Обучение одаренных детей на уроках английского языка в начальной и средней школе

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Обучение одаренных детей на уроках английского языка в начальной и средней школе.















Учитель английского языка

Наливайко Н.Э















Воронеж 2015

Одной из актуальных проблем совершенствования современной российской системы образования является раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей. Следовательно, возникает объективная необходимость выбора особых форм и осуществления специально организованных видов деятельности с данной категорией обучающихся, нуждающихся в дополнительных информационных и образовательных средствах, способствующих их оптимальному развитию.

При организации работы с одарёнными детьми педагогам необходимо учитывать наличие некоторых общих особенностей, свойственных детям с повышенными возможностями: способность быстро, качественно усваивать новый материал, проникать в суть принципов, понятий, положений, оперировать достаточно широким материалом для обобщения.

Как известно, существует четыре основных стратегии обучения детей с высоким интеллектуальным и творческим потенциалом: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация. Умелое сочетание данных подходов способствует личностному развитию одарённого ребёнка при условии соблюдения соответствия уровня и скорости обучения его интеллектуальным потребностям.

Содержание обучения английскому языку должно обладать необходимыми количественными и качественными характеристиками, определяющими личностный смысл овладения данным учебным предметом. Кроме того, чем раньше педагогам удастся выявить необходимые задатки, развить способности одарённых детей, тем эффективнее будет осуществляться процесс обучения и тем более высокого результата можно достигнуть.

Рассмотрим некоторые аспекты проблемы развития одарённости младших школьников при обучении английскому языку, предпосылки и условия формирования и совершенствования необходимых психических свойств личности, обеспечивающих успешность этого процесса.

Раннее обучение иностранному языку отвечает принципам личностно-ориентированного подхода в образовании, соответствует возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста. Дети шести - одиннадцати лет чувствительны к овладению иностранным языком, проявляют к нему повышенный интерес и стремление постоянного совершенствования своих речевых и коммуникативных умений. И уже на начальном этапе некоторые обучающиеся выделяются своими незаурядными способностями, которые, как правило, выражаются в высокой скорости обучаемости, качестве усвоения изучаемого материала, стремлении быть в центре внимания учителя. Такие дети всегда с готовностью и неподдельным удовольствием участвуют практически во всех видах деятельности на уроке. Поэтому задачей учителя на данном этапе является дальнейшее развитие их способностей и мотивации учения путём включения в состав компонентов урока дифференцированных заданий по изучаемой теме, отличающихся по уровню сложности, глубине и объёму, тем самым предоставить обучающимся возможность выбора собственной траектории изучения иностранного языка: на базовом или продвинутом уровне. Более того, необходимо создание индивидуализированных программ, позволяющих обучающимся выбрать свою индивидуальную траекторию обучения в соответствии с оптимальным темпом, уровнем сложности, предрасположенности к тому или иному виду речевой деятельности.

Начинать обучение английскому языку следует с коротких детских стихов, скороговорок, несложных песен. Использование элементов детского фольклора способствует не только формированию фонетических навыков, аудированию, их ритм и форма помогают усваивать иностранный язык. Организация праздников на изучаемом языке, нестандартные уроки: экскурсии, фантазии, ролевые игры, конкурсы, театральные представления, заочные путешествия, инсценировки, драматизации сказок - это те формы проведения уроков и внеурочной деятельности, которые создают условия для формирования коммуникативной, социокультурной компетенции обучающихся, развития их креативных способностей.

Одним из важных направлений работы с одарёнными детьми при обучении английскому языку является обучение их способам коллективного взаимодействия с целью формирования коммуникативной и социальной компетенции. Коллективная учебная деятельность в группе предоставляет детям с незаурядными способностями возможность адаптации к взаимодействию с другими детьми, научиться выражать своё мнение и учитывать иную точку зрения, корректировать своё поведение и подчинять свои интересы интересам коллектива, группы. К области социальных умений можно отнести умение ориентироваться в ситуации общения, вступать в контакт и поддерживать его, аргументировать свою точку зрения и принять во внимание мнение собеседника, решать конфликтные ситуации. В групповых формах работы детям, имеющим ярко выраженные способности к изучению иностранного языка, следует предлагать роль консультанта.

Организация коллективного взаимодействия обучающихся на уроке позволяет применять различные технологии и методы обучения иностранному языку: проектную методику, игровые технологии и другие средства, способствующие формированию самостоятельного творческого мышления.

Учителями иностранных языков широко применяются дидактические игры, способствующие развитию интеллектуальных и языковых способностей детей, пополнению их словарного запаса. Использование игровых технологий создаёт оптимальные условия для тренировки употребления в речи грамматических явлений, совершенствования навыков устной речи и формирования устойчивой мотивации к изучению иностранного языка.

Ролевые игры позволяют детям развивать свою коммуникативную и социальную компетенцию, поскольку предполагают создание ситуаций, приближенных к реальному общению, в которых они могут разыгрывать различные социальные роли, учиться адекватно реагировать на реплики собеседника, совершенствовать навыки речевого поведения в ситуациях этикетного характера, развивать творческие способности, воображение и фантазию, участвуя в драматизации сказок на изучаемом языке.

Проектный метод также применяется как практический и действенный способ развития интеллектуальных, речевых и коммуникативных способностей одарённых детей, создавая условия для воспитания самостоятельности, готовности к осуществлению индивидуальной и коллективной творческой деятельности, позволяя на практике реализовать идеи личностно-ориентированного подхода. Элементы проектной деятельности необходимо вводить в образовательный процесс с самых ранних этапов обучения английскому языку, поскольку работа над проектом создаёт благоприятные условия для практического применения коммуникативных навыков в ситуациях, приближенных к реальной жизни и отражающих интересы и наклонности детей.

Первоклассникам можно предложить выполнить индивидуальные мини-проекты по темам: «Моя семья», «Любимые игрушки», «Любимые животные». Обучающиеся второго класса охотно выполняют проекты: «Английский алфавит», «Домашние и дикие животные». «Моя визитная карточка», «Мой друг». Обучающиеся третьих и четвёртых классов выполняют индивидуальные и групповые проекты по окончании изучения таких тем как: «Мир моих увлечений», «Мой день рождения», «Мой класс» и другие.

Вовлечение обучающихся в проектную деятельность способствует формированию у них способности ставить перед собой цели и задачи предстоящей деятельности, определять средства их достижения, планировать свою и оценивать свою работу. В процессе работы над проектом происходит совершенствование речевых умений, обучающимся предоставляется возможность реализации их творческого потенциала.

В процессе обучения английскому языку одарённых школьников можно использовать различные современные методы и приёмы как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Развитию навыков самооценки и рефлексии познавательной деятельности способствует технология создания «языкового портфеля», который представляет собой пакет рабочих материалов, отражающих опыт учебной деятельности обучающегося по овладению английским языком. В структуру портфеля входят: паспорт, языковая биография его пользователя, досье. Данная технология представляет собой эффективное средство формирования осознанного отношения школьников к процессу обучения и его результатам. Кроме того, анализ полученных данных «языкового портфеля» позволяет учителю вносить необходимые коррективы и уточнения в содержание обучения иностранному языку в соответствии с интересами и предпочтениями данной категории обучающихся.

Поскольку одарённые дети отличаются стремлением к постоянному совершенствованию, педагогам необходимо разнообразить учебный процесс, применяя различные средства и приёмы, способные удовлетворить их интеллектуальные запросы. К подобным средствам можно отнести информационно-коммуникационные технологии в самых различных их проявлениях: от проведения уроков с помощью мультимедиа, до организации разных видов самостоятельной работы в сети Интернет: участии в Интернет-проектах, дистанционных конкурсах, форумах, ведение личной переписки.

Комплексное развитие и реализация интеллектуальных и творческих возможностей талантливых детей происходят в наиболее сложных видах деятельности, требующих нестандартных подходов и решений. Примерами таких видов деятельности могут послужить олимпиады, конкурсы, научно-исследовательские проекты, проводимые на разных уровнях.

Для поддержания интереса к изучению иностранного языка важно использовать дополнительный материал по страноведению и краеведению. Ученики поддерживают учителя своими находками, принося картинки, фотографии, книги с нужным для темы материалом.

На среднем этапе обучения (5-8 класс) начинается формирование исследовательской деятельности. Здесь первые помощники - одаренные ученики, которые могут не просто прочитать правило, но исследовать образование грамматической конструкции, происхождение слова, сделать вывод или обобщение.

Темы разделов учебника могут быть дополнены видео - экскурсиями, индивидуальными работами и сообщениями о спорте, удивительных местах нашей планеты, биографиями всемирно-известных людей нашей страны и изучаемого языка. Это обогащает ребенка в плане саморазвития и его культурном самоопределении.

Главное со стороны учителя - помочь ребенку не потеряться в темах, а выбрать ту, которая доставит ему радость и удовольствие.

Следует заметить, что одаренные дети терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. Они любят «докопаться» до истины самостоятельно.

Работая в группах и парах, сильный ученик заинтересован в успешном выполнении задания и требует этого от других; сильный ученик делает выводы и обобщает подготовленный материал в группе; он может помогать слабым ученикам, тем самым вырабатывая ответственность, положительное и толерантное отношение к участникам учебного процесса.

С 8 класса вполне возможно начать подготовку учащихся к ГИА. Так, например, можно давать задания на аудирование или предложить выполнить задание по чтению, использованию видо-временных форм глагола и лексики на распечатанном материале специально для этой цели. Группы учащихся работают одновременно по разным направлениям в рамках обычного учебного процесса.

Проекты с презентацией, стихами, песнями могут прекрасно дополнить и расширить материал учебника. Например, в средних классах, изучая тему «Школьное образование», ученики получают задание взять интервью у учителей, которые являются выпускниками этой же школы и сделать сообщение о каждом из них. Другая группа учащихся готовит презентации о работе школьной столовой, школьной форме для учителя и учеников с эскизами придуманной одежды, о работе технических работников школы, о спортивных достижениях учащихся своей школы. При этом урок-проект получается насыщенным, интересным и очень полезным.

Для одаренных детей средней ступени обучения можно предложить следующие виды заданий:

- Составить вопросы для интервью по теме урока;

- Написать рекламу своему кружку или спортивной секции;
- Нарисовать символы летних и зимних Олимпийских игр;

- Перевести лучшие кулинарные рецепты из поваренной книги мамы и обменяться ими с учащимися класса;

- Составить меню для детского кафе.



© 2010-2022