то напряжение потребности, которое интенсифицирует формирование речевых действий. Следовательно, для каждой ступеньки учебного процесса в целом (в первую очередь, для обучения специальности) должна быть разработана своя система заданий по иностранному языку. В таком поэтапном соответствии заложены весьма широкие возможности для подлинно активных, творческих форм работы, продуцирующих естественную на усваиваемом языке.











Литература

1. Кравцова Л.И. Английский язык для средних профессиональных учебных заведений - М.: Высшая школа, 2007г.

2. Комарова Г.Н, Е.В Глушенкова. Английский язык для средних профессиональных учебных заведений сельскохозяйственного профиля: Учеб. Пособие, М.: Высшая школа, 2006г.

3. Веренич Н.И., Беззубенок.В.Н, Евстратова И.В., Кудинова Е.В, Курачева А.Г.

"Методическое пособие - Мн.: ИВЦ Минфина,2005г.

4. Адрианова Л.Н, Багрова Н.Ю, Ершова Э.В, "Курс английского языка" (для вечерних и заочных технических вузов - М.: Высш. шк., 2002г.



Интернет ресурсы

1. Английский язык: практические упражнения.

Коллекция упражнений по английскому языку различной тематики и уровня, сборники выражений, тестов, грамматических таблиц.

eslcafe.com/idioms/

2. English Idioms
eslcafe.com/idioms/





© 2010-2022