Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре

Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре МБОУ СШ № 10 Мацкуляк Наталья Ивановна – учитель английского языка История обучения иностранному языку насчитывает столетия. При этом методика обучения много раз менялась, делая ставку то на чтение, то на перевод, то на аудирование, то на комбинацию этих процессов. Самым эффективным, хотя и самым примитивным из методов являлся «метод гувернантки», т.е. непосредственного индивидуального общения на языке. К сожалению, мы - учителя английског...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре»

МБОУ СШ № 10

Мацкуляк Наталья Ивановна - учитель английского языка

История обучения иностранному языку насчитывает столетия. При этом методика обучения много раз менялась, делая ставку то на чтение, то на перевод, то на аудирование, то на комбинацию этих процессов. Самым эффективным, хотя и самым примитивным из методов являлся «метод гувернантки», т.е. непосредственного индивидуального общения на языке.

К сожалению, мы - учителя английского языка средних общеобразовательных школ, с тремя часами английского языка в неделю, не можем похвастаться большим количеством учеников, которые к окончанию школы владели бы иностранным языком на уровне, достаточном для адаптации в иноязычном обществе. Технология коммуникативного обучения - обучение на основе общения - позволяет достигнуть таких результатов. Этим могут похвастаться школы с углубленным изучением английского языка, где 9 часов английского в неделю. И что еще лучше влияет на развитие общения на английском языке в таких школах, так это учителя, которые являются носителями данного языка. Хорошо, когда в школе существует программа по обмену учеников. В таких случаях не только дети начинают говорить на английском, а еще и их родители.

Концептуальные положения

• Иностранный язык, в отличие от других школьных предметов, является одновременно и целью, и средством обучения.

• Язык - средство общения, идентификации, социализации и приобщения индивида к культурным ценностям.

• Овладение иностранным языком отличается от овладения родным:

- способами овладения;

- плотностью информации в общении;

- включенностью языка в предметно-коммуникативную деятельность;

- совокупностью реализуемых функций;

- участниками процесса обучения являются учитель и ученик. Отношения между ними основаны на сотрудничестве и равноправном речевом партнерстве.

Принципы построения содержания урока иностранного языка

1. Речевая направленность, обучение иностранным языкам через общение. Это означает практическую ориентацию урока. Правомерны лишь уроки на языке, а не о языке. Путь «от грамматики к языку» порочен. Научить говорить можно только говоря, слушать - слушая, читать - читая. Прежде всего это касается упражнений: чем упражнение больше подобно реальному общению, тем оно эффективнее. В речевых упражнениях происходит плавное, дозированное и вместе с тем стремительное накопление большого объема лексики и грамматики с немедленной реализацией; не допускается ни одной фразы, которую нельзя было бы использовать в условиях реального общения.

2. Функциональность. Речевая деятельность имеет три стороны: лексическую, грамматическую, фонетическую. Они неразрывно связаны в процессе говорения. Отсюда следует, что слова нельзя усваивать в отрыве от их форм существования употребления. Необходимо стремиться, чтобы в большинстве упражнений усваивались речевые единицы. Функциональность предполагает, что как слова, так и грамматические формы усваиваются сразу в деятельности: учащийся выполняет какую-либо речевую задачу - подтверждает мысль, сомневается в услышанном, спрашивает о чем-то, побуждает собеседника к действию и в процессе этого усваивает необходимые слова или грамматические формы. Один из способов научить детей общаться это способ «найди выход из ситуации». Когда ученик в своей речи не может перевести то или иное слово. Учитель предлагает вспомнить ему синоним к этому слову, а может даже и антоним или объяснить его другими словами, ситуациями.

3. Ситуативность, ролевая организация учебного процесса. Принципиально важным является отбор и организация материала на основе ситуаций и проблем общения, которые интересуют учащихся каждого возраста.

Необходимость обучать на основе ситуаций признают все, понимают это, однако, различно. Описание ситуаций не является ситуациями, оно не способно выполнить функции мотивации высказываний, развивать качества речевых умений. На это способны лишь реальные ситуации. Чтобы усвоить язык, нужно не язык изучать, а окружающий мир с его помощью. Желание говорить появляется у ученика только в реальной или воссозданной ситуации, затрагивающей говорящих. Темы уроков, текстов, сочинений должны быть интересными для учеников. Подбор материала должен быть таким, чтобы побудить интерес учеников к общению. Как говорится учитель должен быть «в теме» любого возраста учащихся. Как же приблизить учеников к реальным ситуациям. Например в 7 и 10 классе по учебнику Spotlight есть темы по сбережению окружающей среды. Почему бы не проводить такие уроки на свежем воздухе, где мы можем быть ближе к природе, а значит и ближе к реальной ситуации.

4. Новизна. Она проявляется в различных компонентах урока. Это прежде всего новизна речевых ситуаций. Это и новизна используемого материала, и новизна организации урока, и разнообразие приемов работы. В этих случаях учащиеся не получают прямых указаний к запоминанию - оно становится побочным продуктом речевой деятельности с материалом. Мы с учениками очень часто практикуем такие упражнения. Делим лист тетради на две вертикальные части. Чаще всего мы просто сгибаем лист. Берем текст, который проходим по программе, или любой другой интересный текст. Чаще всего в этих текстах грамматика, которую проходим по данному модулю. Письменно переводим его на русский язык. После дети закрывают учебники и переводят уже свой русский текст на английский язык. Дать возможность ученикам проверить свои работы, найти и исправить свои ошибки. Хорошо запоминается лексика, грамматика.

5. Личностная ориентация общения. Безликой речи не бывает, речь всегда индивидуальна. Любой человек отличается от другого и своими природными свойствами, и умением осуществлять учебную и речевую деятельность, и своими характеристиками как личности: опытом, контекстом деятельности, набором определенных чувств и эмоций, своими интересами, своим статусом в коллективе. Коммуникативное обучение предполагает учет всех этих личностных характеристик, ибо только таким путем могут быть созданы условия общения: вызвана коммуникативная мотивация, обеспечена целенаправленность говорения, сформированы взаимоотношения и т.д.

6. Коллективное взаимодействие - такой способ организации процесса, при котором ученики активно общаются друг с другом, и условием успеха каждого являются успехи остальных. Игра don't say it. На карточке написано простое слово, и нужно объяснить его значение не более чем за одну минуту. Казалось бы, чего сложного в том, чтобы объяснить такие слова как птица или гусеница. Однако все те связанные слова, которые приходят на ум в первую очередь, оказываются в списке слов, которые нельзя употреблять. Игра продолжается до тех пор, пока каждый из игроков не побывает в качестве ведущего. И поверьте, даже самые неуверенные в себе ученики начинают говорить. Они приятно удивлены, что их поняли, что они, пускай даже и не с безупречной грамматикой, но объяснили слово. Их прогресс ощутим после и на уроках. В устных ответах появляется больше желающих отвечать, у ребят появляется уверенность в том, что у них все получится.

7. Моделирование. Объем страноведческих и лингвистических знаний очень велик и не может быть усвоен в рамках школьного курса. Поэтому необходимо отобрать тот объем знаний, который будет необходим, чтобы представить культуру страны и систему языка в концентрированном, модельном виде. Прививать любовь, интерес к культуре страны, язык которой мы изучаем.

8. Содержательная сторона языка. Содержательную сторону языка должны составлять проблемы, а не темы. Проблема: «Легко ли хорошо учиться?» вбирает в себя тему: «Школа», или проблема: «Помощник ли я дома?» - тему: «Семья». Наличие проблемного содержания является условием появления у человека потребности говорить, которое служит основным условием коммуникативной мотивации. Жизненные ситуации, проблемы всегда побуждают к общению, обсуждению.

Особенности методики

Упражнения. В процессе обучения практически все зависит от упражнений. В упражнении, как солнце в капле воды, отражается вся концепция обучения. При коммуникативном обучении все упражнения должны быть по характеру речевыми, т.е. упражнениями в общении. Существует 2 ряда упражнений: условно-речевые и речевые.

Условно-речевые упражнения - это упражнения, специально организованные для формирования навыка. Для них характерна однотипная повторяемость лексических единиц, не разорванность во времени.

Речевые упражнения - пересказ текста своими словами, описание картины, серии картин, лиц, предметов, комментирование.

Соотношение обоих типов упражнений подбирается индивидуально.

Ошибки. При партнерских отношениях учеников и учителя возникает вопрос, как исправлять их ошибки. Это зависит от вида работы. Ученикам предлагается найти у товарища ошибки и исправить их. И не просто исправить, а провести анализ: оценить объем, грамматику, произношение.

Фонетические ошибки рекомендуется исправлять не одновременно, а взять какой-то один звук и отрабатывать его в течение 1-2 недель; затем так поступить со 2-м, 3-м звуком и т.д. К грамматическим ошибкам надо привлекать внимание класса, но длительное объяснение правил не должно отвлекать ученика от речевой задачи. При высказывании в ситуации ошибки исправлять вообще нецелесообразно. Достаточно исправить лишь те, которые мешают пониманию.

Пространство общения. Методика «интенсива» требует иной, отличной от традиционной, организации учебного пространства. Ребята сидят не в затылок друг к другу, а полукругом или произвольно. В такой импровизированной маленькой гостиной удобнее общаться, снимается официальная атмосфера класса, чувство скованности, идет обучающее общение. Это пространство должно иметь и достаточную временную продолжительность, имитировать «погружение» в данную языковую среду.

Заключение. Все эти принципы взаимосвязаны, взаимообусловлены и дополняют друг друга, представляя систему положений, определяющих стратегию обучения. Поэтому важно соблюдение всех этих принципов в системе.


© 2010-2022