• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Особенности формирования диалогических умений на уроках английского языка ( из опыта работы учителя английского языка Тимченко И. Б.)

Особенности формирования диалогических умений на уроках английского языка ( из опыта работы учителя английского языка Тимченко И. Б.)

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности формирования диалогических учений

на уроках английского языка

( из опыта работы учителя английского языка Тимченко И.Б.)


В настоящее время английский язык ситал языком международного общения и ему уделяется большое значение, а также методам, формам и средствам обучения английскому языку. Согласно государственному стандарту общего образования по иностранному языку изучение иностранного языка на уровне общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • формирование умения общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении;

  • обеспечение коммуникативно-психологической адаптации школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения.

Следует учесть, что при обучении говорению 10-12 лет назад акцент смещался в сторону обучения монологу. Диалог был больше похож на монолог, где участники по очереди делали небольшие выступления.

Сегодня речь идет о подготовке обучающихся к такому общению, где навыки монологического и диалогического общения очень важны, но перевес в сторону диалога значительно сильнее. Это и понятно, ведь в реальном общении редко приходится выступать с длительным монологом, общение в большинстве своем или диалогическое, или полилогическое.

В связи с этим тема моего послекурсового задания «Методика и технологии проведения современного урока, коммуникативный подход в обучении английскому языку».

Из этого следует, что моя цель: выявить особенности формирования диалогических умений у детей на уроках английского языка.

По моему мнению, диалогические умение - это умение усвоения субъектом способа выполнения диалогических действий, обеспечивающих совокупность приобретенных знаний и навыков. Значение формирования диалогических умений в становлении иноязычной речи школьников очень велико. Первое, что можно сделать, обучая иностранному языку, формировать у школьников умение общаться, коммуникативные диалогические умения, необходимые для человека как члена общества, члена коллектива. Они предусматривают умение слушать собеседника, вступать в общение, поддерживать его и так далее.

Диалогическая речь показывает умение вести беседу, используя в ответ вопросительные реплики, реплики-просьбы, приказы и т.д. объемом не менее 4 реплик, правильно оформленных в языковом отношении и соответствуют поставленной коммуникативной задаче.

Приступая к изучению английского языка, дети, прежде всего, хотят научиться говорить. Даже минимальное количество языковых единиц уже позволяет им чувствовать коммуникативную функцию языка, сразу же положительно сказывается на мотивации учения, без чего немыслимо овладение иностранным языком.

Для того, чтобы все обучающиеся имели как можно больше возможностей и времени для общения на иностранном языке на уроке, надо:

  • шире использовать групповые и парные режимы работы на уроке;

  • создавать игровые ситуации, где уровень мотивации достаточно высок, и даже если говорит один человек, а другие не включены в общий режим работы, то выполняют другие речевые действия: слушают, записывают, выписывают и т.д .;

  • при планировании уроков со значительной долей монологической речи не забывать о установки на прослушивание для остальных учеников группы.

Сущность обучения диалогической умением на начальном этапе заключается в том, что в процессе такого обучения в обучающихся развивается умение использовать диалогическую язык как средство общения. Основной и ведущей целью в преподавании иностранных языков в общеобразовательной школе является коммуникативная цель, которая и определяет весь учебный процесс. Одной из основных форм речевого общения является диалогические умения.

При обучении диалогу большое значение имеет формирование умения спонтанно реагировать на реплики партнера, а также умение реализовывать речевые ситуации с помощью различных языковых и речевых средств. Формировать данные навыки можно не только при обучении диалогической общению, но и в процессе работы над текстом, при совершенствовании лексических, грамматических, фонемных навыков. Некоторые задания и упражнения можно с успехом использовать как разминку или интересную паузу на уроке. Важно, чтобы отработка этих речевых навыков велась в системе, а не была похожа на аврал в работах.

В систему по обучению детей диалогической речи я включаю:

  • подготовительные упражнения, формирующие материально-операционную основу языка (лексические, грамматические, фонетические упражнения на имитацию, постановку, трансформацию, комбинирование)

  • условно-коммуникативные (коммуникативные), связанные с решением определенной коммуникативной задачи, при которых учащиеся приобретают умение реагировать (произносить стимулирующую и реагирующую реплики), соотносить действия друг с другом, то есть поддерживать двустороннюю активность.

Для того, чтобы обеспечить самостоятельную языковую взаимодействие обучающихся и получить языковой продукт, а также планируемый результат, я формулирую такие свойства диалогической речи, как ее мотивированность, экспрессивность, ситуативность. Этому в наибольшей степени способствует инсценировки сказок и диалогов, создания игровых ситуаций, использование приемов коллективного взаимодействия.

При обучении диалогической речи широко использую опорные конспекты.

Предлагаю следующую их классификацию:

  • функциональные, которые показывают функциональную направленность речевого поступка, например:

  • смысловые, которые вербально задают ситуации;

  • содержательные, которые подсказывают наглядно-содержательную сторону диалога.

Представлагаю такой алгоритм работы по формированию диалогических умений у школьников среднего звена. Согласно алгоритму формирования диалогических умений у обучающихся, на первых двух занятиях мы изучали диалогическое единство. Диалогическое единство изучалось только на двух занятиях в связи с тем, что база умений и навыков применения диалогических единиц у детей уже есть.

Цель данных занятий: обобщение и систематизация умений и навыков применения диалогических единиц.

Особенности формирования диалогических умений на уроках английского языка ( из опыта работы учителя английского языка Тимченко И.Б.)В ходе данных занятий использовались метод тренировки и метод применения и формы организации учебной работы: парная и групповая. Исходя из психологических особенностей мышления детей, а особенно детей младшего и среднего школьного возраста, я использовала на уроках наглядность в виде опорных схем.


На всех уроках по обучению диалогов я придерживаюсь следующих правил:

1. Привлекаю к беседе как можно больше учеников, используя заранее намеченный и рационально отобранный языковой материал;

2. Связываю вводную беседу с основным этапом урока, стремясь логически перейти к обучающему этапу;

3. Избегалю монотонности, однообразия и шаблона в проведении диалогов.

По моему мнению, самое главное при организации диалогического общения - создание положительного эмоционального настроя к выполняемой детьми деятельности, так как одной из наиболее актуальных и сложных проблем современной методики является обучение устному общению. Научить школьников общаться на иностранном языке в условиях учебного процесса - задача достаточно сложная. Ведь естественный язык стимулирует не необходимость, а потребность в реальном общении. Недостаточность активной устной практики на уроке английского языка, стремление повысить эффективность обучения, побудило меня использовать групповую работу (обучать в сотрудничестве) учащихся. Ведь в процессе обучения они обмениваются идеями, мнениями, информацией, учатся друг у друга. Еще раз хочу напомнить, что в настоящее время в естественных коммуникативных ситуациях человек гораздо чаще сталкивается с диалогической и полилогической формами общения. Поэтому я отвожу значительное место в учебном процессе работы и в парах, и в группах. При таких формах работы мои дети достигают поставленной цели, сотрудничая друг с другом. Отмечу, на таких уроках работают все ученики. Они учатся слушать и слышать. Каждый чувствует себя раскованно. Работая в малых группах, каждый получает возможность реализовываться в том, что является его сильной стороной, и получить помощь в том, в чем он слабее других. Сотрудничая, мои школьники учатся работать без контроля с моей стороны, совместно с товарищами, стремясь к поставленной цели. Обучение групповой взаимодействия на моих уроках стало не только методом обучения устной речи, а естественным компонентом учебного процесса.

Моя работа в этом направлении и наблюдения показали, что групповая форма организации учебной работы имеет ряд преимуществ: она способствует повышению мотивации к обучению, учит объективно оценивать себя и других, повышает деловой статус ученика в коллективе, разнообразит урок. Работая в группе, обучающиеся проявляют речевую самостоятельность. Они помогают друг другу, успешно корректируют высказывания собеседников, даже если я не даю такой задачи. Чтобы групповое языковое сотрудничество было эффективным, я пришла к выводу о необходимости целенаправленно учить школьников технологии общения, четко придерживаясь основных принципов обучения в сотрудничестве.

Организацию группового общения я начинаю по формированию языковых групп с учетом психологической совместимости детей. Оптимальный состав группы - четыре-пять учеников. При этом в каждой группе есть сильный, средний и слабый , обязательно девочки и мальчики. Если группа в течение нескольких уроков работает слаженно, то она работает в этом составе постоянно.

Практика показала, что наиболее удачными оказываются группы, где их члены дополняют друг друга: один работоспособный, но не эмоциональный; другой обладает личным опытом, но слабо успевает; третий мало знает, но интересуется данным вопросом. В процессе работы возникает ощущение сотрудничества, взаимной поддержки.

Если всем группам предстоит обсуждать одну и ту же проблему, то я сообщаю о цели и задачах после организации языковых групп. (Для обсуждения различных проблем задачи лучше объявлять до формирования групп) Роли обычно распределяют сами обучающиеся, но в некоторых случаях я делаю это сама.

Обычно проверяю работу не одного школьника, а всей группы. На таких уроках я оценивает не столько знания, сколько старания и усилия обучающихся. Очень часто на промежуточном этапе работы результаты труда каждого члена группы оценивает лидер группы.

Как правило, я сама выбираю «руководителя» из каждой группы, который должен отчитаться за проделанную работу

Существует много различных вариантов обучения в сотрудничестве. При этом я хочу придерживаться индивидуально-группового варианта. Но иногда стараюсь разнообразить этот вариант творческим подходом относительно своих детей.

Как показывает практика, коммуникативный метод является наиболее адекватным средством обучения иноязычной культуру, поскольку он развивает "чувство языка" и соответствует задачам обучения иностранным языкам в современном обществе - учить языку в целях общения.



© 2010-2022