- Преподавателю
- Иностранные языки
- Литература 9 класс крым. тат
Литература 9 класс крым. тат
Раздел | Иностранные языки |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мустафаева С.М. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МУСКАТНОВСКАЯ ШКОЛА»
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО
Протокол №____ от _________
Руководитель МО
Г.Ф. Билялова__
СОГЛАСОВАНО:
заместитель директора
__________ О.В. Даниленко
«____»_________2015 г
УТВЕРЖДЕНО:
Приказ №____
от «____»____________2015 г
Рабочая программа
кружка
«Бильги»
(крымскотатарская литература)
для 9 класса
на 2015/2016 учебный год.
Руководитель кружка
Мустафаева
Сания Музафировна
с. Мускатное,2015 год
Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………………….3
2.Общая характеристика учебного предмета…………………..………………4
3.Место учебного предмета в учебном плане школы………..…………...……5
4.Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета…..….6
5.Содержание учебного предмета……………………………………………….6
6.Тематический план……………………………………………………………..8
7.Календарно-тематическое планирование ……………………………………9
9.Учебно-методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса……………………………………………………..13
10.Приложения…………………………………………………………………..15
11.Лист фиксирования изменений и дополнений рабочей програмне……22
Пояснительная записка
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературного курса в 9классе и составлена на основе Программы регионального компонента литературного образования учащихся V-IXклассов общеобразовательных школ Республики Крым. Настоящая рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
1.Закона РФ «Об образовании».
2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г.№1897).
3.Учебный план МБОУ «Мускатновская школа» на 2015-2016 учебный год.
Курс литературного кружка основывается на образовательно - воспитательных и познавательных принципах. Объектом изучения этого курса служат произведения, созданные писателями и поэтами, которые своим творчеством тесно связаны с нашей крымской землёй. В тематику курса входят значимые по содержанию и доступные для изучения произведения. Курс литературного кружка вводит учащихся в мир родной литературы, природы и человеческих отношений, расширяет их сведения о родном крае, нацеливает на поиски литературно - краеведческого материала. Особое место этот курс занимает в духовно- нравственном и экологическом воспитании. Целесообразно применять разные формы занятий: выразительное чтение, собеседование, лекции, семинары, дискуссии, сочинения, конференции, инсценировки, концерты, экскурсии, встречи и др. Курс «Литературный Крым» направлен на создание атмосферы совместной деятельности учителя и учащихся, на активизацию творческих возможностей каждого ученика. Курс включает в себя занятия самостоятельные и практические работы учащихся, различные работы по развитию речи, выступления с сообщениями, докладами, рефератами, презентациями. Методические принципы программы соответствуют в общих чертах принятым в настоящее время в нашей стране программам по литературе. Программой учтено формирование у учащихся умений и навыков, сформулированных государственной программой по литературе - выразительное чтение поэтических и прозаических текстов, анализ литературного произведения. Программа опирается на межпредметные связи.
Цель - изучение творчества писателей и поэтов, которые родились в наших краях, в Крыму или посещали их;
-воспитание коммуникабельной личности, обладающей высоким уровнем самосознания и самостоятельности, богатым духовно-нравственным потенциалом, развитыми творческими способностями;
-изучение творчества поэтов и писателей, которые тесно связаны с Крымом.
Задачи программы литературному кружку « Бильги» :
- Познание Крымской земли, воспитание любви к малой родине - одна из главных задач курса.
-Создание благоприятной учебной атмосферы;
-Развитие познавательных интересов;
-Формирование у учащихся сознательной дисциплины, привитие навыков культурного поведения;
-Формирование традиций в классных коллективах;
-Развитие творческих способностей;
-Воспитание любви к малой родине.
Общая характеристика курса
В процессе обновления гуманитарного образования в России выявилась такая важная проблема образовательной системы, как регионализация образования. Начавшееся создание каждым регионом своей образовательной стратегии требует пристального внимания к литературным, историческим, культурным и этнографическим особенностям края.
В основе предлагаемой программы лежит литературная жизнь Крыма, произведения, написанные о нем.
В построении программы присутствует и тематический принцип, и жанровый, и хронологический, и историко-литературный, но связующим звеном является Крым, его литература на разных этапах развития культуры края. Сведения о литературе и культуре края предлагаются в плане постепенного накопления знаний и усложнения эстетического осмысления их.
Для создания литературного кружка необходимы соответствующие условия:
1. наличие писателей-земляков или писателей, приезжавших в регион, живших в нем, писавших о нем;
2. художественная значимость и воспитательная ценность произведений, написанных о регионе;
3. определенный объем материала, достаточный для создания целого курса.
Крым соответствует перечисленным условиям и позволяет ввести литературный кружок «Бильги»..
Цели литературного кружка «Бильги» как части литературного образования те же, что и у основного курса, - интеллектуальное и эмоциональное освоение литературы, искусства, культуры, формирование нравственно-эстетических идеалов личности, ее ценностных ориентаций, но при этом расширение и углубление жизненного и художественного опыта учащихся происходит на близком им материале родного края, его культуры.
Задачи, которые должны быть решены при выполнении программы кружка «Бильги»
1.Чтение и обсуждение отдельных художественных произведений или отрывков о Крыме.
2.Формирование у учащихся знаний и умений, обеспечивающих освоение культурных ценностей края.
3.Формирование представлений о литературе как социокультурном явлении. Выработка у учащихся умений и навыков анализа художественных произведений, в том числе и в их вне текстовом контексте.
4.Развитие у учащихся художественно-творческих способностей, воссоздающего и творческого воображения, образного мышления, эстетического вкуса.
5.Формирование на местном материале нравственно-ценностных ориентиров.
Место литературного кружка «Бильги» в базисном учебном плане
Рабочая программа рассчитана на следующее количество часов: 68часов, 2час в неделю в течение года.
Планируемые результаты
Результат реализации программы определяется личным ростом школьника. Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к духовному и культурному наследию земляков, иметь представление об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы. Результаты обучения.
Результаты изучения кружка «Бильги» по крымскотатарской литературае приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно- ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывании, диалоги, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Содержание литературного кружка «Бильги»
• лучшие произведения, соответствующие школьным меркам, местных писателей.
• литературная периодика края (литературные журналы, альманахи).
• литературоведческий материал о произведениях, литературных салонах, кружках, литературных объединениях края.
• материал из истории развития культурной жизни края (не только литературы, но и театра, живописи, музыки и т.д.).
• памятные литературные места края.
• край в художественной литературе (сюда входят и произведения тех писателей, которые, не являясь уроженцами края, какое-то время жили в крае или бывали в нем, написали произведения о крае).
Критерии литературного кружка «Бильги».
1. Интерес к литературному краеведению и желание им заниматься. Краеведческая направленность читательских интересов.
2. Актуальная для школьников нравственно-эстетическая, нравственно-экологическая проблематика, связанная с родным краем, и активность оценки прочитанного с этой точки зрения.
В ходе проведения курса следует особое внимание уделить деятельностному началу. Учащимся можно давать задания по сбору произведений фольклора разных жанров (пословиц, поговорок, загадок, частушек и т.д.), предметов старины, прикладного искусства, описанию памятников культуры и др.
В программе учтена специфика Крыма- проживание в нем людей разных национальностей: в обзорных темах названы не только русские, но и украинские, крымскотатарские писатели, отмечено пребывание зарубежных авторов. В зависимости от особенностей региона (района) учитель может уделить этим писателям большее внимание или включить авторов, не указанных в программе, но представляющих значительный интерес для данной местности
Тематическое планирование по литературному
кружку «БИЛЬГИ» в 9классе .
№урока
Тема, содержание
Количество часов
1
1.Вводное занятие. Творчество, вдохновленное
Крымом.
2
2
Высокая поэзия крымскотатарских писателей. Писатели и поэты- участники Великой Отечественной войны .
История создания. Комментированное чтение.
2
3
Древнетюркские литературные памятники. Орхоно- енисейские надписи(VII-VIII вв.). Краткие сведения. Рунические надписи.
5
4
Эпоха крымскотатарской литературы в период Золотой Орды.
2
5
Древняя крымскотатарская литература(XIIIв.). Махмуд Кырымлы. «Юсуф и Зулейха».
5
6
Литература начала XIII- первой половины XVвека. Особенности литературного периода. Тематическое богатство и жанровые особенности.
3
7
Литература ханского периода(вторая половинаXV-XVIIIвека). Общая характеристика основных направлений в литературе этого периода.
17
8
Литература начала XIXвека. Общий обзор. Характеристика эпохи.
12
9
Литературная и театральная жизнь Крыма. История театра.
3
10
Самобытная культура крымских татар.
7
11
Теория литературы. Воплощение в художественной литературе национального характера.
2
12
Великая Отечественная война на страницах произведений.
2
13
Символика. Флаг, гимн крымскотатарского народа. Обобщение.
1
Календарно-тематическое планирование по литературному кружку «Бильги»
9 класс (2 часа в неделю - 68 часов)
№урока
дата
Тема, содержание
план
факт
1
02.09.15
1.Вводное занятие. Творчество, вдохновленное
Крымом.
2
04.09.15
Отзыв о любом произведении нашего земляка (по выбору учащихся). Обучение сочинению.
3
09.09.15
Высокая поэзия крымскотатарских писателей. Писатели и поэты- участники Великой Отечественной войны .
История создания. Комментированное чтение.
4
11.09.15
Введение. Литература как художественное отражение жизни и истории человечества. Специфика искусства слова, его образная, эстетическая и эмоциональная природа.
5
16.09.15
Древнетюркские литературные памятники. Орхоно- енисейские надписи(VII-VIII вв.). Краткие сведения. Рунические надписи.
6
18.09.15
. Обзор поэзии Древне-тюркских памятников XI -XII века.
Литературная экскурсия по школьной библиотеке. Знакомство с иллюстративным материалом.
7-8
23.09.15
25.09.15
Махмуд Кашгарский. Словарь тюркского языка « Дивани лугъат - ит -тюрк»- свидетельство высокого уровня развития тюркского литературного языка( XI в.).
9-10
30.09.15
02.10.15
Юсуф Баласагунский. « Книга счастья»-дидактическая поэма.Отражение в ней общественных идеалов и этических норм эпохи (XIв.).
11-12
07.10.1509.10.15
Эпоха крымскотатарской литературы в период Золотой Орды.
Биографические сведения о писателях.
13
14.10.15
Теория литературы. Понятие о методе в художественной литературе.
14-15
16.10.15
21.10.15
Древняя крымскотатарская литература(XIIIв.). Махмуд Кырымлы. «Юсуф и Зулейха».
16-17
23.10.15
06.11.15
«Минуты поэзии». Читаем и анализируем стихи. Обучение выразительному чтению.
18-19
11.11.15
13.11.15
Развитие речи№1. Выразительное чтение. Махмуд Кырымлы. «Юсуф и Зулейха».
20
18.11.15
Теория литературы. Стихотворные размеры.
21
20.11.15
Конкурс чтецов « Край, в котором я живу.
22
25.11.15
Литература начала XIII- первой половины XVвека. Особенности литературного периода. Тематическое богатство и жанровые особенности.
23
27.11.15
Абдулмеджит эфенди. « Ой, душа!». О прекрасном и возвышенном чувстве любви. Противоречие чувств и разума.
24
02.12.15
Ахмедходжа эс Сараий. « У возлюбленной моей…». Поэтический образ возлюбленной. Яркость и выразительность языка.
25-26
04.12.15
09.12.15
Литература ханского периода(вторая половинаXV-XVIIIвека). Общая характеристика основных направлений в литературе этого периода.
27
11.12.15
Газаий. «О, ветер, донеси весточку…». Глубина человеческих переживаний. Страдания в разлуке с любимой.
28
16.12.15
Газаий. «Мельничное колесо». Философские представления о смысле жизни. Тематическое и жанровое разнообразие лирики поэта.
29
18.12.15
Теория литературы. Жанры восточной лирики. Газель.
30
23.12.15
Мухаммед Кямиль. Краткие сведения о жизни и творчестве. Тематическое и жанровое своеобразие лирики. «Окинул взором этот мир…». Раздумья о бренности жизни. Призыв к нравственности, чистоте помыслов.
31
25.12.15
Урок - лекция. Джанмухаммед. «Тогайбей». Историческая основа поэмы.
Образ Тогайбея, главнокомандующего ханского войска.
32
30.12.15
Развитие речи№2. Выразительное чтение. «Поэма о походе». Историческая основа и фольклорная форма поэмы. Традиции народного творчества в произведении.
33
13.01.16
Теория литературы. Понятия о дастане.
34
15.01.16
Урок-лекция. Ашик Умер. Обзор творчества. Тематическое богатство, философско- этическое содержание поэзии Ашика Умера.
35
22.01.16
Ашик Умер. «Крик безжалостной судьбы…». Раздумья о жизни и судьбе человека.
36
27.01.16
«Минуты поэзии». Читаем и анализируем стихи. Обучение выразительному чтению.
37
29.01.16
Теория литературы. Понятие о восточных системах стихосложения аруз, пармак.
38
03.02.16
Мустафа Джевхерий. Общие сведения о жизни и творчестве поэта. « О, Боже, что будет…». Образное мироощущение поэта. Выразительность языка.
39
05.02.16
Внеклассное чтение. Лирика Мустафы Джевхерия.
40
10.02.16
Теория литературы. Жанры восточной лирики. Семаи. Мустезат.
41
12.02.16
Развитие речи№3.Восточная лирика. Выразительность языка.
42
17.02.16
Литература начала XIXвека. Общий обзор. Характеристика эпохи.
43
19.02.16
Исметий. «Поэма о Кафе». Трагические события начала XIXвека, отражённые в произведении. Гуманистический пафос поэмы. Призыв к милосердию.
44
24.02.16
Эшмырза. Очерк жизни и творчества.
45
26.02.16
Развитие речи№4.Урок-опрос. Составление плана устного и письменного высказывания.
46
02.03.16
Литература конца XIX-начала XXвека. Общая характеристика крымскотатарской литературы этого периода, её основные направления. Содержательность и жанровое разнообразие.
47
04.03.16
Литературный Крым . Виртуальное посещение библиотеки Исмаила Гаспринского.
48
09.03.16
Исмаил Гаспринский- выдающийся просветитель, общественный деятель, педагог, издатель.
49
11.03.16
Исмаил Гаспринский. Письма из Франции», « Мусульмане страны Благоденствия» - части романа- эпопеи «Молла Аббас».
50-51
16.03.16
23.03.16
Автобиографичность образа Моллы Аббаса. Социально- философские взгляды Исмаила Гаспринского, выраженные в романе.
52
25.03.16
Жанровые и стилистические особенности романа- эпопеи.
53
06.04.16
Теория литературы. Понятие о стиле художественной литературы
54
08.04.16
Литературная и театральная жизнь Крыма. История театра.
Виртуальная - экскурсия по музею, знакомство с фотографиями.
55
13.04.16
Сеид Абдулла Озенбашлы. «Чему быть, того не миновать». Очерк жизни и творчества.
56
15.04.16
Сеид Абдулла Озенбашлы. «Чему быть, того не миновать». Изображение в пьесе народных традиций и обычаев, осуждение предрассудков и фанатизма. Внеклассное чтение.
57
20.04.16
Самобытная культура крымских татар. Экскурсия в мечеть в
пгт. Красногвардейское.
58
22.04.16
Биографические сведения о писателях.
Оформление материалов (доклады, стенды, раскладушки, презентации- экскурсии )по крымскотатарским деятелям.
59
27.04.16
Асан Чергеев, Краткий очерк жизни и творчества.
60
29.04.16
Развитие речи№6. Асан Чергеев. «Судьба». Трагический образ главной героини.
61
04.05.16
Мемет Нузет. Краткий очерк жизни творчества. Сатирическая направленность и народный характер творчества М. Нузета.
62
06.05.16
Мемет Нузет. «Несчастная семья». Влияние социальных условий на традиционный уклад жизни крымских татар.
63
11.05.16
Развитие речи№7. Жанровые особенности изученных произведений.
64
13.05.16
Теория литературы. Воплощение в художественной литературе национального характера.
65
18.05.16
Развитие речи№8.Литературный портрет как средство выражения характера героя. Сочинение.(письменно)
66
20.05.16
Великая Отечественная война на страницах произведений.
Литературная жизнь современного Крыма. Стихи о Великой Отечественной войне.
67
25.05.16
Виртуальная экскурсия в музей Аметхана Султана- дважды героя Советского Союза.
Крым. 18 мая1944года. Депортация национальных меньшинств Крыма.
68
27.05.16
Символика. Флаг, гимн крымскотатарского народа. Обобщение.
Наименование учебно-методического обеспечения и списка рекомендуемой литературы
Критерии литературного кружка «Бильги».
1. Интерес к литературному краеведению и желание им заниматься. Краеведческая направленность читательских интересов.
2. Актуальная для школьников нравственно-эстетическая, нравственно-экологическая проблематика, связанная с родным краем, и активность оценки прочитанного с этой точки зрения.
В ходе проведения курса следует особое внимание уделить деятельностному началу. Учащимся можно давать задания по сбору произведений фольклора разных жанров (пословиц, поговорок, загадок, частушек и т.д.), предметов старины, прикладного искусства, описанию памятников культуры и др.
В программе учтена специфика Крыма- проживание в нем людей разных национальностей: в обзорных темах названы не только русские, но и украинские, крымскотатарские писатели, отмечено пребывание зарубежных авторов. В зависимости от особенностей региона (района) учитель может уделить этим писателям большее внимание или включить авторов, не указанных в программе, но представляющих значительный интерес для данной местности.
Для осуществления преподавания кружка «Бильги» рекомендуется использовать учебные пособия:
1. А. Меметов, Л.А. Алиева, Э. Акъмоллаев ««Къырымтатар тили». 9 сыныф ичюн дерслик. - Симферополь: Къырым девлет окъув-педагогика нешрияты, 2007. - 128с.
2. А. Кокиева «Къырымтатар эдебиятынынъ тарихы» I къысым умумтасиль мектебининъ 9 сыныфы ичюн. - Симферополь: Къырым девлет окъув-педагогика нешрияты, 2005. - 240с.
3. Къырымтатар ве джиан эдебиятынынъ тарихы. 9 сыныф (История крымскотатарской и мировой литературы. 9 класс), авторы Кокиева А и другие.
4. М.И. Алидинова. «Къырымтатар тили. 5-12 сыныфлар» - Симферополь: Къырым девлет окъув - педагогика нешрияты, 2005. - 40с.
5. С.М. Акимова «Интеграция курсу боюнджа къырымтатар ве четэль эдебияты. 5-12 сыныфлар» - Симферополь: Къырым девлет окъув -педагогика нешрияты , 2005. - 64с.
6. Интернет -ресурсы
Приложение
ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Дата внесения изменений, дополнений
Содержание
Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата)
Подпись лица, внесшего запись