Особенности обучения аудированию на уроках английского языка

Аудирование – это понимание воспринимаемой на слух речи. Оно представляет собой перцептивную мыслительную мнемическую деятельность. Когда мы слушаем речь, ухо воспринимает звуковые волны, которые затем передаются в слуховой центр мозга. Звуковые волны состоят из звуков, следующих друг за другом и образующих слова, сочетания слов и предложения. Если эта последовательность звуков воспроизводится на знакомом языке ­– она передает мысль; на незнакомом языке – это более или менее приятный на слух, но лишенный смысла шум. Обучение аудированию является одним из важных аспектов при изучении иностранного языка.
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«КОЛЛЕДЖ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И СЕРВИСА № 38»

(ГБОУ СПО КГиС № 38)



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Особенности обучения аудированию на уроках английского языка»






Разработал:

Преподаватель английского языка

Казакова Л.А.


Москва

2014

Особенности обучения аудированию на уроках английского языка.


При опросе студентов, какой аспект языка представляет для них наибольшую трудность, большинство опрошенных назвали аудирование.

Аудирование - это понимание воспринимаемой на слух речи. Оно представляет собой перцептивную мыслительную мнемическую деятельность.

Когда мы слушаем речь, ухо воспринимает звуковые волны, которые затем передаются в слуховой центр мозга. Звуковые волны состоят из звуков, следующих друг за другом и образующих слова, сочетания слов и предложения. Если эта последовательность звуков воспроизводится на знакомом языке ­- она передает мысль; на незнакомом языке - это более или менее приятный на слух, но лишенный смысла шум.

Тем не менее, когда к нам обращаются даже на совершенно незнакомом языке, мы улавливаем некоторые оттенки выражаемого чувства и тона. Мы понимаем, говорят с нами холодно или сердечно, серьезно или шутливо, убеждают или разубеждают нас в чем - нибудь, грустен говорящий или весел, спрашивает он нас или выражает сомнение. Жесты говорящего, выражение лица и обстановка, в которой все это происходит, дают нам возможность прибавить еще немного к нашему смутному пониманию.

Никто не может сразу схватить незнакомый звук. Мы можем узнать лишь те звуки, которые умеем артикулировать, или звуки, которые пытались артикулировать, так как физиология их нам известна. Для понимания иностранной речи необходимо: 1) уметь узнавать звуки речи. Для этого надо знать положение органов речи при произнесении звуков и уметь самим их воспроизводить; 2) сразу понимать смысл. Следовательно, восприятие речи на слух можно определить как осмысленное слушание значимой последовательности звуков.

Последовательность звуков родного языка для нас имеет смысл, так как мы с детства на протяжении многих лет накапливаем большой языковой опыт.

Накопить такой большой языковой опыт в иностранном языке только на занятиях невозможно, поэтому следует искать другие пути и средства.

Последовательность звуков иностранной речи приобретает значение тогда, когда ею пользуются правильно и часто. Мы понимаем мгновенно лишь ту последовательность звуков, которую усвоили путем многократного восприятия на слух, произнесения, чтения, письма при условии полного понимания. Незнакомая последовательность звуков, представляющая собой ключевое слово предложения, значение которого нельзя понять из контекста или ситуации, может привести к неправильному, искаженному пониманию всего предложения или целой группы предложений.

Благодаря частому установлению соотношения между звуковой стороной речи и ее значением и между значением и его звуковой передачей. родной язык вытесняется, и понимание обеспечивается сразу же непосредственно на иностранном языке.

Методика предлагает два пути обучения аудированию. Первый путь - обучение аудированию в процессе выполнения специальных упражнений, т.е аудирование выступает как цель обучения, следовательно по этому пути аудированию следует обучать как виду речевой деятельности. Сторонники же второго пути указывают на необходимость сочетания упражнений в аудировании с элементами говорения, чтения и письма. Таким образом, аудирование здесь выступает как средство обучения другим видам речевой деятельности. Для этого предлагаются неспециальные упражнения. Многие современные методисты объединяют эти два пути. Они предлагают учить аудированию как цели, а затем как средству, и поэтому они считают, что система упражнений для обучения аудированию должна включать в себя как специальные, так и неспециальные речевые упражнения.

Восприятие связной речи сопровождается сложной мыслительной деятельностью и протекает в особых условиях, определяемых рядом акустических факторов. Отсюда возникает необходимость в упражнениях, направляющих внимание на осмысление содержания воспринимаемой речи. Такие упражнения принято называть речевыми. Специальные речевые упражнения нацелены не только на развитие умения аудирования, но имеют и попутные цели (например, закрепление лексики и грамматики).

Специальные речевые упражнения проводятся для того, чтобы учащиеся научились использовать подготовленные образцы в речевом синтезе, узнавать и понимать известные конструкции в разнообразном окружении. При выполнении этих упражнений следует избегать перевода. Это могут быть упражнения, направленные на восприятие общего смысла высказывания или на выделение отдельных смысловых групп.

В число речевых специальных упражнений войдут упражнения, развивающие умение соотносить часть и целое в процессе слухового восприятия, находить в речи главную мысль, основное содержание, обращать внимание на заранее указанный отрезок речи, понимать целое, независимо от отдельных, трудных для понимания частей (слов и предложений), догадываться о назначении отдельных элементов на основе понимания целого, т.е использовать языковую и логическую догадку в процессе слухового восприятия.

Неспециальные упражнения, направлены на обучение не только аудированию, но через него говорению, чтению, письму, т.е. цель этих упражнений - обучать аудированию как средству обучения другим видам деятельности. Таким образом, аудирование является важным средством обучения иностранному языку.







Используемая литература.


  1. В.В. Сафонова, УМК по английскому языку М.:Просвещение, 2011.

  2. О.Л. Гроза, «Английский язык нового тысячелетия», М.: Титул, 2012.

  3. А.А. Лосева Обучение аудированию, М.: Просвещение, 2012.

  4. И.П. Агабекян Английский язык для ссузов М.: Издательский центр «Проспект» 2012.


Интернет -ресурсы.


  1. macmillanenglish.com

  2. .bbc.co.uk/worldservice/learningenglish

  3. britishcouncil.org/learning-elt-resources.htm

  4. handoutsonline.com

  5. enlish-to-go.com (for teachers and students)

  6. bbc.co.uk/videonation (authentic video clips on a variety of topics)

  7. icons.org.uk

  8. study.ru/

  9. howcast.com/

6

© 2010-2022