Доклад на тему: Технология критического мышления

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ


В структуре урока выделяют 3 стадии мыслительной деятельности, проживание которых оказывает влияние на склад ума и учителя и ученика, т.к. эта технология позволяет самим учащимся определять цели обучения (при этом не исключается направляющая роль учителя), осуществлять активный поиск информации и осознанно'размышлять о вновь полученных знаниях.

  1. Технологический аспект.

  1. стадия - вызов;

  2. стадия - осмысление;

  3. стадия - рефлексия.

СТАДИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧАЩИХСЯ

ЦЕЛИ

ВЫЗОВ

(ликвидация чистого листа)

Учащийся ставит перед собой вопрос: что я знаю по данной теме? Анализирует собственные - знания и демонстрирует их посредством устной или письменной речи. Выходит на вопрос: что еще хочу знать?

  1. Овладение навыками общения.

  2. Вызов интереса к теме и определение цели ее рассмотрения.

  3. Активизация учащихся.

ОСМЫСЛЕНИЕ (реализация смысла)

Учащийся под руководством учителя отвечают на те вопросы, которые поставили перед собой на 1-й стадии. Он вступает в непосредственный контакт с информацией, при этом происходит соотнесение нового с уже известным.

  1. Поддержка интереса.

  2. Создание условий для активного восприятия информации.

  3. Отслеживание собственного понимания.

РЕФЛЕКСИЯ

(размышление)

Размышление и обобщение того, что узнал на уроке по данной теме. Учащиеся стараются выразить мысли своими словами (присвоение информации). Обмен своими идеями с одноклассниками; суммирование и систематизация полученной новой информации.

  1. Закрепление полученных знаний.

  2. Присвоение знаний (перестройка представлений с созданием нового смысла).





  1. Методический аспект.

  1. Приемы вызова.

  1. Парная мозговая атака:

Пара учащихся составляет список того, что они знают по данной теме и что хотят узнать. Время при этом строго ограничено (не более 5 мин.).

Б. Ключевые термины:

Учитель выбирает из текста нового материала 3-5 ключевых слов и выписывает их на доску. Пары учащихся стараются дать общую трактовку терминов и предположить , как они будут применяться в контексте темы.

  1. Перепутанные логические цепочки:

Учитель предлагает карточки, на каждой из которых написаны отдельные свойства из причинно-следственной цепочки. Необходимо эти карточки расположить в правильном порядке (восстановить логическую цепь).

Г. Разбивка на кластеры (графические блоки идей):

Учитель в центре доски пишет новую тему (слово или фразу) и обводит ее в кружок. Учащиеся методом мозговой атаки дают идеи по данной теме, учитель при этом может задавать наводящие вопросы. По мере поступления предложений, учитель записывает их вокруг центральной темы, соединяя их линиями.

По итогам составления кластера необходимо обратить внимание на те моменты, где мало информации.

  1. Приемы осмысления.

  1. Работа с текстом учебника и выполнение заданий по предложенному алгоритму (работа парами или в группах).

Б. Объяснение учителя с вовлечением учащихся в процесс общей дискуссии.

  1. Взаимоопрос (ученики читают текст учебника и задают по нему друг другу вопросы).

В. Карточки для самостоятельной работы, формирующие критическое мышление.

Все задания карточек начинаются с фразы типа:

  • выскажи свою точку зрения ...

  • дай свое объяснение процессу ...

  • как ты думаешь, почему ...

  • что было бы, если ....

3. Приемы рефлексии.

Они сходны с приемами стадии вызова, учащиеся возвращаются к своим первоначальным записям, уточняют и сравнивают свои знания до и после урока.

  1. Парная мозговая атака:

После изучения нового материала пары должны вернуться к своим записям и сравнить: какие знания и мнения у них были и какие стали.

Б. Ключевые термины:

Возвращаясь к ним, учащиеся уточняют свое понимание их значений.

  1. Кластеры:

Кластер может быть дополнен и расширен за счет полученной новой информации. Необходимо проверить, на все ли поставленные вопросы получены ответы.

Г. Таблица ЗХУ (фронтальная работа):

ЗНАЛИ

ХОТЕЛИ УЗНАТЬ

УЗНАЛИ






Д. Синквейн (пятистрочие):

  1. строка - тема урока одним словом (существительное).

  2. строка - описание темы двумя словами (прилагательные).

  3. строка - описание главного действия в рамках темы тремя словами (глаголы, деепричастия).

  4. строка - фраза, показывающая твое отношение к теме четырьмя словами (любые).

  5. строка - синоним (метафора) из одного-двух слов, которые повторяют суть темы.

Синквейны очень полезны в качестве:

  1. Средства творческой выразительности.

  2. Средства оценки понятийного багажа учащихся.

  3. Инструмента для синтезирования сложной информации.

Для составления синквейна класс разбивается на пары. Учитель приводит 1-2 собственных примера. Каждая пара пытается составить свой синквейн, затем общими усилиями составляется общее пятистрочие.

Е. Оценочные карточки.

Поставьте на листочках, если вы с этим утверждением согласны:

1 - мне было комфортно на уроке

  1. я получил ответ на все интересующие меня вопросы

  2. я принимал активное участие во всех этапах урока

  3. я получил новые знания на уроке

  4. я работал в команде и помог ей

© 2010-2022