Инновационный проект по английскому языку

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 47

имени А.П. Гайдара Октябрьского района городского округа город Уфа

Республики Башкортостан




Инновационный проект по английскому языку




Районный конкурс

«Лучший учитель года Октябрьского района

городского округа город Уфа»




Инновационный проект


«Использование игровой деятельности на уроках английского языка с целью повышения мотивации обучающихся»


Автор: Абрамова Ирина Александровна,

учитель английского языка












Уфа

2014 год


Обоснование актуальности проекта

Несмотря на то, что российская теория и практика средней школы обладает огромным потенциалом методов, форм и средств обучения, основным типом обучения является, по-прежнему, вербальный тип: использование устного и печатного слова, когда учитель выступает, в основном, в качестве информатора и контролера учащихся.

Очевидно, что в свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и коструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.

Введение новых федеральных государственных стандартов подразумевает введение компетентностного и системно-деятельностного подходов к обучению. Современное образование подразумевает усвоение учащимися таких знаний, которые, несомненно, пригодились бы им в современном мире. Формы и способы изучения иностранного языка изменялись и совершенствовались многие годы. Создано и разработано огромное количество учебных пособий, курсов и тренингов, что действительно помогает в изучении языка. Актуальность проекта обусловлена следующими противоречиями:

1) Как правило, изучение языка дети начинают с заучивания слов. Это не продуктивно. Любое новое слово запомнится гораздо ярче в естественном контексте, а не в комбинации «слово - перевод». Не следует учить слова, надо учить готовые фразы, яркие, эмоционально окрашенные фразы с новыми словами.

2) Знание грамматики не достаточно для того, чтобы говорить на иностранном языке. Выучив все грамматические правила можно обезопасить себя лишь от малой части ошибок.

3) Одного чтения на иностранном языке недостаточно. Учить язык нужно слушая и разговаривая.

4) Недостаточно времени отводится на повторение изученного материала. Лучше меньше, но лучше - в языке это правило работает на 100%

5) Слушать и повторять за диктором несомненно нужно, но более полезным будет выражение своей мысли на основе предложенного образца.

  1. Не нужно бояться делать ошибки. Научиться говорить хорошо можно только с большим количеством практики. Преодолеть ошибки можно только практикой.

Таким образом, проблема состоит в том, что используемые на уроках стандартные формы и методы обучения английскому языку не способствуют повышению интереса к изучению языка.

Цель проекта - реконструкция образовательного процесса на уроках английского языка на основе системно-деятельностного подхода с использованием игровых технологий.

Задачи проекта:

  1. Изучить доступную литературу по теме проекта;

  2. Подобрать наиболее пригодные игры для использования на уроках английского языка;

  3. Проанализировать изменение результатов формирования коммуникативной и языковой компетентности;

  4. Исследование изменения мотивации к изучению английского языка в 4-х классах через проведение анкетирования (Приложение 1)

Объект проектирования - образовательный процесс в МАОУ гимназии № 47

Предмет проектирования - процесс обучения английскому языку в 4-5-х классах

Гипотеза - если в процесс изучения английского языка увеличить количество игровых методов обучения, то повысится мотивация к изучению английского языка и повысится уровень сформированности коммуникативной и языковой компетентности.

Сроки реализации проекта: ноябрь 2014г. - май 2015 г.

Планируемые результаты:

  1. Повышение мотивации к изучению английского языка;

  2. Создание банка игровых методов, применяемых на уроках английского языка;

  3. Выступление на заседании предметной научно-методической кафедры гимназии (педсовете) по теме проекта;

  4. Повышение активности и результативности участия в олимпиадах и конкурсах по английскому языку.

Специфика предмета «Иностранный язык» требует от учащихся напряженной умственной деятельности, внимания, способности осмысливать абстрактные понятия, умения делать обобщения. Общеизвестно, что не всем детям иностранный язык дается легко. Есть ученики, которые с трудом осваивают произношение, интонацию предложений, не запоминают структуру речевых образцов, лексику для их заполнения. Это может вызвать неудовлетворенность, неверие в свои силы и привести к ослаблению интереса в дальнейшем изучении языка. Интерес же при обучении любому предмету является движущей силой, обеспечивающей и высокое качество знаний, и усвоение необходимых умений и навыков обучаемыми. Поэтому мы постоянно ищем пути повышения интереса к своему предмету. Вызвать интерес к урокам помогает четкая организация учебного процесса, разнообразие форм и приемов обучения, хорошо подобранные наглядные пособия, технические средства обучения.

Одним из перспективных направлений в плане решения поставленных задач является осуществление системно-деятельностного подхода средствами игровых технологий.

Перспективным деятельностное обучение является еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер, и сама становится предметом усвоения.

Учитывая все вышеизложенное, мы пришли к выводу, что игра является лучшим средством обучения в деятельности.

Учиться играючи. Что может быть интересней? Поэтому игра - один из важнейших моментов каждого урока. Дети вообще любят играть, а игра, проводимая на иностранном языке, доставляет им особое удовольствие, хотя в ходе игры им приходится преодолевать языковые трудности.

Игры подразделяются на коммуникативные и лингвистические. Порой их невозможно разграничить, так как на практике целью лингвистической игры для ученика будет осуществление общения. Игра помогает обучить и устному и письменному видам речи. Готовя карточки с заданиями, приглашения или составляя меню, дети уже в раннем возрасте развивают коммуникативную компетенцию.

Нельзя не сказать и о преподавании лингвострановедческого материала. Варианты лингвострановедческих игр можно разделить на 3 группы: игры, знакомящие учащихся с продуктами культуры, игры, направленные на изучение поведения носителей языка, их традиций, игры, раскрывающие культурные ценности разных народов. Играя в эти игры, ребенок приобретает такую компетентность как толерантность, учится смотреть на другую культуру критически, сравнивать ее со своей. Новый подход к преподаванию культуры изменил отношение к самому языку. Он рассматривается как средство осуществления диалога равноправных культур, а не пропаганда одной из них. Соответственно изменяются критерии отбора учебного материала, прослеживается тенденция не замыкаться на англоязычной культуре, а проводить культурные параллели.

В связи с изменившимся подходом к обучению культуры через язык и попытками создать мост между нашей и новой культурой изменяются и приоритеты форм работы на уроке английского языка. В частности, все большую популярность приобретают проекты - особый вид организации игр. В них школьник получает возможность поговорить о своих привычках, любимых вещах в сравнении с теми же явлениями в англоязычных странах. Кроме того, что проекты создают мотив изучения языка и культуры, в них учитываются основные особенности детей, они еще учат школьников учиться, выполнять разнообразные виды работы - собирать информацию, организовывать текст, брать интервью и т.д. Ребенок учится работать самостоятельно, использовать разные источники информации и новые технологии. Таким образом, элементы ролевой и коммуникативной игры облегчают процесс социализации, так как в играх наряду с соревновательным моментом встречается и совместная работа, партнерство (социальная компетенция). Игровые моменты готовят детей одновременно к устному и письменному обучению (коммуникативная компетенция). Игры помогают ребенку реализовать желание учиться дальше, развивают умение самостоятельно решать поставленную задачу, организовывать свою работу, умение сравнивать, классифицировать, выбирать главную и отсеивать второстепенную информацию, использовать дополнительный материал (информационная технология). Отсюда можно сделать вывод, что все пять компетенций современного человека могут быть выработаны в процессе использования игр.

"Ребенок, играя, всё время стремится идти вперёд, а не назад. В играх дети всё как бы делают втроём: их подсознание, их разум, их фантазия «работают» синхронно". (А.Н. Симонова)

В данном проекте мы попытаемся развить тему нашего самообразования «Формирование познавательного интереса у учащихся на уроках английского языка путём использовании игровых методов как средства активизации познавательной активности на уроках английского языка»

Игровая деятельность является одним из эффективных приемов на уроках английского языка в начальной школе. Лексические, грамматические, фонетические, орфографические игры играют большую роль и как цель, и как средство обучения. С помощью этих игр происходит ознакомление учащихся с фонетическим, грамматическим, лексическим материалом.

Игре присуща атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает учащимся преодолеть стеснительность, мешающую им свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. При этом легче усваивается языковой материал - и вместе с тем возникает чувство удовлетворенности - "оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми".

Подведем итог: помимо обязательных компонентов урока мы планируем использовать обязательно игровые моменты и включать дополнительные задания в домашнюю работу (Приложение 2).
















Приложение 2


Игра «Волшебный мешочек»

Дети сидят на своих местах. Играют все дети одновременно. Первый играющий выбирается считалкой. Ему вручается «волшебный» мешок, в который предварительно положены рисунки животных. Учащийся достает из мешка картинку, не показывая остальным. Остальные учащиеся угадывают, какая у него картинка, задавая вопрос: «Have you got a cat?» Отгадавший получает право достать из «волшебного» мешка очередную картинку. Игра продолжается.

Рекомендации:

1. Необходимо приготовить:

* красивый нарядный мешок (можно заменить красивой коробкой или шкатулкой);

* набор карточек с изображением животных.

2. Обратите внимание: набор карточек - картинок возможно заменить игрушками. Удобно использовать мелкие игрушки из киндер - сюрприза. По просьбе учителя дети сами могут принести эти игрушки.

Игра «Что умеют обезьянки»

Дети играют все одновременно. Они выходят на середину класса и по команде учителя превращаются в животных и выполняют различные действия. Играющие должны быть очень внимательные: выполнять следует только те действия, которые свойственны названным животным. Например, учитель говорит: «Bears, go!»- действие выполняется; «Monkeys, jump!»- действие выполняется; «Frogs, fly!»- действие не выполняется. Игрок, ошибочно выполнивший действие, выбывает из игры. Победителями объявляются учащиеся, не допустившие ни одной ошибки.

Рекомендации:

  1. Игра не требует специальной подготовки и оборудования.

  2. Обратите внимание: в дальнейшем возможна замена учителя учеником, достигшим наибольших успехов в изучении английского языка.

Приложение 1


Анкета

для исследования мотивации к изучению английского языка


Дорогой друг!

В каждом вопросе выбери только один ответ. Свой ответ обведи или подчеркни.


  1. Нравится ли тебе изучать английский язык?

Да Не очень Нет


  1. Что больше всего тебе нравится на уроках английского языка?

Читать Писать Разговаривать Играть


  1. Как ты думаешь, пригодится ли тебе знание английского языка в будущем?

Да Нет Не знаю


  1. Хочешь ли ты принять участие в олимпиаде по английскому языку?

Да Нет Не знаю


  1. Хочешь ли ты переписываться с ровесником из Великобритании?

Да Нет Не знаю

Если хочешь, можешь написать свою Фамилию, Имя

___________________________________________________________________


© 2010-2022