Формирование социокультурной компетенции на уроках страноведения

Современные тенденции общественного развития, возрастающая потребность в контактах и сотрудничестве на разных уровнях и самых различных областях предполагают не только знание английского языка в узком смысле этого слова, но и умение свободно ориентироваться в ином культурном пространстве, умение адекватно взаимодействовать с носителями английского языка и иной культуры. В соответствии с требованиями Программы и Государственного стандарта страноведческие знания являются, наряду с коммуникативными...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа «Диалог»

с углубленным изучением английского языка»

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании МО зам. директора по УВР директор

С.В. Хромина МАОУ СОШ «Диалог»

Ю.С. Аристов

протокол №_____ __________________ __________________

«____» _________201__г. «____»_________201__г. «____»___________201__г.







Программа

элективного курса

«Страноведение: Великобритания»


для 8 классов



Составитель: Демидова И.А.,

учитель английского языка

первой квалификационной категории.



Новосибирск 2014

Пояснительная записка

1. Аннотация к курсу

Современные тенденции общественного развития, возрастающая потребность в контактах и сотрудничестве на разных уровнях и самых различных областях предполагают не только знание английского языка в узком смысле этого слова, но и умение свободно ориентироваться в ином культурном пространстве, умение адекватно взаимодействовать с носителями английского языка и иной культуры. В соответствии с требованиями Программы и Государственного стандарта страноведческие знания являются, наряду с коммуникативными умениями и языковыми знаниями одной из трёх содержательных линий образовательной области "Иностранный язык". Без опоры на страноведческие знания невозможно сформировать настоящую коммуникативную компетенцию.

Курс " Страноведение Великобритании" разработан для 8 класса как дополнение к базовому учебно-методическому комплексу (УМК) «Английский язык. Пособие для общеобразовательных учреждений и школ с углублённым изучением английского языка» О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, издательство Москва «Просвещение».

Курс «Страноведение Великобритании» позволяет учащимся расширить не только свои знания по английскому языку, но и предполагает расширение и углубление объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка, ее науке и культуре, исторических и современных реалиях, общественных деятелях и месте страны в мировом сообществе, мировой культуре, в целом - расширения объема лингвистических и культуроведческих знаний, навыков и умений.

Материалы курса могут быть использованы как полностью, так и частично для работы на уроке и во внеклассных мероприятиях.

2. Цели и задачи данного курса

Комплексная цель, направленная на воспитание, образование и развитие личности ученика в процессе овладения им основами иноязычной речевой деятельности, конкретизируется в данной программе следующим образом:

1. Развитие социокультурной компетенции посредством расширения лингвистических, страноведческих и лингвострановедческих знаний учащихся.

2.Развитие информационной компетенции через нахождение учениками соответствующей информации, необходимой для устного и письменного сообщения.

3. Развитие социальных, творческих, познавательных и языковых способностей учащихся.

4. Формирование способности к интеллектуально-эмоциональному восприятию английского языка и культуры; развивать правильное понимание культурных традиций, обычаев, особенностей поведения носителей английского языка.

5. Повышению страноведческой эрудиции, приобретению опыта самостоятельного использования английского языка для расширения знаний в общественной жизни.

6. Развитие коммуникативной компетенции путём использования упражнений коммуникативной направленности и речевых ситуаций.

7. Реализация межпредметных связей с целью воспитания гармоничной, всесторонне развитой личности. В ходе занятий обучающиеся получают дополнительные знания по другим предметам: география, история, литература.

Содержание и принцип построения этого спецкурса позволяет решать такие общеобразовательные и воспитательные задачи как:

  • обогатить знания школьников об историко-культурном развитии Великобритании, исторической памяти и культурном наследии ее народа, образе и стиле жизни людей в современном британском обществе (раскрывая общепланетарные и специфические черты в культуре этой страны);

  • развить у учащихся умения проводить сопоставления между родной и изучаемой иноязычной культурой на иностранном языке;

  • продолжать развитие у школьников представлений о современном поликультурном мире, поликультурности Британии и России (как и многих других современных стран) и способствовать развитию у них культурной непредвзятости, культуроведческой и речевой наблюдательности;

  • развивать умения использовать иностранный язык как средство культуроведческого образования, а также как инструмент культуроведческого самообразования при изучении других англоязычных культур.

3. Описание формируемых компетенций

Социокультурная компетенция

Формирование социокультурной компетенции -важное условие для развития способности сравнивать соизучаемые лингвокультурные общности, интерпретировать межкультурные различия и адекватно действовать в ситуациях межкультурного взаимодействия.

Учебно-познавательная компетенция

Реализация данной компетенции перекликается с технологией развивающего обучения, формированием навыков учебной деятельности.

Коммуникативная компетенция

Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в команде. Ученик должен уметь представить себя, задать вопрос, вести дискуссию и др.

Информационная компетенция

Ученики, получая задание подготовить сообщение на заданную тему, обращаются к дополнительным информационным источникам за получением необходимой информации, представляющей ценность для раскрытия темы.

4. Методы и формы обучения

С точки зрения классической методики обучения иностранным языкам, данный курс представляет собой программу обучения говорению, аудированию, чтению с элементами критического мышления и практическим знаниям, умениям и навыкам.

Формы обучения составление речевых высказываний, основанных на прослушанной и увиденной информации, с раскрытием предложенных опций;

  • чтение с последующим извлечением общей и специальной информации;

  • групповая работа;

  • парная работа;

  • самостоятельная работа

5. Длительность курса

Курс рассчитан на 17 часов.

6. Режим занятий

Занятие проводится один раз в неделю продолжительностью в 45 минут (один урок).

7. Описание предполагаемого результата

В результате усвоения курса «Страноведение Великобритании» учащиеся должны уметь:


  • слышать информацию и установить соответствия;

  • прочитать информацию и установить соответствия;

  • грамматически правильно оформлять речь;

  • высказаться по ситуации с раскрытием предложенных опций;

  • дать аргументированный ответ на вопрос собеседника;

  • уметь дать развёрнутые ответы на поставленные вопросы;

  • логично построить высказывание, используя средства логической связи.

В процессе обучения учащиеся должны будут овладеть следующими теоретическими лингвострановедческими навыками:

  • знать и понимать значения новых лексических единиц по теме, идиоматические выражения, оценочную лексику;

  • знать лингвострановедческую и страноведческую информацию, а именно: географическое положение Великобритании, экономику, политическую систему, исторические факты, развитие науки и культуры, столица и достопримечательности, образование, современная Великобритания и т.д;

  • рассказывать, рассуждать в связи с изученной тематикой, проблематикой прочитанных текстов, описывать события, излагать факты, делать сообщения;

  • уметь создавать словесный социокультурный портрет Великобритании;

  • уметь сделать сообщение, доклад по теме, представить результаты проектно-исследовательской деятельности.

Итогом курса должно стать последнее занятие, представленное в виде игры по теме «Что я знаю о Великобритании» и написание высказывания по данной теме.

8. Система оценивания

При изучении курса учащиеся готовят сообщении-презентации по заданным темам, которые оцениваются по 5-бальной шкале.

Занятие оценивается по 5-балльной шкале, оценки регулярно выставляются в журнал.

Параметры оценки устной и письменной речи учащихся осуществляется согласно критериям, приведенным в «Программе-концепции обучения АЯ» в школе «Диалог».

По окончанию курса в журнал выставляется отметка о зачёте.

Высказывание выносится как устная тема на переводной экзамен.

9. Используемая литература

2. D. McDuvall "An all illustrated History of great Britain", Longman, 2006.

3. J. O'Driscoll "Britain", Oxford University Press, 2003.

4. Приложение к газете "1 сентября" "English".

5. "New Opportunities. Pr e-intermediate", Longman, 2006.



9. Тематическое планирование

Тема

Содержание

Темы презентаций

1.География Великобритании.

  1. час.

1.Географическое положение, побережье, реки, озера, рельеф. 2.Природа, растительность,
животный мир.
3.Климат.
4.Природные ресурсы.

2. Страны Соединённого Королевства.

3 час

1. Англия.

2.Шотландия.

3.Уэльс

4.Северная Ирландия.

5. Символы стран и история их возникновения.

5.Столицы и крупные города.

6.Достопримечательности Великобритании.

1.Символы и эмблемы.

2. Национальная кухня.

3. Фестивали и праздники.

3. Кто такие британцы?

3 часа

1.Предыстория.

2.Захваты и захватчики.

3.Формирование нации.

4.Корни английского языка.

5.Эмигранты в Британии.

6.Характеристика англичан.

1.Стоунхендж.

2.Кельты

3.Викинги.

4.Англо-Саксы.

5.Этимология британских фамилий.

6. Иммигранты в Великобритании.

3. Короли и королевы

2 часа

1.Монархия как символ страны.

2. Монархия: история.

1. Вильгельм-завоеватель.

2. Генри VIII.

3. Елизавета I и Мария Стюарт.

4.Королева Виктория.

5. Виндзоры.

4. Политическая система

1час

Конституция, правительство, политические партии, Британское Содружество наций

1.Уинстон Черчилль.

2.Маргарет Тэтчер.

5.Культура и традиции

3 часа

1. Обычаи и традиции.

2. Легенды.

3. Литература.

4.Изобразительное искусство.

5. Кинематограф

6. Музыка

1.Легенда о короле Артуре.

2. Легенда о Робине Гуде.

3. Мой любимый английский писатель.

4.Музыкальные направления 20-21 век.

6. Социальный профиль.

2 часа

1. семья, социальные классы, этнические меньшинства, образование

1. Молодёжная субкультура Великобритании.

8. Урок-игра «Что я знаю о Великобритании?»

1 час

Защита проектов.

2 часа


© 2010-2022