Конспект Методический семинар пояснительная записка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Газизова Ирина АлександровнаКонспект Методический семинар пояснительная записка


Образование: Братский государственный педагогический колледж №1, 2002г

Место работы: МКОУ «Вихоревская СОШ № 2»

Предмет преподавания: английский язык

Стаж работы: 13 лет

Тема: «Использования ИКТ на уроках английского с целью повышения мотивации к изучению иностранного языка»

Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта - информационных технологий.

Если мы обратимся к "Словарю методических терминов", то мы найдем следующее определение: информационные технологии - это "система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи".

В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании иностранного языка. Информационными технологиями, как правило, называют технологии, использующие такие технические средства как аудио, видео, компьютер, Интернет.

В последнее время в образовательных учреждениях широко используются информационно - коммуникационные технологии (ИКТ). Данное явление способствовало интенсивному развитию учебного программного обеспечения, которое позволяет успешно решать многие задачи современной образовательной системы: разнообразие форм представления учебного материала, доступность образования, использование новых технологий и методов образования и многие другие.

С ростом государственной заинтересованности в обеспечении связей образовательных учреждений с информационными сетями повышается и степень информационно-технологической поддержки учебных курсов и программ, а также уровень подготовленности преподавателей к работе с использованием новых информационных источников и технологических инструментов. Ученые стали отмечать необходимость выявления условий, связанных с формированием положительного отношения к учебной деятельности, с развитием мотивации, которые обеспечивают саморазвитие, самовоспитание личности школьника.

Информационно-коммуникативные технологии - средство развития мотивации учебной деятельности на уроках английского языка.

Использованию ИКТ в образовательном процессе школы посвящены исследования многих педагогов - новаторов, которые рассматривают особенности использования средств ИКТ в учебной деятельности, принципы создания образовательных программных средств ИКТ, роль информационно-коммуникационных технологий в развитии системы образования, педагогические возможности отдельных программных продуктов. Педагоги рассматривают проблему мотивации в контексте личностно-ориентированного обучения, изучают дидактические возможности использования ИКТ в учебном процессе, отдельные программные средства ИКТ - в плане их влияния на мотивацию учебной деятельности. Проблема развития мотивации учебной деятельности, учащихся требует комплексного подхода к ее решению, заключающегося в выявлении совокупности педагогических условий и тщательном отборе принципов создания программных средств ИКТ, предназначенных для использования в образовательном процессе школы. Для решения исследовательских задач также используются ИКТ, но в это время преобразуется его ценностно-смысловая сфера.

В обучении иностранному языку широко применяются компьютерные технологии. Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его характеристиками как комплексность, универсальность, интерактивность. Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим. Возможности учитывать уровни языковой подготовки учащихся являются основой для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика. Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда он действительно необходим.

Важным аспектом использования ИКТ на уроках иностранного языка является проектная деятельность. Мультимедийные презентации активно вошли в процесс обучения. Учащиеся используют Интернет для сбора материала для проектов. Одной из возможностей использования мультимедийных технологий на уроке является подготовка и проведение интегрированных уроков. Можно провести урок иностранного языка в компьютерном классе, подготовив для этого мультимедийную презентацию с ярким видеорядом (иллюстрациями, видеоклипами, звуком). Такую презентацию учитель может подготовить сам или поручить создание презентации учащимся. Эта презентация может быть использована во время проведения разных форм уроков или как мультимедийное пособие для самостоятельной работы учеников при подготовке к уроку. Традиционно изучение темы или раздела заканчивается повторением, закреплением и обобщением. Все эти элементы можно объединить, предложив учащимся на завершающем каждую тему этапе, создать мультимедийный проект, вместо традиционного реферата. Создавая презентацию, ученикам предоставляется великолепная возможность систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации интеллектуального потенциала и способностей. Очень важно учащимся почувствовать интерес к самостоятельной творческой работе, ощутить значимость результатов своей работы, т.к. презентация - это готовый методический материал для урока, а также ощутить собственную успешность. Необходимо отметить, что учащиеся выполняют мультимедийные презентации с большим интересом. Это еще один стимул к развитию интереса учащихся к изучению языка и культуры страны изучаемого языка.

В 5 классе на этапе повторения и закрепления уже, полученных в начальной школе знаний, я использую различные творческие задания. Например, для закрепления лексики по теме цвета, я использую такое задание, как «Раскрась картинку». Дети не только повторяют изученный материал, но и развивают воображение, некоторые ученики даже просят дополнительные задания, берут их домой. Так же для контроля знаний я использую такое задание, как «Соедини точки». Данное задание позволяет провести контрольную работу в игровой, не скучной для детей форме, развивая и тренируя не только пройденный материал, но и логическое мышление, воображение, внимание. А если это связанно непосредственно с самими детьми, как например, на уроке по теме «Хобби», как это еще больше развивает интерес к выполнению таких заданий.

В 5 классе мы начинаем знакомится со столицей Великобритании Лондоном. На таких уроках я использую множество презентаций и видеороликов. Именно наглядная демонстрация знаменитых на весь мир достопримечательностей помогает детям окунуться в атмосферу древнего города. Побродить по его паркам и садам, увидеть Биг Бен, Трафальгарскую площадь, Букингемский дворец, Тауэр и много другое. Детям очень нравиться работать с видеороликами. И я на своих уроках стараюсь подать информацию в доступной и интересной форме. Сейчас очень важной частью обучения языку стало аудирование, поэтому видео и аудио материалы стали неотъемлемой частью урока. Например, на уроке «Лондон - столица Великобритании» я даю детям посмотреть небольшой ролик по теме урока. Затем мы выполняем такие задания как соотнеси картинку и название, «верно» - «неверно», выбери правильный ответ.

Так же в 5 классе авторы учебника предлагают нам совершить обмен учащимися с одной из британских школ. И чтобы это сделать нам необходима информация о школьных предметах. На уроках по теме «Школа» я развиваю творчество детей с помощью мини-проектов «Расписание уроков». Дети не только тренируют лексику по теме, но и переносят свои знания в реальную жизнь.

Развитие навыка говорения - одна из самых важных задач сегодня. Дети с удовольствием делают сообщения о своих домашних питомцах. На уроках в 6 классе по теме «Животные - наши друзья», для тренировки лексики я использую интерактивную игру «Hungry frog». Эту игру можно использовать для тренировки различной лексики по разным предметам.

Ребятам нравиться говорить о себе и о своей семье. Во время работы с темой «Моя семья» в качестве тренировочного упражнения я использую задание «Составь древо своей семьи». Выполняя данное задание, дети получают возможность глубже окунуться в историю своей семьи. Некоторые вспоминают прабабушек и прадедушек, а некоторые говорят, что даже не представляли, что у них так много родственников.

Чтобы познакомиться с кухней англо-говорящих стран есть тема «Еда». Здесь мы знакомимся с особенностями английской кухни. А затем, каждый ученик делится своими рецептами любимых блюд. В итоге у нас получается так называемая «поваренная» книга, куда мы собираем самые интересные рецепты. Так же учащиеся «открывают» свои кафе, рестораны и составляют меню. Все это помогает развивать воображение, творчество и может даже осуществить свою мечту, пусть пока только на бумаге.

В 7 классе Праздники являются неотъемлемой частью культуры любого народа. На уроке посвященному «Хэллоуину» я предлагаю детям посмотреть ролик как сделать фонарик из тыквы, а затем выстроить в логическом порядке инструкцию.

В 7 классе идет знакомство с разными типами школ в Австралии, Англии и США. При работе с этой темой я использую много презентаций. Читаем много текстов по которым выполняем задания типа «верно» - «неверно», ответить на вопросы, выстроить в логическом порядке факты из текста, закончить предложение информацией из текста и т.д. Такие задания позволяют прорабатывать информацию более детально, и осмысливать ее глубже. Во время работы с темой «Школа» мы затрагиваем тему отношений между учителем и учеником, правила поведения в школе, дизайн школьной формы. Итогом нашей работы становятся проекты детей «Моя идеальная школа». Данная работа помогает учащимся проанализировать весь изученный материал. Составить свое представление о школе в целом, о кабинетах, об учебных предметах, об учителям и одноклассниках. Такой вид работы интересен всем ребятам, и даже совсем слабые дети стараются проявить свое творчество и высказать свое мнение. Для развития в детях стремления вести здоровый образ жизни в 7 классе так же есть тема «Спорт». По теме «Виды спорта» мною разработан урок, который я провожу на улице. Специально подобранные упражнения позволяют не только развивать умственные способности, но и поддержать физическую форму. Для работы по теме «Олимпийские игры» так же есть материал по аудированию и тренировке лексики.

В 8 классе мы разрабатываем знаки, которые предупреждают людей об опасности загрязнения окружающей среды. Проводим исследования состояния окружающей среды в нашем городе. Все это отражается в отчетных работах учащихся. Для тренировки навыка аудирования по теме «Стихийные бедствия» я предлагаю детям прослушать отрывок из программы «Голос Америки» и выполнить задания по прослушанному тексту. Для анализа вреда, наносимого стихийными бедствиями человеку и природе, я показываю детям видеоролики, по которым потом выполняем упражнения: соотнеси место, где случилось бедствие и дату, ответь на вопросы, выскажи свое мнение по теме ролика и т.д.

В 9 классе в качестве подготовки к экзамену по английскому языку и для расширения словарного запаса, существует много заданий, связанных с перифразом, синонимами, антонимами. Например, на уроке я использую такие задания как: после прочтения текста замени выделенные фразы на фразы подходящие по смыслу, выбери в каком значении в данном тексте употреблено слово right, найди в тексте модальные глаголы и замени их на подходящую по смыслу фразу и т.д. Для развития навыка письменной речи я даю задание написать эссе, сочинение, заметку в молодежный журнал, ответить на письмо и т.д. Это помогает учащимся тренировать не только грамматические правила, но и употреблять больше разговорных клише, учиться логически высказывать свое мнение, глубже анализировать материал урока.

Все любят путешествовать. По этой теме учащиеся 9 класса делали проектную работу «Почему я люблю путешествовать» и представляли свои работы в виде презентаций. Защищая свою работу, дети рассказывали, куда они ездили или хотели бы поехать, на каком виде транспорта они предпочитают путешествовать и почему, для чего люди путешествуют и т.д.

Использование ИКТ, а также составление и защита проектов на любом этапе изучения иностранного языка помогает не только развивать память, внимание, воображение и творчество, тренировать навыки устной речи, аудирования и письма. Но и позволяет применить знания языка на практике, в решении повседневных задач.


© 2010-2022