- Преподавателю
- Иностранные языки
- Дистанционное обучение английскому языку
Дистанционное обучение английскому языку
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сластухина В.В. |
Дата | 20.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Дистанционная форма обучения английскому языку на уроке
и во внеурочной деятельности
Преподавание иностранных языков всегда существенно отличалось от других учебных предметов. Английский язык, прежде всего, являлся средством познания других стран, народов, социальных систем и групп, средством ознакомления с достижениями национальных культур, способом осмысления родного языка и родной культуры, коммуникативного развития личности, учебной базой для освоения норм межкультурного общения в важных сферах жизнедеятельности человека. Сегодня обучение английскому языку приобретает особый гуманитарно-образовательный, лингвистический, социально-религиозный, культурно-экономический и глобальный смысл.
Увеличивающийся объем информации является причиной ускорения темпов обучения. Но, даже увеличив скорость подачи готовых знаний, невозможно воспитать личность, способную самостоятельно мыслить, творчески решать разные задачи и иметь активную жизненную позицию. Именно поэтому основной целью новых образовательных стандартов является общекультурное, личностное и интеллектуальное развитие ребенка. Вооружив его умением учиться, мы сможем реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
Появление и внедрение в педагогическую деятельность новых обучающих технологий и методик преподавания требует от современного учителя непрерывного саморазвития и совершенствования. Запросы общества требуют от российской школы соответствия международным стандартам, что влечет за собой естественные изменения и нововведения. Стремление педагогов удовлетворить постоянно растущие потребности общества в образовании путём использования новых информационных технологий привлекает и новые формы обучения. Компьютерные технологии, а в частности Интернет, оказались незаменимыми помощниками при изучении иностранных языков.
Дистанционные программы обучения английскому языку являются одним из средств формирования и совершенствования всех видов речевой деятельности. В настоящее время овладение английским языком происходит не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации. Такую личность невозможно формировать без знаний о социокультурных особенностях страны изучаемого языка. Изучение языка и культуры на уроке и внеурочной деятельности одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых. Формирование мотивов - это создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися. Особую роль в формировании мотивации играют новизна получаемой информации, включение учащихся в поисковую, творческую деятельность. В связи с этим появилась необходимость - не просто использовать при подготовке к уроку компьютерные технологии, а непосредственно на уроках включать учащихся в активную познавательную деятельность с применением мультимедийных средств. Использование дистанционных программ обусловлено также и следующими противоречиями:
• постоянное увеличение объёма знаний и трудность его усвоения в короткие сроки обучения;
• снижение интереса к иностранному языку как предмету и рост интереса к изучению иностранного языка на фоне компьютеризации обучения;
• единые программные требования к изучению иностранного языка и разный уровень учебных возможностей школьников.
Ведущая педагогическая идея моего опыта:
- повышение интереса к предмету и положительная динамика качества знаний учащихся;
- повышение плотности урока, продвижение вперёд быстрыми темпами;
- систематическая работа над общим развитием учащихся;
- осознанный подход учащихся к процессу учения.
В преподавании английского, как и любого другого иностранного языка, применение компьютерных технологий позволяет перейти учащемуся на более высокий уровень овладения неродным языком и лучше подготовиться как к Единому государственному экзамену и вступительным экзаменам в ВУЗы, так и, при желании, к сдаче зарубежных экзаменов на знание языка для иностранцев.
Эффективность дистанционного обучения зависит от следующих условий:
-
добровольность участия;
-
сочетание самостоятельности и инициативы детей с направляющей ролью учителя;
-
четкая организация и систематический контроль выполнения заданий;
-
занимательность и новизна содержаний, форм и методов работы;
-
наличие целевых установок.
Цель дистанционного обучения - вывести учащихся на принципиально новый уровень владения английским языком.
Данная форма обучения способствует развитию самостоятельности учащихся, повышает интерес к изучению иностранного языка, дает ребятам возможность применять свои знания на практике, также пополняет багаж знаний учащихся, дает им возможность поверить в свои знания и умения, повышает уверенность в себе.
Дистанционное обучение английскому языку решает следующие задачи:
-
внедрение новых информационно - коммуникационных технологий в процесс обучения английскому языку;
-
улучшение качества обучения посредством более полного использования доступной информации;
-
повышение эффективности учебного процесса на основе его индивидуализации и интенсификации;
-
разработка перспективных средств, методов и технологий обучения с ориентацией на развивающее, опережающее и персонифицированное образование;
-
достижение необходимого уровня в овладении английским языком;
-
интеграция различных видов деятельности (учебной, учебно - исследовательской, организационной) в рамках единой методологии, основанной на применении новых информационных технологий;
-
подготовка участников образовательного процесса к жизнедеятельности в условиях информационного общества;
-
развитие социокультурной компетенции учащихся. Повышение мотивации в изучении английского языка.
Дистанционные задания призваны способствовать дальнейшему совершенствованию практического владения учащимися английским языком, нравственному развитию личности, составляя часть единого учебно-воспитательного процесса, дополняя и развивая учебную работу на уроке. Как показывает практика, при их правильной организации, рациональном выборе содержания, видов, метолов и приёмов их применение помогает учителю решать важнейшие задачи образования. Большое значение при обучении иностранному зыку занимает вопрос интереса, который учащиеся испытывают к данному процессу. Стоит отметить, что чем выше интерес, тем выше активность и результативность обучения. Одной из основных задач, стоящим перед педагогом - найти те возможности, которые помогут заинтересовать учеников и удерживать этот интерес при обучении.
Важным фактором успешной работы в этом направлении остается учет психолого-педагогических особенностей обучения ИЯ на разных уровнях. Знание свойств личности того или другого возраста дает возможность правильно определить содержание и форму внеклассной деятельности по ИЯ. В настоящее время учащиеся нашей школы работают по двум дистанционным обучающим программам: "Netlanguages for Teens" (7 класс) и "YES'N'YOU" (8-11 классы) в зависимости от уровня владения английским языком. В условиях внеклассной работы учитель имеет возможность системно и целенаправленно развивать, и углублять некоторые из основных понятий, сообщаемых учащимся на уроке иностранного языка, совершенствовать основные речевые умения, предусмотренные программой. Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственного развития.
Обучая подлинному языку, такие программы помогают формировать умения и навыки разговорной речи, а также обучают лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность. Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка. И когда это начинает получаться, можно говорить о языковой компетенции. Пусть даже при наличии ошибок. Главное умение спонтанно, гармонично реагировать на высказывания других, выражая свои чувства и эмоции, подстраиваясь и перестраиваясь на ходу, т.е. мы можем рассматривать интерактивность как способ саморазвития через Интернет: возможность наблюдать и копировать использование языка, навыки, образцы поведения партнеров; извлекать новые значения проблем во время их совместного обсуждения. Как уже было сказано, основная цель изучения иностранного языка в средней школе - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета.
Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной интерактивной программой, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение широкого круга значимых, интересующих и достижимых задач, школьники обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами. Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя: электронную почту; телеконференции; видеоконференции; возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички и размещение ее на Web-сервере; доступ к информационным ресурсам: справочные каталоги; поисковые системы, разговор в сети. Эти ресурсы могут быть активно использованы на уроке.
При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого - поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера
Разнообразие методик повышает интерес к изучению предметов, делает процесс познания привлекательным. Использование компьютера даёт возможность замкнутым ученикам раскрепоститься и поделиться своими знаниями с другими, повышает самостоятельность в процессе обучения, помогает развитию творческих способностей, повышает уровень общения и культуры, развивает речь. Даёт возможность участвовать в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах, проектах.
Решая новые методические задачи, углубляя знания по предмету, учитель повышает свой профессиональный уровень. Повышается авторитет среди учащихся, коллег, родителей. Стимулирует процесс совместного творчества с учителями других предметов (совместное создание небольших программ для уроков и для внеклассной работы). Компьютер позволяет создать базу мониторинга успеваемости учащихся, что более эффективно позволяет и учителю, и ученику следить за динамикой своих результатов. Компьютер обеспечивает и всесторонний (текущий, рубежный, итоговый) контроль учебного процесса. Контроль, как известно, является неотъемлемой частью учебного процесса и выполняет функцию обратной связи между учащимся и преподавателем. При использовании компьютера для контроля качества знаний учащихся достигается и большая объективность оценки. Кроме того, компьютерный контроль позволяет значительно сэкономить учебное время, так как осуществляется одновременная проверка знаний всех учащихся. Это даёт возможность преподавателю уделить больше внимания творческим аспектам работы с учащимися.
Итак, дистанционная форма обучения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности значительно повышает интенсивность учебного процесса. При обучении с помощью ИКТ усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за одно и то же время в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал при использовании компьютера усваивается прочнее.