- Преподавателю
- Иностранные языки
- Выступление на августовской конференции
Выступление на августовской конференции
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шар-Манджиева Е.Б. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МКОУ «Лаганская СОШ №1 имени Люлякина И.М.»
Выступление на августовской конференции
на секции
учителей иностранных языков
«Профильное образование как способ удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.»
Шар-Манджиева Елена Борисовна,
учитель английского языка
г.Лагань,2014
Главной задачей модернизации системы образования нашего государства является обеспечение современного качества образования и приведение всех компонентов системы образования в соответствие с актуальными и перспективными потребностями личности, общества и государства.
В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям конкуренции становится важнейшим фактором устойчивого развития. Конкурентные возможности любой развитой страны связаны с развитием социального капитала, которое во многом определяется состоянием системы образовании. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756- р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания "системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах обучающихся общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда <…> отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования".
1. Профильное образование потребность современного общества
Динамично развивающемуся обществу требуются специалисты нового типа, готовые успешно работать в различных сферах. В современных условиях требования к специалистам формирует рынок труда. Особую ценность приобретают умения самостоятельно решать проблемы и совместно действовать в команде, способность правильно ставить цели и эффективно их достигать, идти на риск, инициативность, стремление к повышению уровня образования и др. Наряду с этим от человека требуются такие качества, как личная ответственность, обязательность, коммуникабельность.
Существующая система российского образования не в полной мере обеспечивает необходимую кадровую поддержку социально-экономического развития страны, недостаточно решает задачи развития личности и обеспечения школьника знаниями, способностью к самоанализу и самопознанию, необходимыми для профессионального самоопределения. Современные выпускники школы слабо ориентируются в возможных направлениях продолжения своего образования, не соотносят будущую профессиональную деятельность с развитием экономического, технологического и оборонного потенциала государства. Реальным выходом из сложившегося положения является внесение серьезных изменений в работу школ по ориентированию старшеклассников в направлениях будущей профессиональной деятельности.
Старшая ступень общеобразовательной средней школы, занимая ключевое место в современном образовании, во многом определяет возможности систем профессионального образования и качество профессиональной деятельности молодых людей. Старшая ступень представляет собой особое образовательное пространство, в рамках которого происходит социальное, профессиональное и гражданское самоопределение личности. От того, с каких гражданских и нравственных позиций молодой человек совершает свой образовательный и профессиональный выбор, зависит получение обществом квалифицированного специалиста-профессионала.
Система профильного образования - наиболее эффективная форма организации процесса обучения старшеклассников, соответствующая государственным и общественным интересам и интересам личности, адекватная особенностям юношеского возраста и мировым тенденциям в сфере образования.
В мировой образовательной практике профильное образование рассматривается как система специализированной подготовки учащихся по направлениям и профилям на старшей ступени общеобразовательной школы.
Как целостная система профильное образование обеспечивает:
1. преемственность в содержании предпрофильной и профильной подготовки учащихся, с профессиональным образованием;
2. фундаментальность подготовки по профильным предметам;
3. проведение мониторинга качества образования на основе комплекса критериев, а также уровня развития социального и профессионального самоопределения личности.
В качестве системообразующего фактора в профильном образовании выделяется профессиональное самоопределение ученика.
4. Цели и задачи профильного образования
Основная идея обновления структуры и содержания образования на старшей ступени школы состоит в том, что оно должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. На этом основываются фундаментальные принципы стратегии реформирования образования в отношении старшей ступени школы:
целенаправленная установка на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, четко осознающей свои права и обязанности, ясно представляющей себе спектр имеющихся возможностей и ресурсов и способной успешно реализовать избранную позицию в том или ином социальном пространстве;
постепенная переориентация доминирующей в настоящее время образовательной парадигмы с преимущественной трансляции системы знаний, умений и навыков (ЗУНов) на формирование функциональной грамотности учащихся и ключевых компетентностей, обеспечивающих возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах жизнедеятельности в условиях меняющегося общества;
расширение возможностей для индивидуализации образовательных траекторий учащихся, реализации самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности учащихся.
Приоритетным направлением функционирования старшей ступени среднего общего образования является введение профильного образования для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей учащихся.
Профильное образование - завершающий этап среднего общего образования, на котором реализуется принцип индивидуализации и дифференциации обучения, обеспечивающий личностное и жизненное самоопределение учащихся. Это система организации учебной деятельности, при которой учитываются способности, интересы и потребности старшеклассников, создаются условия для максимального развития учащихся в соответствии с их познавательными и профессиональными намерениями.
Главная цель введения профильного образования- обеспечение профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся, предоставление учащимся возможности сформировать необходимые ресурсы для осуществления осознанного профессионального выбора.
Институциональными формами реализации этой цели являются профильная школа и профильные классы общеобразовательной школы .
При переходе к профильному образованию реализуются следующие задачи:
обеспечить социально-экономическую эффективность среднего общего образования через усиление внимания школы к процессам вхождения выпускников в рынки труда и образования;
обеспечить возможность более глубокого изучения учащимися отдельных предметов в объеме среднего общего образования согласно выбранному профилю;
обеспечить вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса в школе, повысить уровень мотивации образовательной деятельности учащихся;
дать возможность реального выбора учащимися курсов внутри профиля обучения и построения гибких индивидуальных образовательных программ;
реализовать практическую ориентацию образовательного процесса на основе модернизации содержания образования и усиления его деятельностного компонента (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных умений);
расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
5. Принципы организации профильного образования
Профильное образование реализуется во всех организациях среднего общего образования и строится с учетом запросов личности, общества и государства.
Профилизация образования направлена на достижение целей формирования личности, которая будет способна на основе полученных глубоких знаний и профессиональных навыков свободно ориентироваться, самореализовываться, саморазвиваться и самостоятельно принимать правильные, нравственно-ответственные решения в условиях быстро изменяющегося мира.
В соответствии с поставленными целями формируются следующие принципы организации образовательного процесса в 10-11 классах:
- реализации личностно-ориентированного, деятельностного, компетентностного и здоровьесберегающего подходов в образовательном процессе;
- целенаправленной организации взаимосвязанной деятельности и сотрудничества учителя и ученика;
- самоопределения ученика в отношении профилирующего направления собственной деятельности;
- индивидуализации форм учебной деятельности, сочетания репродуктивной и продуктивной деятельности учащихся, постоянного использования методов самостоятельной работы, активных методов обучения;
- ориентации на выработку исследовательских навыков учащихся, обязательное выполнение учебных проектов как способа представления достигнутых результатов по формированию и развитию ключевых компетентностей;
- обеспечения условий для постоянного самоанализа и самооценки учащимися своей учебной деятельности и ее результатов;
- вариативности, дифференциации и практической направленности содержания образования как средства самореализации и профессионального самоопределения старшеклассников.
Для реализации выделенных принципов используются следующие педагогические средства и формы организации и оценивания результатов процесса обучения:
- современные педагогические и информационные технологии, инициирующие познавательную активность старшеклассников и способствующие формированию ключевых компетентностей учащихся;
- формы организации образовательного процесса, которые наиболее соответствуют особенностям юношеского возраста (лекция, семинарское занятие, практикум, собеседование, зачет, учебно-исследовательская и проектировочная мастерская, групповые и индивидуальные учебные занятия и консультации и др.);
- модульное построение учебного процесса на основе структурирования учебных программ, обеспечивающее условия для формирования индивидуальных образовательных траекторий учеников;
- метод проектов, предоставляющий учащимся возможности для приобретения и развития исследовательских и учебно-проектировочных умений, необходимых для адаптации к среднему и высшему профессиональному образованию;
- адекватные методы оценивания учебных достижений учащихся, включающие не только диагностику качества обучения по отдельным учебным предметам, но и отражающие рефлексию, самоанализ и самооценку учащимся полученных результатов, особенности индивидуальной образовательной траектории (портфолио, презентация проекта и т.д.);
- мониторинг учебных достижений школьников и организация на его основе коррекционной работы учителя и учеников.
6. Направления и содержание профильного образования
Направление профилизации обучения - организационная форма профильного обучения, обеспечивающая изучение группы предметов определенных образовательных областей на повышенном уровне. Выбор направлений профилизации обучения определяется с учетом и в соответствии с запросами учащихся, мнением родителей, возможностями школы.
Учет индивидуальных интересов участников образовательного процесса реализуется при выборе профиля обучения.
Профиль обучения - выбираемый учащимся внутри направления обучения набор профильных предметов и элективных курсов, направленных на удовлетворение его познавательных потребностей и интересов и реализующих его индивидуальную образовательную траекторию.
Дифференциация обучения по профилям в рамках установленных направлений осуществляется на основе содержания профильного компонента, а также вариативного и индивидуального компонентов. Базисный учебный план предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, обеспечивая гибкую систему профильного образования, в основе которого лежит выделение в каждой из образовательных областей трех основных типов учебных предметов: базовых общеобразовательных, профильных и элективных курсов (спецкурсов).
Содержание учебных предметов предлагается учащемуся для изучения на следующих уровнях:
- Базовом, обязательном для освоения всеми учащимися в соответствии с базовым (общеобразовательным) содержанием общего среднего образования;
- Профильном, обязательном для освоения учащимися, избравшими определенное направление профильного обучения;
- Специализированном (углублённом) уровне, не обязательном для освоения всеми учащимися. Содержание программ данного уровня превышает профильный уровень по объему и уровню сложности и представлено в виде модулей. Данный уровень выбирается учащимися, желающими углубить свою теоретическую подготовку по профильным предметам и получить соответствующий кредит для использования его при обучении в организациях высших и средних профессиональных учебных заведениях.
БУП профильной школы включает инвариантный (базовый), профильный, вариативный и индивидуальный компоненты.
Изучение элективных курсов является обязательным.
Элективные курсы выбираются школьниками из перечня, предлагаемого школой или другими организациями образования.
Элективные курсы используются:
- для увеличения часов, отводимых на изучение профильного предмета (специализированного (углубленного) изучения);
- для обогащения содержания профильного предмета (изучения отдельных разделов, выходящих за пределы обязательной программы конкретного предмета);
- для предпрофессиональной подготовки (изучения на пропедевтическом уровне специальных курсов, соответствующих выбранному направлению, социальных и учебно-производственных практик);
- для изучения по желанию учащихся дополнительных предметов, не входящих в Базисный учебный план.
Элективные курсы являются краткосрочными и основываются на дополнительных образовательных программах различной направленности. Количество элективных курсов, предлагаемых школой или другими организациями образования, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.
Индивидуальный компонент
Индивидуальный компонент БУП для всех направлений обучения реализуется в самостоятельной проектно-исследовательской деятельности учащихся при разработке ученических проектов, а также в форме индивидуальных и групповых консультаций, проводимых по желанию учеников.
В соответствии с учебным планом профильной школы реализуется индивидуальная образовательная траектория учащегося, который должен в соответствии с избранным направлением обучения изучать:
1) базовые обязательные предметы;
2) не менее 3-4 профильных предметов по выбору;
Сумма аудиторной учебной нагрузки учащихся 10-11 классов не должна превышать 36 часов допустимой нагрузки.
7. Предпрофильная подготовка
Предпрофильная подготовка учащихся - составная часть профильного обучения, необходимый подготовительный этап для введения профильного обучения на старшей ступени среднего общего образования.
Предпрофильная подготовка - это система информационной и организационной деятельности педагогического коллектива, психолого-педагогического сопровождения, направленная на самоопределение учащихся 8-9 классов выбора профильных направлений обучения с учетом будущей сферы профессиональной деятельности.
Цель предпрофильной подготовки создание условий:
для самоопределения учащихся в отношении выбора профиля будущего обучения в 10 - 11 классах;
для сознательного выбора будущей профессии.
Предпрофильная подготовка учащихся:
формирует умение объективно оценить свои способности в выборе обучения по различным профилям;
помогает осуществить выбор профиля, соответствующего способностям и интересам;
информирует высокий уровень учебной мотивации по избранному профилю.
В основу предпрофильной подготовки заложены принципы:
свободного выбора учащимися учебных курсов;
индивидуализации учебного процесса;
активности учащихся;
открытости.
При организации предпрофильной подготовки учитываются:
- особенности социально-образовательной среды;
- профессиональный потенциал педагогического коллектива;
- потребности учащихся в профессиональной сфере.
Система предпрофильной подготовки включает ряд новых для основной ступени общеобразовательной школы компонентов (курсы по выбору, профориентация, психолого-педагогическое сопровождение).
Курсы по выбору помогают учащимся оценить свои возможности, спроектировать свои планы на будущее.
Предметно-ориентированные курсы углубляют и расширяют отдельные темы базовых программ, то есть изучаются темы, выходящие за рамки программы. Важно, чтобы в предметно-ориентированных курсах просматривались содержательные и деятельностные особенности профиля обучения (учащиеся должны овладеть теоретическим, практическим, экспериментальным материалом данного профиля, поэтому курсы должны проходить в форме экспериментальных практикумов, исследовательских лабораторных работ и т.п.). Предметно-ориентированные курсы являются прогностическими по отношению к профильным курсам повышенного уровня, направлены на осознанный выбор профиля обучения на старшей ступени и:
- помогают в подготовке к экзаменам по выбору профиля;
- подтверждают готовность осваивать предмет на углублённом или повышенном уровне;
- реализуют интерес учащихся к выбранному предмету.
Продолжительность одного курса может быть четверть или полугодие. Это позволит учащимся за год освоить от 2 до 4 курсов по разным предметам. Предметно - ориентированные курсы определяются набором предметов, наиболее часто встречающихся в различных вариантах профилей.
Ориентационные курсы, решая задачи профильной и профессиональной ориентации, выходят за рамки учебных предметов. Ориентационные курсы знакомят учащихся с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, а также со способами их разработки в различных профессиональных сферах.
Ориентационные курсы:
- создают базу для ориентации учащихся в мире современных профессий;
- знакомят со спецификой деятельности, соответствующей наиболее распространённым профессиям;
- поддерживают мотивацию выбора профиля учащихся.
Перечень курсов должен быть количественно «избыточным», чтобы учащиеся имели возможность реального выбора-
Организация учебного процесса должна позволять учащимся в течение учебного года выбрать несколько (от двух до четырех) курсов, т.е. изменять наполнение индивидуального учебного плана.
Формы обучения могут быть как академическими, так и ориентированными на инновационные педагогические технологии. Перспективными являются коммуникативные методы, групповые, проектно-исследовательская деятельность, разработка индивидуальных учебных планов и другие способы обучения, развивающие самостоятельность и творческую инициативу учащихся.
В процессе обучения учащиеся 8-9 классов выполняют учебные проекты и исследования, результаты которых могут быть связаны с курсами предпрофильной подготовки или выходить за их рамки.
Профильная ориентация как компонент предпрофильной подготовки помогает учащимся принять решение о выборе направления и места дальнейшего обучения, повышает их готовность к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.
Цель профильной ориентации:
- психолого-педагогическая поддержка учащихся в принятии решения выбора профиля обучения для продолжения образования;
- создание учащимся условий для социального, профессионального и культурного самоопределения.
Составляющими профильной ориентации на этапе предпрофильной подготовки являются: профильное информирование, профильная диагностика и профильная консультация.
Профориентация - эта система оказания помощи учащимся в выборе профессии. Назначение профориентации - оказание психолого-педагогической поддержки при выборе профессии, выявление и активизация профессионально-психологического потенциала личности
Профинформирование обеспечивает учащихся информацией, необходимой для осознанного выбора:
об образовательных организациях для продолжения образования, как на территории проживания учащихся, так и за ее пределами;
о прогнозе развития регионального и местного рынка труда на ближайшие годы;
о перспективах экономического развития данной территории, области, региона, страны.
Профконсультация - индивидуальная помощь в профессиональном самоопределении.
Цель профконсультации - формирование интереса (мотивации), вооружение учащихся доступными и понятными средствами для планирования, корректировки и реализации профессиональных перспектив.
Цель профессионального просвещения дать знания о мире профессий и тех требованиях, которые предъявляются профессией к человеку.
Цель профдиагностики - это определение направленности личности, интересов, склонностей и возможностей в различных специальных видах деятельности, помощь в выборе конкретной профессии, вуза, лицея или колледжа, то есть выбора профессии.
Неотъемлемой частью предпрофильной подготовки является психолого-педагогическое сопровождение (ППС).
ППС проводится по направлениям:
Исследование интересов, склонностей, потребностей и способностей учащихся.
Информационно-просветительская деятельность.
Профессиональные пробы (практикумы, уроки технологии).
Для подготовки учащихся к профилю используются:
Диагностика интеллектуальной сферы, мотивации.
Уровень самооценки, склонностей и практическая готовность к деятельности.
Программы по профессиональному самоопределению.
Направление развития профильного обучения в российской школе в основном соответствует мировым тенденциям развития образования.
Вместе с тем сеть общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предметов (гимназии, лицеи и др.) пока развита недостаточно. Для большинства школьников они малодоступны. Это ведет к таким негативным явлениям, как массовое репетиторство, платные подготовительные курсы при вузах и т.п. Профилизация обучения в старших классах школы должна внести позитивный вклад в разрешение подобных проблем.
10