Развитие творческой активности обучающихся в рамках общеобразовательной организации

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Статья: « Развитие творческой активности обучающихся в рамках общеобразовательного учреждения »

Подготовила: учитель английского языка МАОУ Вахтанская СОШ

С.А.Пухова

2015 год

Если человек шагает в строю под бой барабанов не в ногу со своими спутниками, задумайтесь, это, быть может, потому, что он слышит бой совсем других барабанов… (В.А.Сухомлинский)


В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Годы кризиса в России негативно отразились на интеллектуальном уровне образования. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь - это будущая национальная, профессиональная элита.

В последние годы проблема различий между детьми по одарённости «вышла из тени» и вызывает теперь большой интерес.

Детская одаренность - сложное и многоаспектное явление. Поэтому возникает острая необходимость научно-обоснованных методов работы с детьми с различными видами одаренности.

Выделяются два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.

Инструментальный аспект поведения одаренности может быть описан следующими признаками:

Быстрое освоение деятельности и высокая успеваемость ее выполнения;

Выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации, появление неожиданных идей и решений.

Сформированность качественного своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.

Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности.

Своеобразный тип обучаемости. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности: (знакам, звукам, цвету, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.

Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность, каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело.

Методы обучения являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Основными являются методы творческого характера:

проблемный,

поисковый,исследовательский.

Создание на занятиях ситуации познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Эти методы способствуют развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Урок-исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя»,

проектные (в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы) .

Проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Дж.Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с учащимися и при работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности.

Формы работы:

классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;

консультирование по возникшей проблеме;

-родительские собрания;

кружки, общества;

дискуссия.

Основной формой организации учебного процесса в школах района остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение получили групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.

Олимпиады занимают важное место в развитии одаренных детей. Они позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы.

Наряду с урочной деятельностью, способствующей подготовке учащихся к олимпиадам, мною проводятся следующие виды деятельности:

1. Предметные недели, являющиеся важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых способностей. Очень интересно проходят Недели иностранного языка. При подготовке к предметным неделям становится видна заинтересованность учащихся, их стремление узнать что-то новое по предмету, они предлагают свою помощь при подготовке мероприятий. В рамках предметных недель мною проводятся конкурсы, викторины, мероприятия.

2. Традиционной остаётся подготовка к олимпиадам через систему индивидуально-групповых занятий по предметам.

3. Создаётся бланк данных мотивированных учащихся с учётом познавательных интересов учащихся по классам с 5 по 11.

4. Составляется план занятий по подготовке учащихся в 5-7 классах, 8 классов и 10-11 классов. В план подготовки включены основные разделы, наиболее часто встречающиеся в заданиях муниципального этапа олимпиады по иностранному языку.. Это - «Английский язык в нашей жизни », «Путешествие», «Праздники Британии и Америки », «Уличные стили .Мода.», «Свободное время », «Мои достижения », и т. д.

5. Большое значение при подготовке уделяется проектной деятельности. К сожалению, из-за отсутствия в школе в каждом классе хорошего интернета не удается в полной мере уделять внимание практическим занятиям и занятиям с использованием ИКТ.

6. Проведение индивидуальных занятий с учащимися.

7. Проведение школьных туров олимпиад. Выявление победителей.

8.Участие в муниципальных этапах олимпиад по английскому языку.

Надо помнить, что проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы детей и взрослых, образовательного учреждения и общества.

Работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от педагогов личностного характера, глубоких, постоянно обновляемых знаний в области детской психологии, предусматривает тесное сотрудничество с психологами, педагогами, администрацией и с родителями одаренных детей. Работа с одарёнными детьми требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

Решить проблемы, возникающие у одаренных детей в ходе учебного процесса можно специальным подбором учителей, который должен основываться на компетентности и умении находить подход к ученикам. Также педагог должен быть творческой личностью, обладать яркостью. Ведь от него в значительной степени зависят психологический климат в классе, эмоциональный комфорт и успехи ребенка в той или иной деятельности.



© 2010-2022