Обучение технике чтения при обучении иностранному языку

Основной задачей при обучении иностранному языку является обучение технике чтения.     Чем станет для учащихся чтение как вид речевой деятельности? Средством формирования всего комплекса языковых и смежных речевых навыков и умений, основой автономии и самостоятельности или дополнительной трудностью при аудировании, неразрешимой проблемой при анализе текста и источником фонетических, орфографических ошибок? Ответ на этот вопрос заключается в выборе правильного подхода при обучении чтению на начал...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Зюкина Е.И.,

учитель иностранного языка,

МОБУ СОШ № 32, г.Таганрог

Обучение технике чтения

Основной задачей при обучении иностранному языку является обучение технике чтения.

Чем станет для учащихся чтение как вид речевой деятельности? Средством формирования всего комплекса языковых и смежных речевых навыков и умений, основой автономии и самостоятельности или дополнительной трудностью при аудировании, неразрешимой проблемой при анализе текста и источником фонетических, орфографических ошибок? Ответ на этот вопрос заключается в выборе правильного подхода при обучении чтению на начальном этапе.

Известно, что в современной методике преподавания английского языка существуют два основных подхода к обучению технике чтения.

Первый - восприятие слова или фразы как целостной единицы (whole word approach). При этом подходе учащиеся сначала учатся произносить и использовать новые слова, и только после этого слова предъявляются учащимся для прочтения.

Второй - звукобуквенный анализ (phonics approach) предполагает первоначальное установление соответствий буква - звук. Затем учащиеся знакомятся с написание букв и их транскрипцией. Оба эти подхода имеют право на существование и успешно применяются в современной методике как в чистом виде, так и интегрировано. Выбор подхода в обучении технике чтения зависит от конкретной ситуации.

Использование звукобуквенного анализа при обучении технике чтения на начальном этапе, позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, которые уже умеют читать и писать на родном языке к моменту начала обучения иностранному языку.

При формировании навыков техники чтения на начальном этапе чтение рассматривается как средство обучения. Сформировав необходимый уровень техники чтения и заложив основы орфографических навыков на первом этапе обучения, в дальнейшем можно эффективно использовать чтение как средство формирования всего комплекса языковых (лексических, грамматических, фонетических) и смежных речевых (аудитивных, письменных и устных монологических и диалогических) навыков и умений. Учебный материал предъявляется в соответствии с принципом поэтапности и посильности: учащимся предлагаются только те слова, которые они смогут прочитать, используя уже известные им правила чтения. Несмотря на то что формированию формированию навыков техники чтения уделяется большое внимание, на каждом уроке учащимся предлагаются задания, которые в комплексе формируют базовые фонетические, лексические и грамматические навыки устной и письменно речи.

Вот перечень этапов формирования навыков техники чтения:

1.Установление первичных графемно-фонемных соответствий:

-чтение гласных букв в закрытом типе слога, представляющих наименьшую степень сложности;

-изучение транскрипции как основы автономии учащихся;

-чтение словосочетаний, предложений, мини-текстов и диалогов.

2. Изучение гласных букв в открытом типе слога.

3. Чтение более продолжительных диалогов и фабульных текстов , их анализ и сравнение.

4. Изучение правил чтения менее частотных буквосочетаний по мере их появления в текстах:

-на протяжении первых уроков учащиеся изучают правила чтения, начиная с первых четырёх букв N , T , P , I;

-к третьему уроку переходят к чтению словосочетаний;

-начиная с пятого урока могут читать отдельные предложения;

-к десятому уроку переходят к чтению мини-текстов;

-к концу 1 четверти для учащихся не представляет труда чтение и анализ более сложных текстов и диалогов.

При первом знакомстве с буквой и звуком , который эта буква передаёт, допускается транслитерация, т.е. запись с помощью русских букв. Это должно помочь тем учащимся, у которых плохо развита слуховая память, а так же установить отличия графических образов схожих английских и русских букв, что поможет обеспечить необходимый уровень зрительной опоры.

При знакомстве с буквами использую разрезную азбуку (по аналогии с букварём):

-показываю её на карточке;

-произношу букву, звук, передаваемый буквой;

-знакомлю с транскрипционным знаком этого звука;

-предлагаю произнести звук, передаваемый данной буквой, показывая её на карточке;

-предлагаю найти и показать в разрезной азбуке букву и её транскрипционный знак.

Начинается обучение чтению с знакомства с вариантом чтения только гласных в закрытом слоге. Отбор лексики продиктован необходимостью в ознакомлении учащихся с чтением наиболее частотных буквосочетаний в словах, составляющих языковой минимум тематического материала, определённого программой.

При работе с новой лексикой использую следующую схему:

1.Учащиеся сами пытаются прочитать новое слово на основе правил чтения или с помощью транскрипции.

2.Семантизация осуществляется:

- беспереводным способом, с помощью наглядности;

-с помощью языковой догадки или поиска необходимого слова в словаре , что развивает комплексные учебные навыки, необходимые для самостоятельной работы.

Для повышения мотивации в период обучения технике чтения на начальном этапе в конце четверти с учащимися проводится «Праздник алфавита». Этот урок всегда проходит всегда с неизменным успехом и становится для ребят поощрением за хорошо выполненную работу.

Поскольку основной целью является обучения технике чтения, в каждом уроке присутствуют задания на её проверку с помощью незнакомых слов. Эти слова не подлежат заучиванию, однако проблемные задания повышают мотивацию и поддерживают у учащихся интерес к предмету.

Опыт работы позволяет сделать вывод о логике построения уроков, когда в начале большое внимание уделяется подготовке к коммуникации путём создания «Строительного материала», т.е. обучение чтению, и только после этого учащимся предлагается применить полученные знания на практике для решения реальных коммуникативных задач.

Всё это позволяет:

-эффективно использовать чтение как средство формирования всего комплекса языковых (лексических, грамматических, фонетических) и смежных речевых (аудитивных, письменных и устных монологоческих и диалогических) навыков и умений;

-способствует активизации зрительной памяти учащихся;

-обеспечивает необходимый уровень наглядных опор при ознакомлении с новым материалом;

-способствует реализации принципа сознательности в обучении, активности и автономии учащихся.

Используемые УМК ориентированы на реальные возможности учителя и учащихся, обеспечивает высокий уровень мотивации.


© 2010-2022