Ассоциация как приём технологии развития критического мышления для формирования социокультурных компетенций

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Мастер-класс

«Ассоциация как приём технологии развития критического мышления для формирования социокультурной компетенции».









Бартова М.М.

учитель французского языка

высшей категории

МАОУ «Гимназия №16»



Лузгина Н.Р.

учитель немецкого языка

высшей категории

МАОУ «Гимназия №16»



г. Кунгур Пермский край

2015

(слайд 1)

Ассоциация как приём технологии развития критического мышления для формирования социокультурной компетенции.

(слайд 2)

Мастер-класс - не обычный урок, а именно демонстрация каких-либо навыков, которые развиты у вас отлично. Мало просто рассказать о той или иной технологии, важно показать, как она применяется, и дать слушателям возможность опробовать ее.

В мастер-классе, как и в любом другом уроке, должен действовать педагогический принцип посильности - не стоит неподготовленной публике давать слишком сложные задания. Цель урока такого типа - не только передать опыт, но и дать человеку понять, что он может справиться с тем, чего раньше не делал.

Мастер-класс подразумевает подачу большого количества новой информации в сжатые сроки.

Мастер-класс не должен содержать большого количества теории - это именно демонстрация навыков с целью обучить им других. Однако некоторое теоретическое вступление тоже не повредит. Соотношение теории и демонстрации должно составлять около 1/5.

В конце мастер-класса обязательно оставьте немного времени на рефлексию.

В предлагаемом мастер-классе речь пойдёт о технологии развития критического мышления, а конкретно, об одном из приёмов этой технологии-ассоциации.

(слайд 3)

Цель мастер-класса: создание условий, в которых обучающийся САМ будет открывать, приобретать и конструировать знания.

(слайд 4)

Задачи мастер-класса:

  • создать карту культурных ассоциаций

  • определить ассоциации по темам

  • познакомить с именами, ставшими нарицательными

  • сопоставить даты и культурные/исторические ассоциации

(слайд 5)

Вспомним знаменитое высказывание Антона Павловича Чехова о значимости изучения иностранных языков: «Не знаю языков. Ах, с каким бы удовольствием я себя выпорол! Без знания языков чувствуешь себя, как без паспорта».

(слайд 6)

Все мы понимаем, что для успешного овладения иностранными языками необходимо применять в своей деятельности определённые педагогические технологии, которые помогут в формировании мировоззрения, межкультурных и общекультурных компетенций. Это игровые технологии, проектная методика, педагогика сотрудничества, ИКТ, технология развития критического мышления и многие другие.

(слайд 7)

Технология развития критического мышления включает в себя несколько приёмов: инсерт, загадка, ассоциация, мозговой штурм, кластер, синквейн, RAFT- технологии, бортовой журнал, коллаж и др. Мы же остановимся на ассоциации. Что же это такое?

(слайд 8)

Ассоциация (лат. Associatio - соединение, взаимосвязь), в психологии и философии - закономерно возникающая связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании индивида и закреплёнными в его памяти. При наличии ассоциативной связи между психическими явлениями A и B возникновение в сознании явления A закономерным образом влечёт появление в сознании явления B.

Ассоциация - связь, возникающая в процессе мышления между элементами психики, в результате которой появление одного элемента, при опредёленных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним; субъективное назначение А. - связь между элементами, предметами или явлениями.

Существуют различные виды ассоциаций. По типу образования различают:

  • ассоциации по сходству;

  • ассоциации по контрасту;

  • ассоциации по смежности в пространстве или во времени;

  • причинно-следственные ассоциации.

На уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности ассоциации могут применяться по различной тематике. Например:

литература . Сразу же возникают такие имена, как Шарль Перро, Марк Твен, братья Гримм, Милн, Джоан Кейт Роллинг и т.д.

национальные блюда: рождественское полено, баварские сосиски, рождественский пудинг.

музыка: Бетховен, Битлз, Эдит Пиаф и др.

изобретения, которые увековечили имена создателей: автомобиль «Форд» (Генри Форд-промышленник и изобретатель), гобелен (по имени хозяина красильной мастерской Гобелена), фруктовый леденец монпансье (по имени герцогини Монпансье) и др.

памятники архитектуры: Триумфальная арка, Бранденбургские ворота, Букингемский дворец, собор св.Павла, Нотр-Дам и т.д

цветы как символы государства: лилия-символ королевской власти во Франции, красная роза-символ Англии, чертополох-Шотландия, нарцисс-Уэльс, клевер - Ирландии, василёк-Германия.

национальные праздники: День взятия Бастилии, День объединения Германии, День Содружества, День книги.

(слайды 9-12)

Практическая работа с ассоциациями в аудитории. Работа может проводиться также индивидуально, в парах или группах на обобщающих уроках.

1.Страна и культурные ассоциации.

Страна

Культурные ассоциации

Австрия

Вальс, кофе со сливками, балы, мир

Великобритания

Туман, королева, Шекспир, чай, джентльмен, английский язык

Германия

Мерседес, пиво, сосиски, Гитлер, война

Греция

Мифы, боги, сиртаки, оливки, море

Испания

Коррида, фламенко, быки, Сальвадор Дали,

Италия

Спагетти, пицца, макароны, Папа Римский, сапог

Норвегия

Форель, викинги, снег, холод, сельдь, скалы

Россия Россия

Береза, матрешка, сказка, икра, балет, хоккей, зима, просторы

Франция

Мода, духи, устрицы, лягушачьи лапки, Мулен Руж

Чехия

Люстры, башни, Кафка, целебные источники, славяне

Швейцария

Часы, банки, курорты, шоколад, точность

Швеция

Карлсон, «Абба», викинги, хоккей



2.Подарившие собственное имя.

Ампер

французский учёный

единица измерения силы тока

Галифе

французский кавалерийский генерал

брюки для верховой езды

Силуэт

французский министр финансов

профиль, вырезанный из чёрной бумаги

Кольт

американский оружейник, химик, пиротехник

револьвер

Ватт

шотландско-ирландский изобретатель-механик, создатель универсальной паровой машины.

единица измерения мощности постоянного электрического тока

Роллс-Ройс

1.английский спортсмен, аристократ, наследник многомиллионного состояния и

2. английский механик-самоучка

марка автомобиля

Джоуль

британскии физик

единица измерения работы и количества теплоты

Ом

немецкий учёный

единица измерения электрического сопротивления

Рентген

немецкий физик

внесистемная единица радиоактивного облучения

Кох

немецкий микробиолог

возбудитель болезни туберкулёза

Дизель

немецкий инженер

поршневой двигатель внутреннего сгорания

Пастер

французский бактериолог

способ консервирования

Наполеон

французский император

торт

Мансар

французский архитектор

жилое помещение под крышей

3.Дата и событие.

Дата

Историческая или культурная ассоциация

14 июля 1789

День взятия Бастилии

3 октября 1990

День объединения Германии

20 ноября1945-1октября1946

Международный Нюрнбергский процесс

21 апреля1926

День рождения королевы Елизаветы II

10 января 1863

Открытие первой в мире линии метро (г.Лондон)

9 ноября 1989

Падение Берлинской стены (155км.)

14 октября 1066

Битва при Гастингсе

5 ноября 1605

Ночь Гая Фокса

28 декабря 1895

День рождения кинематографа

31 марта 1889

День рождения Эйфелевой башни

(слайд 13)

Рефлексия. Обратимся к дереву успеха: 1.мастер-класс был актуальным, полезным, интересным. 2.ничего нового на мастер- классе я для себя не узнал

(слайд 14)

Ассоциативное мышление полезно сказывается на скорости и продуктивности мыслительных процессов. Это очень хорошая тренировка для ума, недаром ассоциативное мышление называют мышлением гениев. Благодаря ему, человек (ребенок в том числе) становится способным к созданию:

  1. новых оригинальных идей

  2. смысловых связей

Развивается и поднимается на новый уровень воображение, интуиция. Большое значение ассоциации имеют для развития памяти. Каждый раз они поднимают с ее дна множество всяких сведений, которые, казалось бы, были давным-давно забыты, и таким образом активизируют процессы припоминания и воспроизведения информации. А кроме этого, значительно расширяется активный словарь ребенка. И, как следствие, развиваются способности к изучению иностранных языков.

© 2010-2022