Рабочая программа по церковнославянскому языку

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ «СВТ.ТИХОНА ЗАДОНСКОГО»

Согласовано

Председатель МО общественно- гуманитарного цикла предметов

_________

Протокол

от ----

Согласовано

Заместитель директора по УВР НОУ Православной гимназии

______

Утверждаю

Директор НОУ Православной гимназии

________

Приказ от
№____


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по предмету «Церковнославянский язык»

Ступень обучения: основное общее образование, 7 класс

Уровень: базовый

Учитель: Васильева Светлана Валентиновна

Программа соотносится с федеральным компонентом государственного

образовательного стандарта. Рекомендована Отделом религиозного образования

и катехизации Русской Православной Церкви.






Рассмотрено на заседании педагогического совета

НОУ Православной гимназии

протокол от ---- г. № --











г.Елец

------- учебный год







Пояснительная записка

В последние годы очевидной и признанной государственной задачей стала задача получения подрастающим поколением качественного и современного образования. В условиях чрезвычайно высокой информационной плотности окружающего пространства, процессов глобализации, с одной стороны, и поиска Россией своего места в мировой политико-экономической системе, с другой стороны, как никогда актуальной стала задача воспитания гражданина и патриота современной России - человека, умеющего жить в новых условиях, любящего свою Родину, ценящего её историю и культуру и поэтому уважающего национальное достоинство других. Гражданин современной России, безусловно, также должен быть высоко профессиональным специалистом в избранной им сфере деятельности, грамотным, мыслящим, творческим, владеющим необходимыми знаниями, умениями, навыками.

В этой связи закономерно обращение России к своим истокам. Многовековая история России немыслима без Православия, составляющего самую сердцевину русской культуры. В свою очередь в традиции Православия есть всё необходимое, чтобы решить самые насущные педагогические задачи и сформировать не просто профессионала, но гражданина, увлечённого своим делом, любящего родную страну и способного трудиться на благо своего народа.

Базой любой культуры является её язык. Для России языком культуры, лучших образцов литературы и философии изначально был церковнославянский язык, представляющий собой национальную версию старославянского языка - первого языка книжности всего славянского мира. Именно из церковнославянского языка выросла вся великая русская литература, её Золотой и Серебряный век. Именно церковнославянский язык позволил транслировать в русское национальное сознание все достижения философии древнего Востока и Православной Византии. Именно церковнославянский язык сыграл роль гаранта политической независимости и культурной самостоятельности России, заняв в её жизни то место, какое занял в жизни Европы язык латинский. Именно церковнославянский язык неизменно сохранял высокие нравственные установки наших предков и передавал каждому следующему поколению высокие христианские ценности любви, милосердия и созидания. Наконец, именно церковнославянский язык был тем языком, на котором во все века русской истории звучали сердечные молитвы нашего народа за Богом хранимое Отечество.

И в наши дни церковнославянский язык продолжает выполнять ту же роль в жизни каждого русского человека, неравнодушного к судьбе своей страны. При этом церковно-славянский язык остаётся языком русского православного богослужения, языком сакральным, хранящим в себе тайну русской души и до сих пор щедро питающим современный русский язык живой влагой выразительности, изящности, вдохновенности и благодати. Научить детей ценить и любить переданный нам собирателями России и русской культуры золотой фонд, уникальный и неповторимый, научить подрастающее поколение не только не терять, но и приумножать языковое богатство - хранилище знания, резервуар исторического опыта и национальной мысли - важнейшая задача современного российского образования.

Кажущаяся непонятность церковнославянского языка связана не с его особенностями, а с оставшейся от коммунистических времён оторванностью человека от живой отечественной духовной традиции и, как следствие, - неподготовленностью к церковной жизни. Человек, который никогда не открывал Библию, другую духовную литературу, не поймет смысл богослужения, на каком бы языке оно ни велось. А ведь когда человек старается понять, что совершается во время богослужения, он, может быть, впервые совершает духовную работу - то, что в первую очередь необходимо любому, чтобы не стать ленивым, недалёким, пассивным потребителем. Духовная жизнь укрепляет не только дух, но и тело, учит человека самодисциплине, выносливости, делает его готовым к состраданию, самопожертвованию и, наконец, Творчеству. Духовная составляющая изгоняет из жизни подростка нездоровые интересы, опасные увлечения, не даёт появиться вредным привычкам, но направляет мысль на благое и творческое. Это понимали во все времена, подобные установки сохранились в самых разных культурах. Для русской культуры хранителем такого педагогического и воспитательного опыта является Православная церковь и её язык - церковнославянский.

Направленность образовательной программы отражена в следующей логической последовательности:

- от текстов, написанных на церковнославянском языке, - к освоению языковой эстетики и риторики;

- от знакомства с церковнославянским лексиконом - к расширению запаса слов на родном русском языке;

- от знакомства с церковнославянским языком как языком-предшественником современного русского - к пониманию исторических тенденций развития русского языка и повышению в этой связи уровня общей языковой культуры и грамотности;

- от осознания высокого статуса слова в языковой культуре Православного мира - к осознанию ответственности человека за каждое произнесённое им слово.

В основу методической базы данной программы положен коммуникативный подход к изучению языка, целесообразность использования которого обусловлена статусом церковно-славянского языка как языка-предшественника русского литературного языка и статусом текста как результата отсроченной коммуникации <автор-читатель>. В этой связи многократно возрастает значимость текста как речевого феномена и как материала обучения. Текст становится опорой всего процесса преподавания церковнославянского языка. Таким образом, рекомендуется именно с текста начинать введение каждой новой темы. Корпус опорных текстов определяется учителем с учетом:

а) концепции подачи текстовой составляющей курса (учитель может ориентироваться на цикл Евангельских воскресных чтений, или на молитвословия двунадесятых праздников, или на текстовое сопровождение православного богослужения, или на подборку молитвенных текстов различных жанров либо различных функциональных особенностей и т.д.);

б) конкретной актуализации определённых междисциплинарных связей (учитель может подчёркнуто соотносить церковнославянский язык с материалом, изучаемым учениками на уроках русского языка, или литературы, или истории, или церковного пения, или основ православной культуры и т.п.);

в) собственных приоритетов и интересов (педагог может иметь филологическое, или историческое, или богословское базовое образование, что не может не повлиять на предпочтения в выборе текстов, предлагаемых ученикам в первую очередь, а также в очерёдности подачи этих текстов).

Какими будут (церковнославянские) тексты, выбранные для изучения церковно-славянского языка, - это вопрос не принципиальный, так как в данной Программе текст рассматривается не как цель, а как средство для погружения в язык православной Церкви и культуры. Принципиальным является то, что в пределах каждого отдельно взятого учебного года выбранные для рассмотрения тексты должны быть логически или тематически связаны и объединены в тематическую, жанровую или функциональную группу. Это обеспечит системность получаемых учениками знаний как в языковом, так и в речевом аспектах и повысит качество запоминания и освоения материала.

Актуальность программы обусловлена необходимостью восстановления разрушенных за последние десятилетия социальных связей в современной России: утрачено понимание значения семьи как основы государства, коллективности (общинности) как основы любой высокоорганизованной трудовой деятельности, любви как основы созидательного и творческого развития уникальной человеческой личности. Формирование православных взглядов на указанные проблемы через посредство церковно-славянского текста обеспечит возможность реконструкции стёртых фрагментов национальной русской ментальности и восстановления исконных ценностных установок и нравственных ориентиров.

Педагогическая целесообразность объясняется тем, что знакомство с церковно-славянским языком - это погружение в особый формат познания, культуры и межличностных отношений, формат традиционный для нашей страны, сформированный многими поколениями наших предков. За учащимися и, естественно, их семьями остается выбор - принимать или отвергать этот формат, осваивать или игнорировать этот опыт для организации своей собственной жизни. Во всяком случае, они получают возможность иметь не стороннее «объективное» знание о том, что «было во время оно», а, напротив, участвовать в приобретении этого исторического опыта.

Кроме того, необходимо учесть, что наименование «православная» гимназия отражает не только особый стиль и метод преподавания, но и особый стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса. На практике обучения это означает, что как учителя, так и ученики, как руководители, так и подчинённые приобретают общую способность и возможность активно влиять на весь процесс обучения. В православной общине каждый ее член имеет и право, и обязанность активно высказывать свое мнение по интересующему вопросу. Так формируется активная жизненная позиция, неравнодушный подход к общему делу, навык взаимной поддержки, помощи, умение внимательно и заботливо относиться друг к другу.

Цель и задачи образовательной программы определяются в соответствии с общей целью современного школьного образования - формирования личности ученика в духе гражданственности, патриотизма, терпимости, профессиональной мотивированности и активной жизненной позиции.

В связи с этим целью обучения церковнославянскому языку является не только получение новых сведений о языке Православной церкви и культуры, но и освоение их в повседневной практике как научение определенному стилю отношений (в частности, именно особым стилем межличностных отношений объясняется отсутствие в православной жизни так называемых «престижных» социальных ролей, а есть либо согласованная, либо несогласованная деятельность с тем критерием, который признается определяющим для жизни православной общины).

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие конкретные задачи:

• сформировать мотивированный интерес к истории, культуре и языку своего Отечества;

• раскрыть роль церковнославянского языка в формирова­нии русского литературного языка;

• сформировать представление об основных аспектах культуры речи, о языковой литературной норме как результате исторического влияния церковнославянского языка на современный русский литературный язык;

• способствовать овладению различными видами анализа языковых единиц;

• способствовать овладению конкретными знаниями, которые могут оказаться полезными в случае воцерковления и участия в литургической жизни Церкви (понимание, чтение и пение Священных текстов);

• сформировать нравственно ориентированные поведенческие модели в сфере межличностных отношений;

• выстроить процесс эстетического познания окружающего мира в рамках национально-культурной аксиом

Ожидаемые результаты:

- повышение уровня владения нормами русской письменной и устной речи,

- улучшение дикции через освоение церковного чтения,

- обогащение лексического запаса учеников, его количественное (новые лексические единицы и группы лексики) и качественное (углублении знаний семантики слов) наращивание,

- расширение сведений по истории родного языка,

- выработка умений пользоваться справочной и учебной литературой по церковно-славянскому языку.

К концу освоения программы «церковнославянский язык» уча­щиеся должны:

знать/понимать

· основные единицы языка, их признаки;

· основные нормы церковнославянского языка;

уметь

· опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

· объяснять с помощью словаря значение слов и словосочетаний с национально-культурным компонентом;

при аудировании и чтении

· адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

· извлекать информацию из различных справочных и учебных источников;

· соблюдать в практике чтения основные произносительные, лексические, грамматические нормы церковнославянского языка;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

· для осознания роли церковнославянского языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;

· для развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к церковно-славянскому языку, сохранения церковнославянского языка как явления религиозной культуры;

· для увеличения словарного запаса и расширения философских и богословских горизонтов мысли;

· для использования церковнославянского языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Формы подведения итогов и оценивания достижений учащихся в реализации образовательной программы:

оценка за ответ на уроке; оценка за проверочную и письменную работу; оценка за выполнение тестового задания, оценивание реферата, доклада, исследования, творческого задания.

Состав УМК

1.Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации.
Примерная Программа по предмету «Церковнославянский язык» (для основной ступени обучения)- М, 2012г.

2. А. А Плетнёва, А. Г. Кравецкий Церковнославянский язык - М., - РОПО «Древо добра», 2001 г., 288 с.

3. Видеоуроки «Священный язык». Н. П. Саблина video.mail.ru/list/tatta-/2829/2733.html

Список литературы


  1. Библия на церковнославянском языке, православные богослужебные тексты на церковно-славянском языке.

  2. Демидов Д. Г., Невзорова Н. Н., Шумских Н. Н., Церковнославянская грамота. Учебные очерки. СПб., 1998. - 588 с.

  3. Первая учебная книга церковно-славянского языка для низших и начальных училищ. Репринтное издание г. Ростов-на-Дону. Агентство «Памятники Отечества»., 1991. - 174 с

  4. Дорофеева Л. В., Аз буки. Книга для чтения на церковнославянском языке для детей среднего и старшего возраста. - М., - Институт экспертизы образовательных программ и государственно - конфессиональных отношений. 2008. - 84 с.

  5. Рабочая программа курса «Церковнославянский язык» под общей редакцией кандидата филологических наук, доцента кафедры русской филологии и общего языкознания НГЛУ им. Н. А, Добролюбова Марковой Т. Д,

  6. Протоиерей Александр Свирелин, Церковно-славянский словарь г. Нижний Новгород. Издательство «Христианская библиотека», 2011 г. - 272 с.

Православная составляющая


Православная составляющая, разработанная в рамках данной Программы и дисциплины церковнославянский язык (для 7 класса НОУ Православной гимназии Свт. Тихона Задонского), выполнена в соответствии с требованиями Стандарта православного компонента среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации (Утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви 27 июля 2011 г.): «Стандарт православного компонента общего образования» является нормативным документом, который, с одной стороны, определяет место православного образования в сфере среднего образования на основе существующего законодательства (все общеобразовательные учреждения Русской Православной Церкви выполняют ФГОС и действуют в рамках Закона «Об образовании»), с другой стороны, определяет степень участия Русской Православной Церкви, важнейшего общественного института как субъекта образовательного процесса, выполняющего социальный заказ православных верующих граждан государств, находящихся на ее канонической территории, в процессе духовно-нравственного обновления государственного образования" (Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации. Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, 2011).

Внедрение православной составляющей на уроках предмета «Церковнославянский язык» происходит через воспитательный аспект урока, через изучение жизни Русской Православной Церкви в России и за рубежом, через знакомство учащихся с деятельностью митрополитов, патриархов. Учитель формирует устойчивую системы целостного мировоззрения и духовных ценностей, хранимых Россией столетиями, а также практических знаний, которые позволят будущим гражданам страны реализовать свои возможности в новой социально-экономической среде, пробудить личность, которая сама есть образ Божий, поэтому основная задача учителя - восстановить в ребенке образ Божий. Воспитание у детей глубокой и сознательной веры, приобрете­ние устойчивых навыков христианской жизни, воспитание нравствен­ного характера и самосознания.


Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего ча­сов

В том числе на:

Примерное количе­ство часов на самостоятель­-ные работы учащихся

Уроки

Тестовые

Работы

Контрольные

работы

колич часов

1.

Церковнославянский алфавит. Надстрочные знаки и знаки препинания. Спряжение глаголов.

9

8

1

-

-

2.

Времена глаголов.

8

7

1

-

-

3.

Склонения существительных.

10

9

1

-

-

4.

Имя прилагательное. Причастия.

8

7

-

1

-




Аннотация

к рабочей программе

по церковнославянскому языку

основного общего образования,

реализующая ФКГОС

для 7 класса

(базовый уровень)

Рабочая программа по церковнославянскому языку составлена с учѐтом Стандарта

православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного)

образования для учебных заведений Российской Федерации, утверждѐнного решением

Священного Синода Русской Православной Церкви, Отделом религиозного образования и

патриархии Русской Православной Церкви 27 июля 2012 г.

Рабочая программа по церковнославянскому языку составлена на основе авторской

программы «Церковнославянский язык» для 2 -7 классов православных гимназий (автор

Плохих Е. Ф.).

Для реализации программы курса используется академический учебник: А. А.

Плетнѐва, А. Г. Кравецкий «Церковнославянский язык: Учебное издание - 5-е изд.,

стереот.- М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2013.

Рабочая программа соответствует авторской программе.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов,1 учебный час в неделю.

Цель преподавания курса двуединая:

- обучение церковнославянскому языку как средству воцерковления, введение во храм

православных христиан - богодуховная;

- обучение церковнославянскому языку как одному из средств современного

гуманитарного образования - историко-филологическая (лингвистическая).

Главным результатом изучения курса должна стать заинтересованность

учащихся в изучении православной культуры.

Предполагаемые формы контроля: в 7 классе контрольная работа - 1,тестирование-3.







© 2010-2022