Доклад: Начало направления формирования учителя нового формата

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Начало направления формирования учителя нового формата

Учитель -что составляет основу его профессии? Знание предмета? Безусловно. Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает? Ну, кто же будет спорить. А еще он всегда должен оставаться молодым в своей работе - шагать ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске. В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им освоить новые жизненно необходимые навыки.

Вам памятник, учителя,

Я высек бы из красного гранита.

Установил бы на просторе я

Большое человеческое сердце…

А. Дуйсенбиев, казахский поэт

Думается, это был бы самый удачный в мире памятник - человеческое сердце, открытое навстречу людям.

Учитель… Сеятели разумного, доброго, вечного - говорят об учителях. От них все лучшее в человеке. Часто можно услышать, как говорят о профессионале, специалисте: «У него были хорошие учителя!». Об этом и русская поговорка - «дерево и учитель познаются по плоду».

Учитель - это не просто человек, несущий определенный набор знаний, это психолог, находящий подход к каждому ребенку, это творец, помогающий ученику раскрыть все грани своего таланта, это ученый, кропотливо работающий над пополнением собственных знаний.

Важнейшей целью школьного обучения является подготовка выпускника, способного самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям современной действительности. Быстрое развитие науки и внедрение инновационных технологий выдвигают новые требования и к технологической подготовке учащихся. Недостаточно вооружить ученика основами знаний и умений. Школьник должен быть уверен, что постигаемое им сегодня - своевременно, применимо в его жизни, в быту, поможет ему построить профессиональную карьеру в будущем. Я считаю, что обучение в современной школе должно строиться на основе совместной творческой деятельности учащихся и учителя.

Но просто научить предмету - безумно мало. Учитель приходит к детям не только для того, чтобы вооружить их багажом знаний, а для того, чтобы воспитывать, пробуждать интерес к жизни, развивать самостоятельность, инициативу, творческий потенциал…

«Учитель новой формации - духовно развитая, социально зрелая, творческая личность компетентный специалист, профессионально владеющий всем арсеналом педагогических средств, стремящийся к постоянному самосовершенствованию. Он несёт ответственность в формировании и развитии высокообразованной творческой личности и максимальной самореализации». Н. А. Назарбаев.

Говоря о важности повышения качества образования, Президент подчёркивает, что необходимо «внедрить в процесс обучения современные методики и технологии», «важно повышать качество педагогического состава» с этой целью «в каждом регионе должны действовать интегрированные центры повышения квалификации педагогов».

Найти свою дорогу, узнать свое место в жизни - в этом все для человека. В настоящее время традиционное обучение претерпевает большие изменения, так как Казахстанское образование входит в новый этап. Это проявляется на наших Кембриджских курсах, которые проходят на данный момент в институте повышения квалификации педагогов. В последнее время все больше и больше педагогов -практиков понимают, что использование информационных технологий в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоение материала учащимися. Учитель не должен ограничиваться интересами "среднего" ученика, при этом изложение материала должно отличаться языком, стилем, способом введения основных понятий. Разноуровневое обучение помогает каждому ученику реализовать свои возможности. В настоящее время контроль в традиционной форме уже неэффективен, так как недостаточно индивидуален и не соответствует структуре и содержанию.

Чтобы способствовать формированию нового формата мышления, новых идей, новых подходов в обучении, необходимо не только хорошо владеть материалом, но и создать такие условия, чтобы получив информацию, могли бы её осмыслить, пропустить через собственное понимание и прийти в выводу.

Эта Программа направлена на изменение учителя, его сложившегося стереотипа по поводу преподавания в школе. Компетентный учитель - это, прежде всего, критически мыслящий профессионал, который может построить учебный процесс таким образом, чтобы ученик сам мог добывать знания и нёс ответственность за своё обучение.

Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, м класс заговорит, а главное заговорит свободно…». Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.

Урок, включающий слайды, презентации, электронные учебники, данные электронной энциклопедии, вызывает у детей эмоциональный отклик, в том числе у меланхоличных. Экран притягивает внимание, которого, мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.

Учитель нового формата должен уметь пользоваться новыми технологиями такие как компьютер, интерактивная доска и интернет.

Английская пословица гласит: "Tell me, I forget; show me I remember, involve me I understand" , что переводится как «Скажи мне, я забуду; покажи мне, я запомню; направь меня и я пойму». По данным ученых, человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любого современного урока.

Моя задача как учителя - работать неординарно, анализируя каждый день, каждый проведенный урок, учитывая возможности каждого ученика, его личность, ведь эпицентром педагогического процесса является человек, познающий и творящий культуру путем диалога, обмена мыслями, создания произведений индивидуального и коллективного творчества.

Мне доставляет несказанную радость идти на урок с мыслью, что работаю в образовании, которое обеспечивает смысловое развитие учащихся, поддерживает индивидуальность, единственность и неповторимость каждой детской личности и, опираясь на ее способность к самомнению и культурному саморазвитию, помогает ей самостоятельно решать свои жизненные проблемы.

И так, я - учитель. Что это значит? Часто задаю себе вопрос: «Какие качества учителя должны быть не зависящими от времени, а какие качества должны быть необходимыми учителю-педагогу в связи с требованием «нового» времени?» Каким же всё-таки должен быть учитель нового формата?

Профессия учителя нелегка, не каждому по плечу такая ноша, но, если я выбрала этот путь, я должна стремиться к совершенству педагогического мастерства: постоянно учиться самой и не бояться делиться своими знаниями с окружающими, будь то ученики или коллеги. «Когда мы делимся своим опытом, мы обогащаемся сами», сказал мудрец. Учителю важно не только блестяще знать свой предмет, но и воспитывать учеников знаниями этого предмета. Учитель должен быть творцом, наставником и помощником ученика в учебном процессе, пробуждая в учащихся потребность, жажду познавать все больше, все глубже, воздействуя на них не только знаниями, но и своей личностью. Я учу ребят не бояться трудностей, смело браться за любое дело, открывая для себя этот удивительный мир, в котором мы живем.

Понимаю, какая огромная ответственность лежит на нас - ответственность за будущее тех, кто открыл и доверил нам свои души. Они смотрят на нас и ждут… Чего? Доброты, тепла, новых знаний… мы должны оправдать их надежды.

Мы воспитываем детей своей личностью: своей внешностью, своим отношением к окружающим, своей оценкой происходящих событий, своей мудростью и любовью. Невольно мы сами формируем свой имидж, конечно же, ориентируясь на запросы детей и родителей. Педагогические исследования показывают неизменность таких требований со стороны детей как доброта, терпимость, любовь к детям, требовательность, справедливость, артистизм. Родители ценят в учителе образованность, эрудицию, педагогическое мастерство, любовь к профессии, уважение к людям, такт.

В основе имиджа лежит нравственная позиция педагога. У каждого учителя есть свое философское обоснование собственной деятельности. Мое педагогическое кредо: все делать профессионально, творчески и с любовью. Наблюдательность, стремление к действию, умение применять на практике полученные новые знания, чувство юмора помогают мне не только выживать, но и комфортно чувствовать себя в профессии.

Немаловажную роль в имидже учителя играет внешний образ. Детям далеко не чуждо эстетическое чувство, они остро реагируют на всякий диссонанс, в том числе - в одежде, в манерах. Учитель должен иметь свой стиль во всем - в ведении урока, в поведении, в общении, в манере одеваться.

Но главная составляющая имиджа учителя, по моему мнению, - его мудрость. Мудрый учитель никогда не придет к детям в дурном настроении, принеся с собой домашние проблемы и личные неурядицы. Мудрый учитель всегда найдет, за что похвалить ребенка, чтобы он стал успешным и уверенным в себе человеком. Мудрый учитель всегда несет радость общения, любовь и искорку счастья.

Да, учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Но прежде всего он должен быть ЧЕЛОВЕКОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ. Надо оставлять негатив за порогом школы, а детям нести и сеять доброе, разумное, вечное, как бы тяжело ни было на душе. Не мешало бы вспомнить и народную мудрость в виде пословиц и поговорок: «Как аукнется, так и откликнется». От нас зависит то, что нам откликнется уже в недалёком будущем. Нам страшно думать о будущем, так, может быть, задумаемся о том, кого мы воспитываем и что мы хотим получить.

И напоследок хочу закончить свой доклад цитатами из книг известных писателей:

«... Когда ребенок о чем-нибудь спрашивает, ради всего святого, не увиливай, а отвечай. И не заговаривай зубы. Дети есть дети, но они замечают увертки не хуже взрослых, и всякая увертка только сбивает их с толку...»
Харпер Ли. «Убить пересмешника»

«Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит.»

Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц


Использованная литература:


  1. «Учитель-методист», №2/3 2013г.

  2. «Английский язык в школе, колледже и ВУЗ-е», №4 2014г.

  3. Хуторской А.В. Современная дидактика. СПб., 2001г.


© 2010-2022