Исследовательская работа по теме Этноэкологическая культура сибирских немцев: пути сохранения и развития

Раздел Иностранные языки
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА - ИНТЕРНАТ

«АСКИЗСКИЙ ЛИЦЕЙ - ИНТЕРНАТ» им. М.И. ЧЕБОДАЕВА





Традиционный костюм, жилище, национальные кухни Сибирского региона



Этноэкологическая культура сибирских немцев: пути сохранения и развития

Автор: Пидгурская Татьяна Александровна,

ученица 10 класса

Руководитель: Иптышева Евдокия Григорьевна,

учитель иностранного языка







Аскиз, 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 3

ГЛАВА 1. Этноэкология в материальной культуре сибирских немцев

  1. Обзор литературы по этноэкологической культуре ……………….. 5

  2. Переселение немцев в Сибирь ………………………………………. 6

  3. Экологические функции традиционного жилища …………………. 7

  4. Экологические функции традиционной одежды………………….. 8

  5. Экологические функции национальной кухни…………………….. 10

ГЛАВА 2. Результаты исследования …………………………………… 13

2.1. Исследование традиционной материальной культуры немецкого этноса в с. Аскиз……………………………………………………………………... 13

2.2. Результаты анкетирования…………………………………………….. 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………… 18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………… 20

ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………….. 21-24













ВВЕДЕНИЕ

В последнее время люди стали чаще заду­мываться о со­хранении окружающей среды, о со­блюдении за­конов природы, о гармонизации отношений между человеком и природой, о своих корнях. Изучение этноэкологических традиций и экологических культов на современном этапе становится актуальным. Знания духовно-культурных традиций, экологических тра­диций народов России поможет спасти планету от угрожающей ей экологической катастрофы. Каждый народ имеет свои особенности взаимодействия человека с природой, они являются составной частью общей экологической культуры человечества.

На территории Сибири проживает значительное число представителей немецкого этноса. В результате репрессивной политики советского руководства в отношении советских немцев, этнос во многом утратил свои национальные традиции, обычаи, родной язык. Проблема сохранения специфичной культуры российских немцев возникла у репрессированного народа сразу после насильственного переселения. Не утратила она актуальности и до сих пор. В данной работе будет сделана попытка проанализировать основные проблемы сложного, но важного процесса сохранения культуры российского немецкого этноса. Практически неисследованным остался вопрос о формировании этноэкологической культуры российских немцев, что является новизной данного исследования.

Цель работы: изучение этноэкологических особенностей формирования традиционной материальной культуры немецкого этноса, проживающего на территории Сибири.

Задачи работы:

  1. на основе анализа литературы определить понятие этноэкологической культуры;

  2. выявить основные проблемы сохранения и развития этнокультурного наследия российских немцев через материальную культуру;

  3. изучить особенности традиционной материальной культуры немецкого этноса в с. Аскиз;

  4. выяснить взаимодействия немецкой культуры с другими культурами народов Сибири;

  5. собрать для школьного музея материал по теме «Этническая культура российских немцев».

Объектом исследования является изучение сохранения и развития экологической культуры немецкого этноса, предметом исследования служит материальная культура российских немцев.

В работе использовались следующие методы исследования: изучение, анализ, обобщение литературы, информации Internet-источников, беседы, наблюдение, анкетирование.

Гипотеза: если сохраняется традиционная материальная культура немецкого населения в Сибири, то сохраняется и экологическая культура данного народа, так как в старину строили дома, шили одежду, готовили пищу только из природных материалов, к тому же немецкий этнос отличается чистоплотностью, трудолюбием, пунктуальностью.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем собраны и систематизированы материалы, свидетельствующие о необходимости возрождения лучших традиций немецкой народной культуры, так как это может способствовать восстановлению нарушенной гармонии между человеком и природой.

Собранный материал по данной теме может быть экспонатом школьного музея, можно использовать при проведении часов общения, а также на занятиях кружков по краеведению. Данная работа может быть использована в рамках изучения истории и культуры народов Сибири, а также полезна в работе культурных обществ.

Работа состоит из: введения, двух глав: Глава 1. «Этноэкология в материальной культуре сибирских немцев». Глава 2. Результаты исследования. «Исследование традиционной материальной культуры немецкого этноса в с. Аскиз», заключения, списка литературы и трех приложений (фотографии с изображением традиционного жилища немцев, костюма и блюда, набором рецептов традиционных немецких блюд, содержание анкеты).

В первой главе рассмотрены понятия этноэкологической культуры, переселение немцев в Сибирь, экологические функции традиционного немецкого жилища, национальной одежды и кухни.

Во второй главе представлены результаты исследования традиционной материальной культуры немецкой семьи в с. Аскиз, результаты анкетирования среди учащихся с немецкой фамилией.





ГЛАВА 1. Этноэкология в материальной культуре сибирских немцев

  1. Обзор литературы по этноэкологической культуре

В традиционных обществах этноэкология представляет собой своеобразный механизм, регулирующий функционирование системы человек - природа - общество, которая во многом определяет своеобразие народной культуры. К основным элементам этноэкологии относятся среда обитания, традиционное природопользование и народное мировоззрение. В последние годы внимание к этнической экологии заметно усилилось, что отразилось на увеличении числа этноэкологических исследований. Тема традиционной культуры рассматривалась многими учеными, но исследование ее с этноэкологической точки зрения - новое направление для исторического анализа наследия народа. Но необходимо отметить, что история ее становления берет начало еще с античных времен. Античные мыслители - Гекатей, Геродот, Гиппократ, Аристотель, Диоген, одними из первых обратили внимание на наличие связей между окружающим природным ландшафтом и формированием культурных особенностей народов, проживающих на данной территории.

Ведущая роль в становлении отечественной этнической экологии как науки принадлежит ученому-этнографу В. И. Козлову, предложившему термин «этническая экология», которую он понимал как научную дисциплину на стыке этнографии с экологией человека, изучающую особенности традиционных систем жизнеобеспечения этносов в природных и социально-культурных условиях их обитания. В этнической экологии акцент делается на изучение адаптации человеческого общества к окружающей среде. Культура рассматривалась как механизм, посредством которого такая адаптация осуществлялась [9].

В этой связи представляется необходимым рассмотреть работы, посвященные изучению материальной и духовной культуры этноса.

Особенную остроту приобретает тема изучения этноэкологических традиций в южной Сибири, так как большая часть коренных народов (хакасов, тувинцев, алтайцев, шорцев) обожествляет природу, природные стихии. В народной памяти и в обрядовой практике сохраняется поклонение различным природным стихиям, духам: духу огня, духу воды, духу гор и т.д. Из современных исследователей, занимающихся традиционным мировоззрением хакасов, их обычаями, обрядами хотелось бы отметить этнографов профессора В. Я. Бутанаева и молодого исследователя В. А. Бурнакова. Большое внимание данной проблеме уделяют исследователи Тувы Н. В. Абаев, Н. Г. Аюпов.[8]

Что касается немецкого этноса, то отдельных исследований по этноэкологической культуре нами не выявлено.


  1. Переселение немцев в Сибирь

Этническая культура немцев, традиционно проживающих в России, представляет собой сложное социальное явление, не имеющее аналогов в отечественной истории развития этнических культур.

Культура поволжских немцев, полностью лишенных своих территорий и переселенных за Урал, стала составной частью культуры основной массы немцев России, проживающих в настоящее время в различных регионах Сибири. В Сибири проживают потомки переселенцев из самых разных регионов европейской части России: поволжские немцы (потомки переселенцев конца XIX - начала ХХ в. и депортированных в 1941 г.), волынские, украинские немцы, меннониты, выходцы с Кавказа, из Крыма и Бессарабии.

При переселении изменились не только природные факторы, но и этническая среда, характер этнокультурных контактов. Если в европейской части России немцы проживали в более или менее однородной этнической среде, то в Сибири немцы контактировали с самыми разными народами: как с коренными (казахами, татарами, хакасами), так и с мигрантами из различных областей России (русскими, украинцами, латышами, эстонцами, чувашами и др.).

В Аскизском районе немцев расселили по таким населенным пунктам, как Есино, Усть - Есь, Верх - Аскиз, Кызлас, Усть - Хойза, Бондарево. Более компактно немцы стали жить в с.Усть-Камышта и Катаново. Особенности менталитета немцев сохранялись в советское время. Организация колхозного труда была более рациональна. Немецкие колхозы были крепче, колхозники - богаче. Советские праздники жители соседних сел предпочитали праздновать в немецких селах, в которых были чисто выметены улицы, на всех домах вывешены красные флаги, играли местные духовые оркестры. Деревни и села застраивались в соответствии с правительственными инструкциями, по одному образцу, рекомендованному Переселенческим управлением: одна или две широкие улицы пересекались переулками, разделяя, таким образом, поселение на кварталы. В центре поселения располагались церковь или молитвенный дом и школа.

Одной из важнейших составных частей любого этнографического исследования является изучение хозяйственных занятий, поскольку уровень развития хозяйства оказывает влияние на состояние всех элементов материальной культуры (поселений, жилища, одежды, пищи), а также и на состояние духовной культуры. При переселении в Сибирь изменились природно-географические, климатические, экономические условия жизнедеятельности. Многие традиции исчезли, некоторые трансформировались, в то же время возникли новые явления в хозяйстве и культуре немецких крестьян. Основным процессом при переселении немцев в Сибирь был процесс адаптации традиционной культуры к изменившимся в ходе миграции условиям жизнедеятельности.

  1. Экологические функции традиционного жилища немецкого этноса

Экологические функции жилища человека сводятся к регулированию прямого теплообмена между организмом человека и окружающей средой. Действительно, жилище на уровне группы людей (семьи) позволяют избегать переохлаждения в холодную погоду либо перегрева в жаркую. Кроме того, жилище часто выполняет еще и функцию обеспечения безопасности от диких зверей или враждебно настроенных людей.

Жилище немецкого населения, его интерьер, комплекс построек на усадьбе с их характерным разнообразием типов, сложившихся в процессе длительного исторического развития играли большую роль в складывании экосистемы «дом - окружающая среда». Жилище представляет собой сложный культурный комплекс, выполняющий не только хозяйственно-бытовые, но и эстетические, символические функции, являясь отражением исторического пути народа. Жилище немцев Сибири прошло своеобразный путь развития.

Дома, как правило, были срубного типа, из осины (поскольку она устойчива к гниению) и ольхи. Крыши крылись гонтом. Дом и основные хозяйственные постройки находились под одной крышей. Во дворе был полный порядок, трудно было найти лишнюю травинку. Усадьбы ограждались живой изгородью - елями, вербами. (см.Приложение №1, фото 1.) Таким образом, сад оберегался от заморозков. Дерево в качестве топлива экономили, печи зимой топили слабо, согревались перинами. Для их изготовления разводили гусей, которых во время холодов могли держать в доме. В целях экономии в качестве подстилки для коров использовали листья деревьев, а не солому.

Первые несколько лет многие крестьяне жили в земляных домах, которые они называли «пластянками», потому что строили такие дома из пластов земли. Строительство пластянок практиковалось во всех районах Сибири в начале ХХ в., но это жилище было недолговечным.

Через некоторое время после переселения немецкие крестьяне строили постоянные дома, в северных районах из леса, в южных районах Сибири основным строительным материалом был саман. Для изготовления саманных кирпичей использовали деревянные формы, в которые помещали смесь глины, соломы и воды. Саманные дома были, как правило, без фундамента, с земляным полом, с крышей из дерна, соломы и камыша. Такие дома и сейчас встречаются в немецких деревнях, в большинстве своем они используются как хозяйственные постройки. Первоначально были иными не только строительные материалы, но и планировка жилища. Преобладала линейная планировка, с трехчленным делением поперек жилища, с кухней посередине. Печь располагалась в центре дома, чтобы обогревать все помещения. Большое значение имели способы утепления жилища, так как зимы в Сибири длинные и холодные, которые были позаимствованы у местных народов.

Современные немецкие усадьбы и жилища отличаются от традиционных, прежде всего, большими размерами и используемыми при строительстве материалами. Обязательным элементом немецкой усадьбы является летняя кухня, во многих усадьбах есть коптильни и печи для выпечки хлеба. Во многих домах сохраняются печи-голландки. К особенностям можно отнести окраску потолков, преимущественно в голубой цвет, большое количество в интерьере предметов женского рукоделия, использование пуховых перин вместо одеял. Верующие немцы украшают стены «шпрухами» - красочно оформленными изречениями из Библии.

Несмотря на то, что большое количество домов построено по типовым проектам, по сравнению с другими этническими группами, у немцев сохраняется довольно много специфических черт в жилище. Это связано с особым отношением немцев к жилищу, не только как к показателю благосостояния, но и проявления таких черт, как аккуратность, чистоплотность, трудолюбие. Например, побелку жилища принято проводить минимум два раза в год, перед Пасхой и осенью, перед праздником урожая, печи белят каждый месяц. В немецких селах ежегодно проводят конкурс на лучшую усадьбу. По-прежнему немецкие дома являются самыми чистыми, ухоженными, аккуратными: дом - это то, чем немец должен гордиться.

В связи с тем, что в сельской местности начинается широкое строи­тельство домов по типовым проектам, различия между немецким жилищем и жилищем окружающего населения начинают постепенно стираться. Эти различия сохраняются в значительной мере в деталях интерьера. Поэтому у людей, проживающих по соседству с нем­цами, существуют такие понятия, как "немецкий дом", "немецкая деревня". Вероятно, можно говорить о сложении особо­го типа немецкого жилища, с одной стороны, сохраняющего не­которые черты немецкого жилища Германии, а с дру­гой стороны, наиболее оптимально приспособленного к местным условиям.

Следует подчеркнуть, что именно в индивидуальном сельском жилище, как одном из наиболее устойчивых компонентов бытовой культуры, используемым несколькими поколениями, в процессе транспоколенной передачи народного опыта наиболее полно сохраняются этноэкологические традиции.


  1. Экологические функции традиционной одежды

Одежда защищает тело человека от охлаждения, создавая вокруг него свой особый микроклимат, ограждая организм от окружающей среды с ее колебаниями температуры. Для защиты организма от холодной погоды шилась одежда из самодельного шерстяного сукна. Верхняя одежда разнообразна. Материалом для нее в прошлом служили ткани из природных материалов домашнего изготовления: овчина, шерсть. Это исключало возможность возникновения различного рода аллергий на материал, что в настоящее время встречается очень часто, в связи с тем, что натуральные материалы очень дорогие и часто заменяются на синтетические.

При этнографическом изучении материальной культуры, наименьшая сохранность традиционных черт была отмечена в одежде. Это связано с тем, что народный костюм, как бытовая одежда, перестал существовать у российских немцев еще до переселения их в Сибирь. Конечно, часть одежды в прошлом изготавливалась в семье, и определенная специфика может быть выявлена: это распространенные до середины прошлого века фартуки с вышивкой, чепцы, обувь на деревянной подошве «шлёры», вязаные чулки, свадебная одежда и т.д. (см. Приложение №1, фото 2). Длительное время бытовала традиционная одежда у меннонитов (черного цвета, без каких-либо украшений, с деревянными пуговицами), но и она уже исчезла.

Имеющиеся в распоряжении этнографов материалы (рисунки, выкройки, старые фотографии и др.) позволяют говорить о том, что лишь в праздничной и обрядовой одежде сохранялись отдельные элементы традиционного костюма, в основном же немецкими крестьянами Сибири использовалась одежда городского типа. Суровый климат Сибири привел к появлению у немцев зимнего комплекта одежды, многие элементы которого были позаимствованы у местного населения. Но случилось так, что многие вещи немцы стали делать лучше, например, валенки. Способ изготовления валенок (в Сибири их называли "пимы") был заимствован немцами у русских, а те, в свою очередь заимствовали валяную обувь у тюрок или коренных народов Сибири. В качестве верхней зимней одежды использовались овчинные шубы и полушубки. Овчину выделывали в основном дома, хотя в деревнях были специалисты, которые добивались отличного качества выделки. Кустарным способом овчину выделывали таким образом: свежие овечьи шкуры или соленые, если они были заготовлены заранее, раскладывали на горизонтальной поверхности шерстью вниз. Шкуры смазывали специальным жидким тестом, сворачивали и оставляли на 3-4 дня. Эта операция проделывалась для очищения мездры. После этого шкуры теребили, скоблили камнем или скребками, вымораживали и сушили на специальных каркасах. После такой обработки овчина становилась мягкой и чистой. Из нее шили шубы и мужские штаны (мехом внутрь). Шубы иногда красили или покрывали сверху тканью - получалось очень красиво. Зимой носили много вязаных вещей из овечьей пряжи: варежки, носки, жилеты, свитера, чулки и гольфы, платки и шали. Из головных уборов мужчины носили шапки-ушанки из зайца или овчины, а женщины платки из овечьей пряжи. Детям такие платки надевали поверх шапки и шубы, перекрещивая, и завязывали узлом на спине.

Таким образом, традиционная национальная одежда немецкого этноса сохранилась только в отдельных элементах одежды, зимняя одежда была заимствована у местного населения, она изготавливалась из натуральных материалов, что является экологически чистой продукцией.


  1. Экологические функции национальной кухни

Среди всех элементов традиционной материальной культуры наибольшую устойчивость сохраняет пища. Это связано и с большой зависимостью пищи как элемента материальной культуры от региона обитания этноса, и с ежедневным воспроизводством традиций питания в семье, а в современных условиях - и с уровнем жизни населения. Подсобное хозяйство является основным способом выживания сельского населения. Недостаток средств приводит к натурализации хозяйства и вынуждает людей обращаться к традиционной системе питания, которая является наиболее экономичной. В пище для приготовления многих блюд использовали гусиный жир. Традиционным было употребление сливочного масла, сыра. Распространенным блюдом были клецки. Немцы по-прежнему содержат большое количество крупного рогатого скота и птицы, свиней. На огородах выращивают хмель для производства дрожжей и пива, физалис (его в Сибири называют «немецкой ягодой»).

В настоящее время для немцев Сибири характерна та же модель питания, которая существовала и в начале ХХ в. Изменения связаны с тем, что в последнее время большая часть продуктов стала покупаться. Раньше, например, муку мололи из собственного зерна почти в каждой деревне, сахар получали из патоки, которую варили из сахарной свеклы. Современный рацион расширился за счет фруктов и овощей, на огородах стали выращивать новые культуры. В целом же основу пищевого рациона немцев Сибири, как и в первой половине ХХ в., составляют мучные, мясные и молочные продукты, картофель, который дает в Сибири хорошие урожаи. В каждом доме находились маслобойка, аппарат для изделия колбасы, вафельницы.

Каждый день хозяйки пекли хлеб из пшеничной муки. Опару для хлеба ставили на молоке или воде на собственных дрожжах, которые готовили из хмеля. Кроме дрожжевого теста готовили и пресное. Сущест­вуют различные варианты следующих блюд из теста: пирог с по­сыпкой "ривелькухе", без которого не обходится ни один празд­ник, крученые булки "крепли", сладкие глазированные булочки "певернис", двойные булочки "цвибак", свадебное печенье "прецли", пирог с ягодами "плойзуд", пирог с капустой "крауткухе", пирог с вареньем "ривельплот" и многие другие. В праздничные дни обязательно пекут "кухе" - изделия из дрожжевого или пре­сного теста. Существует множество разновидностей "кухе": "ри­велькухе" - пирог с посыпкой, "тыглькухе" - пирог с ягодами и др. Из сдобного теста стряпают всевозможные булочки, рулеты, фигурное печенье и т.д.

Довольно значительное место в рационе составляют супы. Хотя сибирские немцы умеют варить щи и борщи, заимствован­ные у славян, однако предпочитают они готовить куриную лапшу, густые мучные супы, суп с клецками. Самым популярным являет­ся "нудльсуп" - домашняя куриная лапша. Одним из наиболее любимых детьми первых блюд является "шницсуп", основу кото­рого составляет отвар из сушеных фруктов или ягод. Он бывает нескольких разновидностей: холодный и горячий, с рисом, с хле­бом, с клецками, с поджаренной мукой, со сметаной. Кроме этих супов немцы варят фасолевый суп "шоблсуп", суп с капустой "краутсуп", суп с картофелем и яйцом "шмалсуп", суп с затертой мукой "ривельсуп" и т.д..

В Сибири весьма популярны блюда из картофеля. Немцы го­товят картофельные оладьи "картофельплац", картофель с тестом "картофельклейс", картофель с тушеной капустой "краут унд прай", картофель тушеный "шмульткартофель" и др. (см.Приложение №1, фото 3).

Мясные блюда употребляются и в будни, но являются обяза­тельным атрибутом праздничного стола. В будни чаще готовят блюда из отварного мяса: бульоны, мясо тушеное с картофелем или капустой. Праздничный стол украшают блюда из рубленого мяса, "шницель", колбасы, копченое мясо и сало, жаркое "проуде", рулет "штрудель". Весьма популярно копчение продуктов (мяса, сала, птицы, рыбы, колбас) горячим и холодным способом, которое используется для заготовки продуктов впрок. Коптят продукты прямо в печных трубах, но раньше печи топили соломой, а сейчас топливо изменилось, поэтому во дворе усадьбы строят специальные коптильни.

В последнее время весьма популярно консервирование: изго­товление домашней тушенки, овощных консервов, ягодных ком­потов и варенья. Ягоды и фрукты сушили или варили из них варенье. Кроме традиционных видов варенья (малинового, смородинового, яб­лочного), немцы варят варенье из паслена, ревеня и физалиса, ко­торое окружающее население называет "немецким" вареньем. Паслен, ревень и физалис (в округе называют "немецкой ягодой") специально выращивают на огородах. Сахар раньше не покупали, а вместо него использовали слад­кий сироп. Для его приготовления сахарную свеклу (реже - морковь, тыкву или арбуз) отваривали, чистили и давили специальным прессом. Полученный сладкий сок уваривали до густоты сиропа. Его хранили в ведрах или флягах. Одним из любимых блюд немцев Поволжья было арбузное варенье. Один из немецких художников нарисовал картину «Варка арбузного мёда».

В немецких деревнях была хорошо развита переработка мо­лока. Из молока делали сметану, масло, творог, сыр. На сыворотке ставили тесто. Масло и сыр изготавливали не только для собст­венного потребления, но и на продажу. Из молочных продуктов употребляют сливки, простоквашу, творог, сбивают масло. Сыр сейчас делают значительно реже, чем раньше.

Из напитков национальным считается кофе, часто его упот­ребляют с молоком или со сливками. Натуральный кофе был большой редкостью, поэтому немцы готовили заменители кофе: мололи жареные зерна ячменя, пшеницы, иногда добавляли молотые сушеные горох, фасоль, морковь. Кроме кофе из напитков часто употребляли молочные муссы с добавлением ягод, сухофруктов, физалиса и молочные кисели "уфтнойс".

Обрядовая пища используется на Рождество, Пасху. Например, четверг перед Пасхой носит название зеленого четверга, потому что в этот день обязательно употребляются блюда из зелени. На Пасху пекут фигурное печенье (чаще в виде зайца), заранее про­ращивают пшеницу и на зеленый лужок выкладывают крашеные яйца. Идея плодородия (закономерность возрождения жизни в яйце, плодовитость зайца) в данном случае имеет явно дохристи­анское происхождение. Влияние славянской культурной традиции питания, действительно, является значительным. Нем­цы готовят пельмени, холодец, стали употреблять больше чая вме­сто кофе, подтверждением этого является то, что в каждом доме в советское время появились самовары.

Алкогольные напитки употребляются в ограниченном количестве. Пьянство большинством немцев осуждается и считается следствием дурного влияния русских. Община или сельское собрание может принять решение о запрещении продажи и употребления спиртного в период сельскохозяйственных работ. Это не относится лишь к лютеранам. В лютеранских деревнях и селах спиртные напитки употребляют в значительных количествах, в основном самогон и домашнее вино. Самогон перегоняют из сахарной свеклы, патоки, пшеницы, ячменя.

В Хакасии, например, в годы войны немецкие женщины научились готовить хакасские блюда: хакасский талкан, хакасскую крупу. Когда обзавелись коровами, начали делать айран (напиток из кислого молока), пызылах (сыр), даже слабый хакасский алкогольный напиток - араку.

Итак, традиционная модель питания немец­кого населения Сибири сохраняет достаточную устойчивость. Следует отметить, что наряду с мясными, мучными и молочными продуктами в рацион питания немцев входит много зелени, фруктов и овощей и что они ведут здоровый образ жизни. (см. Приложение №2, набор рецептов традиционных блюд).






Глава 2. Результаты исследования

2.1. Исследование традиционной материальной культуры немецкого этноса в с. Аскиз

В ходе исследования мы решили найти немецкую семью, где еще сохраняется традиционная культура немцев. Живет в нашем селе Фукс Нина Андреевна, которая является хранительницей семейного очага и представителем немецкого уклада жизни, у которой мы побывали в гостях.

Живет она одна, 3 года назад она похоронила своего мужа Фукс Издора Андреевича, которому было 82 года. Вместе они прожили 54 года, сильно были привязаны друг к другу, при разговоре Нина Андреевна постоянно вспоминала его, без конца перечисляла его заслуги. Мы узнали, что Издор Андреевич был очень ответственным, добросовестным и трудолюбивым человеком. Никогда не сквернословил, не употреблял спиртные напитки, никогда не бранился и не ругался со своей женой, приучал своих детей к крестьянскому труду, недаром один из его сыновей пошел по его стопам, стал механизатором. Он сам 14-летним мальчиком сел за руль комбайна в Саратовской области. Приехав в Аскизский район, он был первым комбайнером, так как никто не умел водить эту машину. Приходилось ему во время уборки урожая ездить по всему району. Был награжден медалями, грамотами за плодотворный труд. Имеет поздравительную открытку в честь 60-летия Победы над фашистской Германией от Президента РФ Путина В.В. Нужно также отметить, что он разговаривал на хакасском языке, очень хорошо относился к хакасам. Считал, что хакасский народ очень дружный, никого никогда не предаст и что всегда придет на помощь людям.

Нина Андреевна о себе рассказала немногое: она выросла в Бондаревском детском доме, мама Вильд Павлина Михайловна работала в трудовой армии, до конца дней своих мама жила вместе с ней. Женщины и подростки валили лес, каждый из них должен был стоять только там, куда его поставили. Деревья были большие. Когда они падали, было очень страшно, некоторых придавливало до смерти.

Жили они в селе Бондарево в маленьком домике, где стояли две кровати, печка и стол. Нина Андреевна ни на кого не обижается, считает, что все жили тогда бедно. Каждый выживал, как мог. Время было такое. Когда вышла замуж за Фукса Издора Андреевича, жить стало легче. (см. Фото 1.)

Исследовательская работа по теме Этноэкологическая культура сибирских немцев: пути сохранения и развитияФото 1. Свадьба

Итак, в этой немецкой семье сохраняются следующие элементы традиционной материальной культуры:

  1. В 1960 году они построили в Аскизе свой дом: крестовый дом из трех комнат, в середине дома стоит большая печь. Печная труба выходит в середине крыши дома. Это подтверждает то, что они построили типичный традиционный немецкий дом. (см. Фото 2.)

Исследовательская работа по теме Этноэкологическая культура сибирских немцев: пути сохранения и развития





Исследовательская работа по теме Этноэкологическая культура сибирских немцев: пути сохранения и развития

Фото 2. Дом семьи Фукс




Фото 3. Печь в середине дома


  1. Интерьер дома: Видно, что хозяйка любит свой дом. Чувствуется тепло и уют этого дома: множество пуховых изделий, разнообраз­ные шкатулки, обилие вышитых и связанных вручную салфеток, на стенах висят портреты близких людей, сувениры и открытки на немецком языке от внуков из Германии, сделанные своими руками коврики и рушники, иконки в каждой комнате. (см. Фото 4, 5, 6)

Исследовательская работа по теме Этноэкологическая культура сибирских немцев: пути сохранения и развития

Исследовательская работа по теме Этноэкологическая культура сибирских немцев: пути сохранения и развития




Фото 4. Иконы

Исследовательская работа по теме Этноэкологическая культура сибирских немцев: пути сохранения и развития


Исследовательская работа по теме Этноэкологическая культура сибирских немцев: пути сохранения и развития




Фото 5. Коврики Фото 6. Сувениры и шкатулки


  1. Особое внимание привлекает кровать, которая отделяется прозрачной ширмочкой. Постельное белье украшено вышивкой и кру­жевом. Кровать родителей должна быть отделена от других. (см. Фото 7.)

Исследовательская работа по теме Этноэкологическая культура сибирских немцев: пути сохранения и развития

Исследовательская работа по теме Этноэкологическая культура сибирских немцев: пути сохранения и развития


Фото 7. Кровать родителей.

Кровать, гардероб и сундук являлись обязательной составляющей приданого невесты. На супружескую кровать нельзя было ложиться никому, кроме самих супругов, иначе между ними возникнет ссора, их совмест­ная жизнь будет под угрозой. Местом отдыха является только диван.

  1. Потолок дома окрашен в голубой цвет, он сделан из обыкновенных досок без штукатурки. Так принято было в старину у немцев. Считалось, что дом должен дышать воздухом. (см. Фото 8.)

Исследовательская работа по теме Этноэкологическая культура сибирских немцев: пути сохранения и развития




Фото 8. Потолок

  1. Исследовательская работа по теме Этноэкологическая культура сибирских немцев: пути сохранения и развития

    Для хозяйки характерны типично немецкие качества: строго следит за своей усадьбой, каждый год старается покрасить ставни, заборы, палисадник. На заборах можно увидеть рисунки различных животных и растений. Во дворе дома есть летняя кухня. (см. Фото 9)

Исследовательская работа по теме Этноэкологическая культура сибирских немцев: пути сохранения и развития




Фото 9. Заборы

Удивительным показалось, когда хозяйка в доме ходила в уличной обуви, и нас уговорила не снимать обувь. Это не из-за того, что дома холодно, а у них так принято. Одно условие: обувь должна быть чистой. Видимо, это традиция идет со времен средневековья, когда вся немецкая семья, скот, домашняя птица, орудия труда, сено и солома находились под одной крышей.

В свои 75 лет Нина Андреевна выглядит очень бодро, много работает по дому, без дела не сидит. Все вещи лежат по своим местам, все аккуратно. Сын и внуки приглашают её жить в Германию, говорят, что она дом свой караулит. Но она не собирается уезжать туда. Считает, как можно оставить то, что «делал и копил много лет, что любил много лет».

Когда внуки собираются, просят, чтобы бабушка приготовила им немецкий суп из фруктов, жареной муки, масла, сметаны. Получается очень сытное и вкусное блюдо. Интересно также то, что у немцев принято есть в определенное время: завтрак, обед и ужин и только за столом.

Хорошо сохраняется у немецкого этноса трудовая традиция. Все члены семьи имеют поручения, дела. Выполняется все это очень добросовестно и своевременно, поэтому многие немецкие усадьбы выглядят особенно ухоженными.

2.2. Результаты анкетирования

В нашей школе обучается 11 детей немецкой национальности. Проведенное анкетирование среди этих учащихся показало, что они воспитываются в основном в межэтнических семьях, то есть в немецко-хакасской или немецко-русской семье. Доминирующим языком общения в семье является русский язык. Немецкий язык изучают в школе как иностранный язык. Было выявлено, что чисто немецких семей почти не осталось в нашем селе. Чтобы найти ответы на интересующие вопросы, нами было проведено анкетирование среди учеников с немецкой фамилией. Вопросы анкетирования можно увидеть в Приложении №2.

Итак, 75% респондентов проживают в доме на земле.

Из них все 100% имеют летнюю кухню, у всех в летней кухне имеется печь.

Только 15% используют печь для приготовления пищи.

30% проживают в доме своих бабушек и дедушек.

Из них у 50% дом состоит из трех комнат, у остальных 50% из четырех комнат.

60% респондентов имеют бабушек и дедушек, 25% прабабушек.

У 10% - бабушки проживают вместе с их семьей.

У 80% в доме сохраняются старинные вещи. Это коврики, вышитые рушники, маслобойки, иконы, фотографии.

90% респондентов ответили, что немецкую национальную одежду не видели и не знают. 10% видели в краеведческом музее.

100% опрошенных отмечают национальные немецкие праздники (Рождество, Пасха)

Готовят свои национальные блюда - 67% .

Хакасские блюда знают и употребляют - 25%.

Таким образом, большинство из опрошенных проживает в доме на земле, у всех имеется летняя кухня с печкой. Половина проживает в традиционных немецких домах, совместно с бабушками. Мало осталась прабабушек, которые сохраняют традиционную немецкую культуру. Элементы традиционной культуры остались в интерьере, в национальной кухне.

Заключение

Таким образом, в ходе исследования была выяснена степень сохранности традиционной этноэкологической культуры немцев Сибири. Оказалось, этничность немецких сел нарушена. Значительная роль в формировании современной мате­риальной культуры немцев принадлежит процессу адаптации к местным природным условиям. Жизнь на чужбине не осталась без следов: Сибирь стала для них родным домом, немцы приняли другие культуры, образовались смешанные браки, построены крепкие дома.

Рассмотрев проблемы сохранения экологических функций традиционного жилища, традиционной одежды и кухни сибирских немцев, мы пришли к следующим выводам:

  1. Наиболее устойчиво сохраняется традиционная кухня немцев.

  2. Элементы традиционного жилища сохраняются в домах пожилого поколения немцев. Различия между немецким жилищем и жилищем окружающего населения начинают постепенно стираться.

  3. Немецкий народный костюм почти полностью утрачен. Процесс вымывания нацио­нально-специфических черт в одежде привел к тому, что нынеш­нее поколение немцев имеет слабое представление о на­родном костюме.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась только частично: традиционные элементы в материальной культуре немецкого населения сохранились частично, значит, недостаточно сохраняется и экологическая культура немецкого этноса. На формирование современной материальной культуры немцев Сибири большое влияние оказывает процесс значительного влияния русской культуры: в жилище и интерьере, одежде и пище. Кроме того, немецкий этнос, появившийся у нас в Хакасии, перенял элементы национальной культуры коренного населения, в основном в пище.

Следует также отметить, что народы, проживающие рядом с людьми немецкой национальности, переняли для себя много полезного: аккуратность, пунктуальность, дисциплинированность и добросовестное отношение к работе, трудолюбие, чистота в доме и во дворе, культура питания и здоровый образ жизни.

В целях сохранения и развития своей традиционной культуры, хотелось бы рекомендовать немецкому этносу:

- изучать традиции и обряды своих предков;

- создавать культурно-национальные центры;

- устраивать национальные праздники;

- возрождать лучшие традиции немецкой народной культуры, значит и экологической культуры.

Данная исследовательская работа помогла нам узнать и приблизиться к культуре людей, живущих рядом с нами, и привела нас к интереснейшим открытиям и находкам, которые описаны в данной работе. С нашей точки зрения, данная работа способствует воспитанию толерантной личности, обладающей чувством национального достоинства, гордостью за свой народ и родину, уважающая свою и иную культуру.

Итак, работа по данной теме заставила глубоко погрузиться в проблему, изучить большое количество источников, узнать много нового, интересного для себя и появилась возможность поделиться своими наработками. Собранный материал будет передан в фонд школьного музея «Память». Нами составлен набор рецептов для приготовления наиболее распространенных и полезных для здоровья традиционных немецких блюд. Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.

В заключение следует сказать, что одной из перспектив дальнейшего исследования могло бы стать исследование духовной культуры российских немцев с этноэкологической точки зрения.









Литература



1. Бетхер А.Р. Традиционное хозяйство немцев Западной Сибири в конце XIX - первой трети ХХ в. - М.,2001.

2. Герман А.А. История республики немцев Поволжья в событиях, документах, фактах./ А.А. Герман. - М.,2000. -С,320

3. Герман А.А., Т.С. Иларионова, Плеве И.Р. История немцев России./ Хрестоматия. М.,2002.-С,280.

4. Мальцева Д.Г. «Региональные народные праздники в Германии». Журнал ИЯШ. - М.: Просвещение, 2001- № 1.

5. Мальцева Д.Г. «Национальные и региональные особенности немцев»./ Журнал ИЯШ. - М.: Просвещение, 2003 - № 1.

6. Рублевская А.Р. Календарная обрядность немцев Западной Сибири конца XIX - ХХ вв. - М.,2000.

7. Тугужекова, В. Н., Кидиекова, И. К. (2006) Человек и природа: обряд Суг тайыг // Актуальные проблемы истории и культуры Саяно-Алтая. Выпуск № 7. Абакан. С. 125-131.

8. Тугужекова, В. Н. (2010) «Бубен мира» в Хакасии // Актуальные проблемы истории и культуры Саяно-Алтая. Выпуск 11. Абакан. С. 125-129.





Приложение №1 Фотографии взяты из Интернет-источников.

Исследовательская работа по теме Этноэкологическая культура сибирских немцев: пути сохранения и развития

Фото 1. Традиционное жилище немцев

Исследовательская работа по теме Этноэкологическая культура сибирских немцев: пути сохранения и развития

Фото 2. Традиционная немецкая одежда

Исследовательская работа по теме Этноэкологическая культура сибирских немцев: пути сохранения и развития

Фото 3.Традиционное немецкое блюдо из картофеля, жареного мяса,

зелени и овощей

Приложение №2

Рецепты наиболее распространенных и полезных для здоровья немецких традиционных блюд

SCHWARZE RIWELSUPPE. Это суп с зажаркой.

Нарезаем картошку как на суп и варим. В это время делаем зажарку: сало нарезаем мелкими кусочками, обжариваем с мелко нарезанным луком. Суп посолить. Когда картошка сварится, закидываем Ривель, когда всплывут, засыпаем зажарку, лавровый лист, пару горошин душистого перца, чёрный перец и выключаем. Даём минут 10 настояться. Ривель: из 1 яйца, щепотка соли и муки замешиваем очень крутое тесто. Теперь отщипываем от комка теста большим и указательным пальцем маленькие кусочки и прокручиваем этот кусочек между пальцами один раз вниз и вверх. Складываем в чашку и пересыпаем мукой, чтобы они не склеивались. Перед засыпкой в суп просеять их через сито, чтобы лишняя мука ушла.

МЯСО, ЗАПЕЧЕННОЕ В КАПУСТЕ

Состав: 1,5 кг вырезки мяса обжарить куском и выложить на блюдо. 1 большой кочан капусты разобрать на листья и бланшировать их в кипятке 7 мин. 700 г моркови, 2 луковицы порезать кружочками. Разогреть духовку до 200С. Дно глубокой формы выложить 125 г копченой тонко порезанной корейки. Приготовление: Затем выложить 3/4 всех листьев капусты. В середину положить мясо. Вокруг него разместить зелень, морковь и лук, посолить, поперчить. Сверху выложить еще 125 г копченой тонкопорезанной корейки. Накрыть оставшимися листьями капусты. Слегка посолить, поперчить, залить 2 стакана сухого белого вина. Накрыть крышкой и поставить в духовку на 3 часа. По истечении 2 часов открыть крышку, если жидкость выкипела, то влить 1 стакан кипятка. 1 копченую сардельку наколоть вилкой и положить сверху. Закрыть крышкой и снова поставить в духовку на 1 час. Подавать все вместе на блюде.

УТИНЫЙ РУЛЕТ Состав: 1 утка (1600-1800), 1 стебель лука-порея, сыр 2-х сортов по 50-70 гр (дор-блю, гауда, эдам), сливки (22%) приблизительно 100 мл, 200-250 гр ветчины, нарезанной тонкими ломтиками, грибы 250-300 гр, 1/2 кисло-сладкого яблока, соевый соус, специи. Для кисло-сладкого соуса по горсти кураги, чернослива, грецких орехов, гранатовый соус по вкусу. На гарнир краснокочанная капуста. 1/2 яблока, лимонный сок, соль.

ИНДЕЙКА ПО-НЕМЕЦКИ Состав: 1 индейка весом 3-4 кг, соль, 0,5 л воды, 3 луковицы, 1 лавровый лист, белый перец, печенка индейки, 80 г топленого масла, 1 пучок петрушки, 5 гренков, 125 г сарделек, 3 стебля свежего шалфея, тертый мускатный орех, 2 больших тонких ломтика шпика, чтобы они покрывали грудку индейки, 1 пучок зелени, 0,125 л полусухого белого вина или сухого шери, 200 г сметаны, 0,125 л взбитых сливок, 40 г масла, 30 г муки.

KÄSEKUCHEN MIT ZWETSCHGEN или ТВОРОЖНЫЙ ПИРОГ СО СЛИВАМИ Для теста: 200 г муки, 1 чайн.ложка бакпульвер, 1 белок, 70 г сахара, 100 г холодного маргарина Для творожной массы: 500 г творога 40% жирности(у меня не было, брала обезжиренный), 250 мл. молока, 125 г сахара, 2 желтка, 1 щепотка соли, 1 пакетик ванильного пудинга (порошок), 500 г свежих слив (Zwetschgen) это мелкие огородные сливы. Белковая масса: 2 белка, 1 ст. л. сахара., 1 желток, 1 стол.ложка молока, 1 пакетик ванильного сахара, 1 стол.ложка без горки муки.

ШТРУДЕЛЬ Состав: мука - полтора стакана, манная крупа - 2 стол. ложки, желток - один, маргарин - 1-2 стол. ложки растопить, сливки - 6 стол. ложек, вода - 4 стол. ложки, кориандр - на кончике ножа, соль - немного. Замесить тесто и поставить расстаиваться минут на 20-30. Я для этого использую туже посуду, в которой тесто замешивала, просто кладу тесто на стол и закрываю перевернутой миской. Начинка: печенье (к кофе) грамм 500, орехи миндальные - 100гр, вишня - 1кг (у меня размороженная, посыпать корицей и сахаром), сахар - пол стакана, корица молотая - 1 чайная ложка. Приготовление: Раскатываем очень тонко тесто. На тесто высыпаем печенье с молотыми орехами на 2/3 листа. Вверху выкладываем вишню. Сворачиваем тесто в рулет. На рулет укладываем кусочки масла, чтобы рулет не был сухим сверху и накрываем фольгой, чтобы как следует пропекся внутри. Температура примерно 200 градусов. Духовка обязательно горячая. Минут через 20-25 снимаем фольгу и даем рулету зарумяниться. Пока готовится, из сока вишни сварить соус: добавить немного муки и довести до кипения. А теперь на стол.


Источник: prelest.com/nyam_nyam/1875.html

Приложение №3

Анкета

Вы живете в многоэтажном доме или в доме на земле?


Имеется ли у вас в усадьбе летняя кухня?


Имеется ли в летней кухне печь?


Готовит ли Ваша семья пищу на печке?


В каком доме Вы живете: в новом или дом достался вам от бабушки и дедушки?


Сколько комнат в Вашем доме?


У Вас есть в настоящее время бабушка, дедушка, прабабушка и прадедушка?


Проживают ли они с Вашей семьей совместно или отдельно?


Сохранились ли у Вас старинные вещи от бабушек и дедушек? Если да, то назовите что.


Видели ли Вы настоящую национальную немецкую одежду?


Отмечает ли Ваша семья национальные немецкие праздники? Какие?


Готовят ли в Вашей семье национальные немецкие блюда?


Знает ли и употребляет ли Ваша семья хакасские блюда?









© 2010-2022