Доклад на тему: Особенности учебно-тематического планирования в компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания

Компетентностно-контекстная модель обучения и воспитания призвана  обеспечить трансформацию учебной деятельности академического типа в самостоятельную деятельность, позволяющую обучающемуся решать проблемы и задачи на основе знания. Эта трансформация деятельности обеспечивается всеми компонентами образовательного процесса (содержанием, формами, методами, средствами, взаимодействием учителя и учащихся). Процесс трансформации разворачивается во времени и фиксируется особенностями планирования  из...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности учебно-тематического планирования в компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания

Компетентностно-контекстная модель обучения и воспитания призвана обеспечить трансформацию учебной деятельности академического типа в самостоятельную деятельность, позволяющую обучающемуся решать проблемы и задачи на основе знания.

Эта трансформация деятельности обеспечивается всеми компонентами образовательного процесса (содержанием, формами, методами, средствами, взаимодействием учителя и учащихся). Процесс трансформации разворачивается во времени и фиксируется особенностями планирования изучения учебной темы:

1) изучение любой темы осуществляется в 4 этапа;

2) предметные результаты представляются в деятельностной форме, как этого требуют планируемые результаты обучения в основной образовательной программе согласно ФГОС;

3) формирование метапредметных результатов обеспечивается самим процессом, а не являются дополнением к нему;

4) рефлексия осуществляется обучающимся в каждом моменте изучения темы и выступает отдельным этапом ее изучения.

План изучения темы отражает сущность каждого этапа и его возможностей в обеспечении формирования планируемых результатов образования (предметных и метапредметных).

Этапы

Сущность этапа

Метапредметность

1.Осознание структуры изучаемого явления

Изучаемое явление представляется целостно через ключевые определения, обобщенные алгоритмы деятельности, представляющие собой не столько содержательную, сколько функциональную сущность изучаемого явления, позволяющую использовать его как инструмент решения большого класса задач. Деятельность академического типа.

Обеспечивается формирование когнитивной схемы - такой формы хранения опыта, которую человек, решающий ту или иную задачу, использует в качестве точки отсчета.

Сформированная когнитивная схема выступает в качестве основы формирования предметных, метапредметных и личностных результатов образования.

2.Осознание генезиса способов деятельности

Используя знания как ориентировочную основу деятельности, учащиеся в разделенной (с помощью учителя) деятельности решают ключевые задачи. Квазисамостоятельная деятельность (в модельной ситуации выполняют действия с помощью учителя)

Обеспечивается формирование познавательных универсальных учебных действий, связанных с содержанием учебного материала, таких как моделирование, структурирование, анализ, сравнение, классификация, оценка, и т.д.

3. Самореализация

Решение задач различной сложности по теме, вплоть до олимпиадных в коллективной деятельности. Самостоятельная деятельность учащегося. Учитель - тьютор, организует коллективную деятельность, в процессе которой учащиеся определяют уровень достижений, темп и объем работы и работают по индивидуальным траекториям

Обеспечивается формирование универсальных учебных действий, не связанных с содержанием образования: регулятивные, коммуникативные, познавательные (постановка и решение проблем)

4.Рефлексия

Предытоговая и итоговая работы.

Формирование рефлексивного мышления

Покажем, как реализуются указанные особенности планирования на примере учебных тем в разных классах.


5 класс. Старый немецкий город (14 часов)





Кол-во

уроков

Дата

Тема

Результат

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне универсальных учебных познавательных действий)

1-3

3 ч.

Лексические единицы по теме «Старый немецкий город»

Грамматика: типы образования множественного числа имен существительных; отрицания kein и nicht

Личностные

результаты: формирование мотивации изучения немецкого языка;

стремление к самосовершенствованию и совершенствованию собственной речевой культуры в целом; формирование коммуникативной компетенции в межкультурной коммуникации.

Метапредметные результаты:

развитие умения планировать своё речевое поведение; развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение информации; осуществление действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки.

Учебные результаты:

уметь читать, слушать и понимать основное содержание устных и письменных текстов по теме «Старый немецкий город»;

уметь строить устные и письменные высказывания по теме «Старый немецкий город»;

уметь вести диалог-расспрос и диалог-обмен мнениями.

1.Использовать лексику по теме «Старый немецкий город» в стандартных ситуациях.

2. Комбинировать стандартные выражения в различных ситуациях; рассказывать о старом немецком городе, городе вообще.

3. Использовать в устной и письменной речи грамматические навыки по темам: «Типы образования множественного числа имен существительных» и

«Отрицания kein и nicht»

4. Составлять на основе текста схемы.

5. Вести стандартный диалог по теме «Старый немецкий город».

6. Искать в тексте и выделять необходимую информацию.

7. Формулировать и решать проблемы в процессе устного и письменного общения.

4-5

2ч.

Лексико-грамматический тренинг

Коммуникативный тренинг

6-11

6 ч.

Практикум по теме «Старый немецкий город»

12

1 ч.

Проверочная работа по теме: «Старый немецкий город»

13

1 ч.

Обобщающий урок

14

1ч.

Итоговая работа по теме: «Старый немецкий город»


8.Изучить стратегии понимания текста на слух.



10 класс. Проблемы экологии(18 часов)


Кол-во

уроков

Дата

Тема

Результат

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне универсальных учебных познавательных действий)

1-3

3 ч.

Лексика по теме «Проблемы экологии»

Грамматика Конструкция haben/sein+zu+

Infinitiv;

союзы als, wenn в придаточных предложениях; кондиционалис I

Личностные результаты: формирование коммуникативной компетенции в межкультурной коммуникации;

стремление к самосовершенствованию и совершенствованию собственной речевой культуры в целом; развитие таких качеств, как воля, креативность, инициативность, трудолюбие.

Метапредметные результаты: развитие умения планировать своё речевое поведение;

развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение информации;

развитие смыслового чтения

Предметные результаты: уметь читать, слушать и понимать основное содержание устных и письменных текстов по теме «Проблемы экологии»;

уметь формулировать и решать проблему; уметь осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; уметь организовывать совместную деятельность; уметь вести диалогическую речь, групповое обсуждение проблем современного общества; уметь воспринимать на слух текст с полным пониманием.

1.Использовать лексику по теме «Проблемы экологии» в стандартных ситуациях.

2.Комбинировать стандартные выражения в различных ситуациях; высказывать мнение, обсуждать и сравнивать результаты решения проблемы.

3. Использовать в устной и письменной речи грамматические навыки по темам: «Конструкция haben/sein+zu+Infinitiv»,

«Союзы als, wenn в придаточных предложениях», «Грамматическая форма Кондиционалис I»

4.Вести диалоги по теме «Проблемы экологии».

5. Искать в тексте и выделять необходимую информацию.

6.Изучить стратегии понимания текста на слух.

4-6

3 ч.

Лексико-грамматический тренинг

Коммуникативный тренинг

7-15

9 ч.

Практикум по теме «Проблемы экологии»

16

1 ч.

Проверочная работа по теме: «Проблемы экологии»

17

1 ч.

Обобщающий урок

18

1ч.

Итоговая работа по теме: «Проблемы экологии»



На материале этих таблиц видно, что все темы и в пятом, и в десятом классах строятся по одной схеме. В процессе учебной деятельности у учащихся формируются личностные, метапредметные и предметные результаты, это заложено в самой компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания, они отрабатываются на третьем и четвертом этапах. Предметные и метапредметные результаты непосредственно связаны с содержанием образования и конкретизируются в каждой теме учебно-тематического плана, в котором по каждой теме сформулированы результаты обучения в деятельной форме, то есть определено, что будет уметь делать учащийся с помощью нового знания и конкретизированы познавательные универсальные учебные действия. Инвариантность двух последних колонок говорит о деятельностном подходе: на разном содержании необходимо получить один и тот же деятельностный результат, (в частности применительно к иностранному языку это означает умение строить монологические и диалогические высказывания, умение воспринимать на слух тексты, умение читать тексты с различной стратегией) и включить детей в эти виды деятельности.

На основании определенных результатов строится сценарий изучения темы, в рамках которого время примерно распределяется следующим образом: 1 этап - 20%, 2 этап - 10%, 3 этап - 40%, 4 этап - 30% (указан % времени на каждый этап от общего количества времени, отведенного на изучение темы).

Каждому этапу изучения темы в учебно-тематическом плане соответствует определенная форма организации учебных занятий:

1 этап - проблемное изложение материала (для иностранного языка - это введение нового лексического и грамматического материала );

2 этап - семинар, в процессе которого организована деятельность по объяснению выбора способа решения широкого класса задач (генезис способов деятельности);

3 этап - практикум по решению задач, в процессе которого каждый учащийся в коллективной деятельности строит свою работу по достижению личностно-значимых целей обучения;

4 этап - двухфазная рефлексия, состоящая, как правило, из трех уроков, включающих в себя контроль навыков аудирования, говорения, чтения, лексико-грамматический контроль. Особенность этапа заключается в том, что две проверочные работы данного этапа проводятся по одному классификатору. Эти же работы задают уровень сложности освоения материала. В рамках заявленной темы он может быть различным в зависимости от уровня подготовки учащихся, но не может быть ниже уровня заданного примерной образовательной программой основного общего образования.





© 2010-2022