Доклад на тему Формирование исследовательских умений и навыков учащихся

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Доклад

на тему:



«Формирование исследовательских навыков учащихся»


на городском методическом объединении г.Рыбница и Рыбницкого района учителей иностранного языка


Выполнила:

учитель английского языка

МОУ «РРСОШ №10 с г/кл»

Бойчук С.И.







г.Рыбница,

2015

Формирование исследовательских навыков учащихся.

«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость,

кроме тех, которые проявляются в результате активного участия

хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».

А.Н. Колмогоров

В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. Поэтому сейчас в образовании широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно - воспитательного процесса. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает учебная исследовательская деятельность. Очень важно, чтобы эта работа была хорошо поставлена уже с начальной школы, так как именно в этом возрасте у детей должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. А исследовательская работа - один из важнейших путей в решении данной проблемы. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в современных системах развивающего обучения.

Учебная исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Для развития у учащихся исследовательских умений, учителю необходимо создание таких условий, которые бы отвечали поставленной цели. В методике начального обучения выделяют следующие:
1. Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
2. Мотивированность. Учащиеся должны видеть смысл своей творческой самостоятельной деятельности, чтобы они могли реализовать свои таланты, способности и возможности.
3. Учёт возрастных особенностей. Исследование должно быть посильным, интересным, увлекательным и полезным. Все этапы исследовательской работы должны строиться на доступном для младшего школьника уровне.
4. Психологический комфорт. Учитель должен каждому ребёнку дать возможность поверить в себя, проявить себя с лучшей стороны, поддержать, если что-то не получается, помочь, подбодрить.
5. Личность учителя. Для того, чтобы исследовательская работа была результативной, нужен высокообразованный учитель, творчески относящийся к своей работе, стремящийся к новому, прогрессивному.
6. Творческая среда. Учитель способствует созданию творческой, рабочей атмосферы.

Обучение учащихся исследовательской работе рассчитано на обеспечение следующих аспектов:
- возможность освоения методов исследования и их использование при изучении тем любых предметов школьного курса;
- возможность развития интересов к определённым школьным дисциплинам и процессу познания окружающего мира и действительности в целом;
- возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных замыслов и интересов.

Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов.

  • постановка проблемы (или выделение основополагающего вопроса),

  • изучение теории, связанной с выбранной проблемой, степени ее изученности;

  • выдвижение гипотезы исследования,

  • подбор методик и практическое овладение ими,

  • сбор собственного материала,

  • его анализ и обобщение,

  • собственные выводы,

  • представление (презентация) выполненного исследования в выбранной (требуемой, стандартной) форме.

Такая «цепочка» - неотъемлемая принадлежность исследовательской деятельности, норма ее проведения. Это не чьё-то искусственное требование, в этапах исследования воплотилась система мышления человека, последовательность мыслительных действий по «поиску истины», созданию нового знания как интеллектуального продукта. «Выпадение» отдельных этапов исследования нарушает его логику и целостность. Чрезмерное, непропорциональное, неоправданное увеличение одного из компонентов так же не повышает качества исследовательской работы.

При организации учебной деятельности, учитель должен работать над формированием следующих умений:
1. Умение организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).
2. Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, планирование этапов исследования, поиск информации, подбор методов решения проблемы).
3. Умение работать с источниками информации (интернет, словари, энциклопедии, научные статьи, детские газеты и журналы, школьные учебники, телепередачи, кино и мультфильмы и др.)
4. Умение представить результаты своей творческой работы выполнение требований к речи выступающего, грамотное построение выступления, оформление работ (проектов) в рукописном, печатном, электронном, художественном или др. вариантах).
Большое внимание учитель уделяет развитию умения детей работать с добытой информацией: обрабатывать тексты, выделять главный, значимый материал и логически выстраивать его, составлять таблицы, модели, схемы, подтверждать свои открытия цитатами известных личностей, аргументировано представлять результаты своей творческой работы.

Исследовательская деятельность решает несколько задач: развивает самостоятельность, прививает интерес к предмету; развивает умения, связанные с критическим осмыслением имеющейся информации, с ее оценкой.

Таким образом, система работы по формированию исследовательских навыков позволяет «развернуть» ученика к науке и может стать началом в развитии способностей школьника.

Основной путь для формирования исследовательских навыков на уроках - это использование проблемного подхода к обучению. Систематическое создание проблемных ситуаций стимулирует познавательную поисковую деятельность учащихся. Результатом этого является самостоятельное решение нестандартных задач, сравнительный анализ и обобщающие выводы, к которым ученик приходит. При этом перспектива решения проблемы собственными силами вдохновляет учащихся, мобилизует их волевые усилия, делает познавательный процесс привлекательным и личностно-значимым.

Нестандартные ситуации исследования активизируют деятельность учащихся, формируют такие творческие качества личности, как самостоятельность, системность мышления, независимость суждений, гибкость, критичность. Вовлечение ситуаций исследования дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету. Исследовательская деятельность вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, взаимопомощь; способствует становлению мировоззренческой позиции учащихся.

Второй путь формирования исследовательских навыков - это использование метода проектов как одного из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников. Точнее сказать, это путь для развития этих навыков. Так как, совершенно не владея исследовательскими навыками, трудно говорить о возможности успешного выполнения проекта.

Только проект или другой вид исследовательской деятельности позволяют формировать навыки выбора темы, определение ее актуальности, новизны, планирования этапов деятельности, оформления работы в соответствии стандартным требованиям. В процессе защиты проекта формируются и развиваются презентационные навыки: монологической речи, использования наглядных средств, владения аудиторией и т.д.

Полезно вводить во всех классах игровые моменты, заочные путешествия, сказочный, либо другой занимательный материал.
В начальных классах многие дети уже знают, какой предмет им интересен или учебный материал усваивается без труда, поэтому могут сами выбирать тему исследования. Учитель только должен направить их к правильному выбору, сделав примерный опрос:
- Что тебе интересно больше всего?
- Чем ты хочешь заниматься в первую очередь?
- Чем ты чаще всего занимаешься в свободное время?
- По каким предметам у тебя хорошие оценки?
- О чём хотелось бы узнать как можно больше?
- Чем и кем ты мог бы гордиться?

Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе и тем самым повысить эффективность обучения, овладевать методами получения новых знаний. Такие занятия для обучающихся - повышение самооценки, это другой стиль общения в равноправном партнёрстве, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве - исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, воспитывает самостоятельность и совсем другое отношение к предмету.

Система педагогической деятельности направлена на формирование у каждого ученика системы универсальных знаний, умений, навыков, чувства ответственности, а также важнейшей жизненной установки: быть гибким, творческим, находчивым, способным воспринимать критику, уметь планировать, исследовать, экспериментировать и на этой основе создавать высококачественные изделия в ответ на существующие потребности. При таком подходе школьники приобретают на занятиях навыки решения проблем потому, что сами этого хотят, а не потому, что кто-то решил, что им это необходимо. Только при таком подходе исследовательская деятельность может рассматриваться, как инструмент повышения качества образования, быть по-настоящему полезной для ученика, вызвать его интерес к теме исследования, принести ему подлинное интеллектуальное удовлетворение.

Иностранный язык представляет благодатное поле формирования и развития личности ребенка: развивается интеллект, воображение, речемыслительные и творческие способности, новые технологии помогают активно воздействовать на формирование и развитие языковой, социокультурной и других компетенций учащихся, воспитание творческой, социально-активной личности.

Английский язык - учебный предмет, в котором владение языком является и целью и средством обучения, и он, как никакой другой, имеет возможности для всестороннего развития обучающегося, в том числе и приобретения учащимися функционального навыка исследования - как универсального способа освоения действительности, приобретения личностного опыта познания. Приведенные ниже приемы, упражнения и игровые задания, способствуют формированию исследовательских навыков. Они доступны, эффективны и могут использоваться на разных возрастных ступенях обучения.

1. Обучающая игра «Главная мысль»- тезирование.

Тезирование дает более полное представление о содержании изучаемого источника. Этот вид работы предусматривает составление по ходу чтения текста отдельных заметок, часто мало связанных по смыслу о наиболее ярких идеях и выводах.

Цель игры - учиться составлять тезисы к тексту, критически оценивать работы других авторов по тезированию, работать в темпе, давать оценку собственной деятельности. Это упражнение ориентировано для обучения старших школьников.

2. Задание "Посмотри на мир чужими глазами".

Методика «продолжение неоконченных рассказов от имени разных персонажей», позволяющая смотреть на одни и те же явления с разных точек зрения. Учитель читает детям неоконченный рассказ. Например, в старших классах учитель предъявляет рассказ от лица подростка и предлагает продолжить рассказ, от лица разных персонажей- отца, матери, самого подростка, при этом придумать финал рассказа, т.е сделать выбор за героя текста, аргументируя решение.

« In two months I will have to choose an educational establishment. To tell you the truth my marks are not excellent and my father advices to enroll in vocational school as I would be able to get practical skills and a profession. My mum insists on entering University even if it will take a lot of money. She is sure that higher education will provide better job opportunities»

3. «Match the phrases from two columns» Выполнение заданий основанных на наблюдении, аналогии и анализа.

«Match the phrases from two columns» - соединить две части грамматического упражнения, лексического сочетания, причинно следственных связей в главном и придаточном предложениях, при этом задания составляются для каждого из учащихся на соединение вопроса с ответом или две разрозненные части предложений, пословицы или поговорки. Например, при изучении темы « Здоровый образ жизни» предъявляются пословицы:

Appetite comes…

…makes a man healthy, wealthy and wise.

When wine is in …

… but not live to eat.

Early to bed, early to rise…

… with eating.

We eat to live …

… the wit is out.

Упражнение «Третий лишний», исключение слова, понятия.

Цель упражнения: формировать умения выделить общее свойство группы объектов и дать ей название, определить объект, неподходящий в данную группу.

В каждом задании есть список слов. Из этого списка все слова, кроме одного, имеют что-то общее друг с другом. Задача - найти лишнее слово, объяснить, почему это слово лишнее. Затем задание усложняется требованием дописать список, добавляя слова, не нарушая обобщающего признака.

-Cheese, milk, butter, water, chocolate, juice, meat, carrots,(неисчисляемые существительные, лишнее слово- carrots)

- hard, usually, late, fast, early ( наречия и прилагательные имеющие одинаковую форму слова, лишнее слово- usually)

4. Упражнение «Придумай новое предложение»

Дает возможность тренировать умение определять причинно - следственные связи в предъявляемых предложениях.

Благодаря этому приему, учащиеся не только имеют возможность установить множество связей в рамках одной темы, но и обеспечить при этом частотность и многократность осмысленного и мотивированного повторения структуры, что немаловажно при языковом тренинге.

Исходное предложение If the weather is nice we …. Ученик -1 придумывает вариант, например- If the weather is fine we shall go to the country. Ученик -2 должен из предыдущего предложения взять придаточное предложение( условие) и сделать его частью главного, придумав вторую часть с условием- If we go to the country we will go fishing, Ученик-3 -If we go fishing we will be lost. и т.д.

В качестве творческих заданий ребятам предлагаются следующие виды работ:

  • Дополни предложения собственными мыслями и расскажи классу;

  • Напиши открытку другу из-за границы;

  • Вырази собственное мнение согласия и несогласия;

  • Прочти стихотворение, пословицу, сказку и задай вопросы другу;

  • Напиши, используя картинку или сюжет;

  • Нарисуй услышанное;

Все эти приемы, упражнения и игровые задания, способствуют формированию исследовательских навыков.



Список использованной литературы



  1. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся: Сборник статей. - М., 2002.

  2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вербум-М, 2001.

  3. Леонтович А.В. «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей) - М.:2003. 96с.

  4. Вагина С.Г. Исследовательская деятельность учащихся на уроках гуманитарного цикла и его внеурочное время/ С.Г.Вагина, О.В.Гливинская, Я.в. Михайлюк//Исследовательская работа школьников. - 2012.-№1.-С.102-106

  5. Николаева Л.С. Методические рекомендации по педагогическому сопровождению проектно-исследовательской деятельности учащихся/ Л.С.Николаева // Исследовательская работа школьников.=- 2013. №1.-С.85-98

  6. Жоголева Е.Е. Развитие у педагогов компетенций руководителя учебных исследований учащихся/ Е.Е.Жоголева //Исследовательская работа школьников. - 2012.-№2.-С.7-16


© 2010-2022