Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках английского языка в начальной школе (на примере УМК Spotlight)

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

"Расскажи - и я забуду,

покажи - и я запомню,

дай попробовать - и я пойму".

Китайская пословица

Многообразие и интенсификация сегодняшней жизни требует от нас, учителей, более пристального внимания к формированию исследовательских умений на всех учебных занятиях, в том числе и на уроках иностранного языка. Исследовательская деятельность это - процесс комплексный, оказывающий благотворное влияние на формирование всех видов речевой деятельности, при этом учащимся необходимы хотя бы минимальные языковые знания. На уроках английского языка в начальной школе начинается постепенное формирование исследовательских навыков и, как следствие, становление исследовательской деятельности.

Предмет иностранный язык позволяет формировать следующие исследовательские умения:

мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы),формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, мыслительно- логические операции (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия); планирование пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.

Мне хотелось остановиться на некоторых приемах, упражнениях и игровых заданиях, способствующих формированию исследовательских навыков на уроках английского языка в начальной школе.

Начну с того, что УМК «Английский в фокусе» содержит большое количество заданий, развивающих учебно-исследовательские умения, такие как:

Задания, основанные на наблюдении, аналогии и анализе.
(слайд 2)

Look, read and match.

Read and match.

Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках английского языка в начальной школе (на примере УМК Spotlight)

.

Match and complete. (слайд 3)

Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках английского языка в начальной школе (на примере УМК Spotlight)

(и подобные на всех уровнях со 2 по 4 класс)

Упражнение «Третий лишний», исключение слова, понятия.

Цель упражнения: формировать умения выделить общее свойство группы объектов и дать ей название, определить объект, неподходящий в данную группу.

В каждом задании есть список слов. Из этого списка все слова, кроме одного, имеют что-то общее друг с другом. Задача - найти лишнее слово, объяснить, почему это слово лишнее. Затем задание усложняется требованием дописать список, добавляя слова, не нарушая обобщающего признака.

(слайд 4)





Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках английского языка в начальной школе (на примере УМК Spotlight)





Задание на сортировку слов по категориям. (слайд 5)

Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках английского языка в начальной школе (на примере УМК Spotlight)

Далее следует перечень категорий:

Family

Seasons

Animals

Colours

Circus

Toys

House

Room

Food and Drinks

Body

Clothes



На уроках и во внеурочной деятельности учащиеся получают информацию из различных источников, а именно: прочитанный или прослушанный текст, диалог, информация предоставленная учителем. И, конечно же, все новые явления (будь то грамматические или лексические) вызывают интерес. На уроках я уделяю достаточное внимание этому факту. Приведу следующий пример: во время чтения сказки «Why rabbits have got short tails» ребята обратили внимание на то, что слово well употреблено в разных значениях («хорошо» и «колодец»). Они самостоятельно сделали следующий вывод: слова звучат и пишутся одинаково, но имеют разное значение. Мне оставалось только добавить, что такое явление не редкость в английском языке, и называются такие слова омонимы.

Еще один пример. В 4 классе изучается тема «Порядковые числительные». Обладая определенными знаниями о количественных числительных, которые ребята получили во 2-м и 3-м классе, я предоставила возможность ребятам изучить информацию (она представлена в виде таблицы) (слайд 5)

Порядковые числительные - таблица

Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках английского языка в начальной школе (на примере УМК Spotlight)

проанализировать, сделать соответствующие выводы об образовании порядковых числительных в английском языке, правилах их употребления и написания, и результатом должен стать - доклад. Т.е. на следующем уроке у меня было четыре помощника, которые выполнив эту исследовательскую работу, раскрыли тему урока. Они даже разбили свой доклад на подтемы: общее правило, исключения, правила написания, употребление порядковых числительных.

На начальном этапе изучения иностранного языка дети обучаются совместной исследовательской деятельности, которая включает элементы творчества. К этой деятельности относится составление мини-проектов.



2-й класс

Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках английского языка в начальной школе (на примере УМК Spotlight)

4-й класс

Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках английского языка в начальной школе (на примере УМК Spotlight)

Инностранный язык - учебный предмет, в котором владение языком является и целью и средством обучения, и он, как никакой другой, имеет возможности для всестороннего развития обучающегося, в том числе и приобретения учащимися функционального навыка исследования - как универсального способа освоения действительности, приобретения личностного опыта познания.

Приведенные упражнения доступны, эффективны и могут использоваться на разных возрастных ступенях обучения.






















© 2010-2022