- Преподавателю
- Иностранные языки
- Статья СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Статья СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тимохина М.В. |
Дата | 03.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тимохина Марина Вячеславна
учитель английского языка, Бескарагайский колледж
содержание образования в современной школе
«Образование - важнейшее из земных благ, если оно
высокого качества. Иначе оно просто бесполезно»
Р. Киплинг
В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности.
В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования, т.к. оно оказывает влияние на все виды деятельности человека. Окончив школу, одни поступают в институт, другие в колледж, третьи не поступают никуда. Это как бы определённый фильтр в выборе дальнейшей профессии человека, хотя не редки случаи, когда окончив институт человек идёт работать не по специальности. Но, тем не менее, функция фильтрующего устройства образованием не утрачивается.
Образование - разумный способ распределения людей в соответствии с их достоинствами. Согласно теории "человеческого капитала" образование не является чем-то немедленно потребляемым, скорее это капиталовложение в будущее человека. Как и все капиталовложения, в будущем оно приносит прибыль. В этой теории утверждается, что все усилия, затраченные в прошлом, будут вознаграждены в будущем. Вполне естественно, что вознаграждение соответствуют капиталовложениям. Это оправдывает неравенство между людьми, так как они затратили неравные средства на подготовку к разным видам деятельности. Отмечая особую роль образования в истории человечества, зарубежные и отечественные ученые говорят о несоответствии современной системы образования. [1]
За последние несколько лет значительно усилилось стремление реформировать преподавание в школе. На посвящаемых этому многолюдных съездах и конференциях педагогов, в средствах массовой печатной и электронной информации идет детальное обсуждение и программ, и методов преподавания. Происходит глубокое изменение школьного преподавания.
В современных условиях центральная и основная функция педагога - содействие образованию школьника. Она осуществляется путем использования открытой образовательной среды, которая представляет собой совокупность ресурсов развития личности, общества, а также государства. Учитель организует образовательную среду для конкретного учащегося либо для целой группы и создает условия для выбора ресурсов.
Главное стратегическое направление развития системы образования в настоящее время находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика была бы ведущей, чтобы традиционная парадигма обучения -«учитель» - «учебник» - «ученик» была заменена на новую: «ученик» - «учебник» - «учитель». Содержание и технология обучения должны соответствовать индивидуальным особенностям учеников, развивать их внутренний потенциал.
Сейчас мы зачастую слышим: «Образование должно быть качественным». Качественно образовать человека, если можно так сказать, значит помочь ему cтать субъектом культуры, научить жизнетворчеству. Важно не сформировать, а найти, поддержать, развить ребенка и заложить в нем механизмы самореализации, самозащиты, самовоспитания, помочь ему жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией, быть в гармонии с собой.
Важной фигурой в системе образования является учитель. Профессионализм педагога, его квалификация, уровень личностного развития, установки, убеждения, свобода действий - т.е. процессы, связанные с его профессиональным сознанием, во многом определяют сам процесс образования.
Учитель новой формации - это духовно-нравственная, активно-созидательная, творческая личность, способная к рефлексии, обладающая стремлением к саморазвитию и самореализации, характеризуемая высоким уровнем сформированности методологической, исследовательской, методической, социально-личностной, коммуникативной, информационной и других видов компетентностей. [2]
Учитель должен в совершенстве знать свой предмет, методику его преподавания, педагогику и психологию, использовать новые технологии и ИКТ, учить детей принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.
Школьное образование, ориентированное на результат, - приоритет государственной политики.
Политика в сфере образования нашла отражение в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, утвержденная Указом главы государства. Эта программа определила основную цель модернизации казахстанского образования - «повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала для улучшения материального и духовного благосостояния граждан, устойчивого роста экономики путем обеспечения доступности качественного образования для всех».[3]
Другими словами, образование должно быть наполнено новым качеством и содержанием. При этом, органичное единство ресурсов образования - это не только обеспечение новых поколений современными знаниями, но и воспитание креативного мышления, духовное становление и развитие личности.
Новые социально-экономические условия, вхождение РК в мировое экономическое образовательное пространство требуют переосмысления сущности образования, его конечных результатов. Личные характеристики граждан страны (образованность, способность к самостоятельному творческому поиску, предприимчивость, профессионализм, нравственные ценности и т.д.) становятся тем фундаментом, на котором могут строиться рыночная экономика, политика, развиваться культура.[4]
Общая цель образования определена в государственном стандарте 12-летней школы в содействии гармоничному становлению и развитию учащихся, нравственному осмыслению своей жизни посредством целенаправленного развития личности.
Уровень образования и интеллектуальный потенциал общества в современных условиях приобрели характер важнейшей составляющей национального богатства, а образованность человека, профессиональная мобильность, стремление к творчеству и умение действовать в нестандартных условиях становятся основой прогресса, устойчивости и безопасности страны.
В новых приоритетах образования и запросах общества отражены:
-
иное содержание,
-
иные подходы к обучению,
-
иное право,
-
иные отношения,
-
иное поведение,
-
иной педагогический менталитет.
Основной задачей образовательного процесса становится формирование:
-
креативности;
-
умения работать в команде;
-
проектного мышления и аналитических способностей;
-
коммуникативных компетенций;
-
толерантности и способности к самообучению, что обеспечивает успешность личностного роста школьника. [5]
Выпускники школ Казахстана призваны воспринимать новые концепции и тенденции развивающегося мира, делать конструктивный осознанный выбор, учиться и адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей жизни.
Основными предпосылками для этого являются готовность учащихся к обучению и самообразованию на протяжении всей жизни.
В современных условиях достижение учащимися образовательных результатов в виде сформированных ключевых компетентностей обеспечат им возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах деятельности.
В Республике Казахстан прогрессивное развитие и модернизация образования являются возможными благодаря пониманию руководством страны необходимости и важности развития человеческого капитала и всесторонней поддержке при инициировании и проведении реформ в сфере образования.
Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан - 2030». Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Президентом Казахстана была также поставлена задача о вхождении республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели.
Именно здесь, образование выделено в отдельный раздел как главный инструмент повышения конкурентоспособности нации. [6]
Введение в Республике Казахстан общепринятого в мировом сообществе школьного образования позволит обеспечить конкурентоспособную подготовку выпускников, признание за рубежом наших аттестатов. Оно является одним из основных условий вхождения системы образования Казахстана в мировое образовательной пространство.
Таким образом, образование как ресурс развития личности, общества и государства будет успешным при дальнейшем обеспечении эффективными и качественными научными исследованиями, создании научного потенциала в области развития содержания и технологий школьного образования, партнерстве государства, общества, науки, организаций образования.
список литературы
-
Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Под ред. В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа - Пресс, 2000.
-
Справочник руководителя образовательного учреждения, №2(86), 2014 г., с.76
-
Справочник руководителя образовательного учреждения, №3(51), 2011 г., с.50
-
collegy.ucoz.ru/publ/55-1-0-7104
-
Государственная программа развития образования Республики Казахстан
на 2011 - 2020 годы, от 7 декабря 2010 г.
-
Выступление Министра образования и науки РК Б.Т. Жумагулова на августовской конференции работников образования. Астана, 23 августа 2013 г.
.