Обобщение опыта работы От учебного проекта к исследовательской деятельности

«Язык, как объект познания и как отражение деятельности человека, таит в себе еще очень много загадок, на которые может найти ответ даже самый обычный школьник». (Хуторской А. В., д.п.н.). Реализация личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного и деятельностного подходов к обучению ИЯ является основным требованием ФГОС по ИЯ. Основной целью обучения становится развитие у обучающегося уровня коммуникативной компетенции, необходимого для межкультурного общения при одн...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«От учебного проекта - к исследовательской деятельности»

Белова М.Р., учитель ИЯ

МОУ Мишелёвской СОШ №19

Усольского района Иркутской области

(из опыта работы)

Реализация личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного и деятельностного подходов к обучению ИЯ является основным требованием федерального государственного образовательного стандарта по ИЯ. Основной целью обучения становится развитие у обучающегося уровня коммуникативной компетенции, необходимого для межкультурного общения при одновременном формировании и развитии личности ребенка, способной не только к дальнейшему самообразованию в изучении ИЯ, но и к практическому использованию полученных знаний. Таким образом, обучение ИЯ нацелено на образование, воспитание и развитие личности школьника средствами ИЯ. В этом учителю помогают педагогические технологии, различные методики, прогрессивные методы. И один из методов уже долгое время включен практически во все УМК по ИЯ - метод проектов.

Современный проект - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности обучающегося, развития его творческих способностей и формирования у него определенных личностных качеств. Проекты могут быть итоговыми, текущими; мини-проектами, краткосрочными и долгосрочными. Но элементы проектной деятельности можно и нужно вводить в образовательный процесс с самого начала обучения ИЯ. Так, например, второклассники, изучающие ИЯ первый год, через два месяца уже могут создать свою иллюстрированную занимательную азбуку, алфавит-плакат, дальше - газету к Рождеству, Новому году, открытку. Это все конечный продукт, который защищается в разных формах: в виде презентации, доклада, постановки, дискуссии и т.д. Работа над проектом создает максимально благоприятные условия для создания мотивации к говорению, т.е. стремление к применению своих знаний на практике, развивает воображение, мышление, фантазию, умение выступать публично, работать в команде, самостоятельность, и, конечно, повышается самооценка ребенка.

Метод проектов я использую уже давно, т.к. он охватывает широкий спектр тем, форм работы и форм конечного продукта. Конечно, некоторые темы проектов предлагаются в УМК по английскому и немецкому языкам, но чаще ребята сами решают, что они будут делать. Так, например, в 3 классе школьники оформляли меню для нашей столовой, изготавливали игрушки на школьную и поселковую елки, открытки для друзей и родителей. Многие проекты были межпредметные - ИЯ и технология, ИЯ и информатика. В 4 классе ученики делали журналы модной одежды для ведущих разных телепередач, писали стихи на английском языке, придумывали правила для второклассников. Далее УМК в 5 классе усложняется, вместе с тем и проекты приобретают другой смысл: расписание уроков, поздравления к юбилею школы, виртуальные экскурсии по Лондону и Москве, английские писатели и поэты, поэзия для детей и английские сказки, хобби для своей семьи, приглашение на чаепитие, домашние питомцы и любимые игрушки. Итоговая работа пятиклассников - постер «Мы все одна семья», с интересными рассказами о каждом ученике класса и их классном руководителе. В 7 классе проекты привели к созданию галереи героев Вов и спортсменов нашего поселка, а восьмиклассники сделали свои первые шаги в науку после изучения темы «Наша планета Земля», разработали правила поведения родителей и детей в конфликтных ситуациях, писали статьи в газету, выпускали листовки и плакаты об охране природы. День Самоуправления в школе стал возможностью реализовать свои умения на практике, а ученики 8 - 9 классов выступили в роли учителей ИЯ и успешно провели уроки во 2-9 классах, применяя в своей работе и метод проектов. Продукты были разные: театральные постановки, журналы, презентации, альбомы, стихи.

Даже выполненные с речевыми ошибками, проекты интересны и имеют положительный результат: в нескольких классах повысилась успеваемость, многие хотят заниматься исследовательской деятельностью. То есть проект является стартовой площадкой для занятия исследовательской деятельностью.

Многие проекты вышли за рамки школьной программы, уроков и внеклассных мероприятий и стали областными. В рамках областного проекта «Школа - ВУЗ» мои ученики несколько лет подряд участвуют в различных мероприятиях, организованных ИГЛУ. Вот перечень областных проектов: «Мой учитель немецкого языка», «Ученый и филолог Конрад Дуден», «225-летие со дня рождения Якоба Гримма», «Рождественский концерт», «Британия - страна традиций», «Бремен», «Страны изучаемого языка: Германия, Бельгия, Люксембург», «Германия и ее соседи», «Музыка Германии», «Архитектура Австрии». Обучающиеся заняли призовые места во всех названных конкурсах, награждены грамотами и памятными призами за лучшие проекты.

Из многих проектов, выполняемых на уроках школьниками, выросли настоящие исследовательские работы (всего 25 исследовательских работ, из них 15 первоначально были проектами). Одна работа была заслушана в Москве на Всероссийской НПК, две заняли II место на региональной НПК юниоров, одна получила III место на I областной НПК «Диалог культур», четыре получили призы за победы в различных номинациях на городских лингвистических НПК, четырнадцать работ получили призовые места и номинации на районных НПК и региональных НПК «Шаг в будущее, Сибирь».

Проблемы, рассматриваемые обучающимися в проектах, были разнообразны: сравнение имен существительных в русском и английском языках, русского и английского речевых идеалов; заимствование слов из других языков; многозначность немецкого местоимения es; филателия Германии; немцы, живущие в нашем поселке, их проблемы и знание своих традиций; загадочные кошки, замки Германии, любимые игрушки, барон фон Мюнхгаузен, заимствования в немецком языке и диалекты, стереотипы в культуре, творчество Г.Лонгфелло, художественные переводы, лохнесское чудовище, немецкий телефонный справочник 1941 года. Область применения полученных результатов различна: это и дополнительный материал для уроков и факультативных занятий, для внеклассных мероприятий и классных часов. А результаты исследовательской работы «Веселая грамматика» широко применяются ребятами, изучающими немецкий язык, помогают им быстрее запоминать грамматические правила в веселой форме.

Занимаясь исследовательской работой, обучающийся одновременно «убивает двух зайцев»: учится проводить исследование и совершенствует знание языка в ходе решения множественных прикладных задач - он учиться отбирать нужные материалы из общего массива, пользоваться справочными материалами из сети Интернет, должен разобраться в их содержании, представить результаты исследования, а также показать владение живым иностранным языком. Все это будет возможно только при наличии мотивации ученика и при оказании ему поддержки и консультационной помощи педагогом, ведь «Язык, как объект познания и как отражение деятельности человека, таит в себе еще очень много загадок, на которые может найти ответ даже самый обычный школьник». (Хуторской А. В., д.п.н.).

«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами». (Ш.А. Амонашвили). И сказать, что я, как учитель, окончательно достигла своей цели, можно лишь тогда, когда ученик понимает значимость своей проектной и исследовательской деятельности в школе.

© 2010-2022