Необходимость подготовки специалиста нового поколения

Именно цель определяет содержание и методы обучения. Но она не может быть неизменной, постоянной: меняются общественные условия – корректируются и образовательные цели в соответствии с потребностями общества в конкретный период времени. Система образования выполняет своего рода «социальный заказ» на подготовку как специалиста, так и личности, отвечающей современным потребностям общества. Другими словами, целью образования является обеспечение высокого уровня профессиональной подготовленности сп...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Костромитина О.Н.

г. Екатеринбург



Необходимость модернизации подготовки специалиста нового поколения в средних специальных учебных заведениях.


Что вы можете доказать себе и своему

времени силой разума, логики, науки, -

того хочет время.

Ф. Лассаль


«Мы ждем перемен!» - эти слова В. Цоя стали лозунгом не одного поколения. И это не просто дань моде, это действительно требование времени. И система образования не исключение. Более того, проблема цели образования всегда была актуальна не только для педагогики, но и для других общественных дисциплин: как и зачем мы учим, будут ли востребованы подготовленные нами специалисты. Именно цель определяет содержание и методы обучения. Но она не может быть неизменной, постоянной: меняются общественные условия - корректируются и образовательные цели в соответствии с потребностями общества в конкретный период времени. Система образования выполняет своего рода «социальный заказ» на подготовку как специалиста, так и личности, отвечающей современным потребностям общества. Другими словами, целью образования является обеспечение высокого уровня профессиональной подготовленности специалиста и духовное развитие личности.

Принято считать, что получение профессионального образования - это «овладение совокупностью знаний, умений и навыков, дающих возможность выполнять определенные профессиональные функции»*. Некоторое время целью профессиональных образовательных учреждений являлась подготовка так называемых «специалистов широкого профиля», которые обладают достаточными знаниями и умениями в определенной производственной сфере и могут найти им широкое применение. Понятие «специалист широкого профиля» означает осведомленность человека в области смежных специальностей и предполагает

*Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. «Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях». - М., 2001


разнообразие возможности применения его труда. С одной стороны, у такого специалиста много достоинств: он мобилен, гибок, достаточно легко приспосабливается к изменившимся обстоятельствам. С другой стороны, практика показывает, что осведомленности мало, нужна более глубокая специализация, более профессиональный подход к решению конкретной производственной задачи.

В условиях формирования рыночных отношений появилась потребность в интегрированных специальностях, которые предполагают усиление фундаментальной подготовки по специальным дисциплинам и получение дополнительного профессионального образования, соответствующего требованиям конкретного рабочего места. В связи с этим, специальность понимается как специфика содержания труда в рамках профессии, а квалификация - это уровень и вид профессиональной обученности, характеризующие возможности специалиста решать определенные классы профессиональных задач. Интеграция не сумма составляющих ее частей, а качественно новое образование, возникающее на основе интегративной цели и интегративной деятельности. Формы ее могут быть разнообразными. В соответствии с изменившимися условиями рыночных отношений на рынке труда в сфере жилищно-коммунального хозяйства все более востребованными считаются специально подготовленные ремесленники-предприниматели для жилищно-коммунального хозяйства с квалификацией мастер-менеджер. Это вызвано тем, что ключевой проблемой отрасли ЖКХ в настоящее время является обеспечение надежности электрооборудования и повышение эффективности энергосбережения. Соответственно, целью реформы ЖКХ становится повышение качества жилищно-коммунальных услуг и превращение коммунального хозяйства в современный цивилизованный механизм, работающий в интересах потребителя. Наряду с техническими, финансовыми и правовыми трудностями реформирования ЖКХ, имеются и кадровые. Остро ощущается необходимость замены так называемых «узких специалистов» работниками, овладевшими дополнительными, не обязательно смежными специальностями и способными адаптироваться в современных рыночных условиях. Именно этим объясняется востребованность ремесленника-предпринимателя для жилищно-коммунального хозяйства с вновь созданной квалификацией мастер-менеджер. Для ремесленничества характерны применение простых орудий труда, решающее значение личного мастерства ремесленника, индивидуальный характер производства, т.к. он работает один или с ограниченным числом помощников. Ремесленнику необходимо самому организовывать свою деятельность, просчитывать необходимые затраты и возможную и желаемую прибыль. Так и современному ремесленнику-предпринимателю для жилищно-коммунального хозяйства приходится кроме профессиональных знаний, умений и навыков осваивать дополнительные знания из области экономики, бухгалтерского учета и менеджмента. Такой специалист обладает навыками монтажа и демонтажа, обладает необходимыми знаниями и умениями для обслуживания и ремонта проводки, автоматических выключателей, устройств защитного отключения, осветительного оборудования и т.д. Кроме того, ему необходимо проектировать и осуществить проводку в квартире, рассчитать нагрузки и составить смету затрат, быть готовым к менеджменту и маркетингу в сфере предоставления услуг, ориентироваться в новинках энергосберегающего оборудования.

Для создания такой квалификации как мастер-менеджер в рамках специализации ремесленник-предприниматель для жилищно-коммунального хозяйства необходима новая образовательная программа. В связи с этим, очевидно, должен быть пересмотрен и перечень профессиональных задач, к выполнению которых должен быть подготовлен студент среднего специального учебного заведения, отраженный в квалификационных требованиях к выпускнику и определяющий место специалиста в производственной сфере и требования к его личностным качествам.


© 2010-2022