«Система подготовки будущих специалистов дошкольного образования»

Материал  в докладе  «Система подготовки будущих специалистов дошкольного образования» актуален, так как, дошкольное воспитание и образование является  фундаментом развития личности, и оставляет отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. И для того, чтобы этот отпечаток дал положительный результат, необходима качественная подготовка будущих специалистов дошкольного воспитания в условиях колледжа. В докладе отражены все профессиональные компетенции, которыми должны владеть выпускники дошкольного...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система подготовки будущих специалистов ДОУ.

- Профессиональная компетентность педагогов ДОУ

- Подготовка будущих специалистов в условиях педагогического колледжа

Профессиональная деятельность педагогов ДОУ многогранна и требует определенных знаний, умений, навыков и качеств. В современной педагогической литературе данные знания, умения, навыки и качества объединяются таким понятием как «профессиональная компетентность». На основе анализа различных определений данного понятия и с учетом особенностей деятельности воспитателя можно синтезировать следующий вариант: профессиональная компетентность воспитателя ДОУ - это способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками.

Новый социальный заказ, обращенный к непрерывному педагогическому образованию, выражается в виде требований к квалификации педагогов, способных, к самостоятельному развитию инноваций в сфере образования детей дошкольного возраста.

Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования.

Воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

- воспитательно-образовательной;

- учебно-методической;

- социально-педагогической.

Воспитательно-образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой; умение руководить основными видами деятельности дошкольников; умение взаимодействовать с дошкольниками.

Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребёнка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Согласно концепции модернизации образования основными целями профессионального образования являются: подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентно способного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Особое значение приобретает формирование компетентности педагога ДОУ, так как эта компетентность проявляется по отношению к детям. Вред, нанесенный ребенку некомпетентным педагогом в короткий период детства, подчас неустраним в течение всей его дальнейшей жизни.

Руководствуясь этими стратегическими целями, преподаватели дошкольного отделения педагогического колледжа свою деятельность направляют на подготовку работника системы дошкольного образования, способного успешно работать в своей профессиональной сфере, социально ответственного, мобильного, готового к инновационной деятельности на основе овладения им в процессе обучения и воспитания универсальными и профессиональными компетенциями.

Современные требования к уровню и качеству подготовки кадров для дошкольных образовательных учреждений в рамках формирования профессиональной компетентности предполагают поиск путей оптимизации учебного процесса, а именно - смена акцента с влияния на взаимодействие, повышение роли активных, проблемно-поисковых и исследовательских методов обучения в противовес информационным и репродуктивным.

Система подготовки будущих специалистов ДОУ представляет собой целостный сложный процесс, показателями результативности которого являются способность выпускников самостоятельно решать сложные профессиональные задачи в постоянно изменяющихся условиях, стремление осваивать новые технологии, принимать нестандартные решения в целях эмоционального благополучия ребенка и педагогического коллектива.

В процессе учебных занятий по спецдисциплинам и в ходе практики студенты знакомятся со спецификой организационной работы в ДОУ.

Итогом обучения является профессиональная готовность студентов в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта (специальность 0101000 - «Дошкольное воспитание и обучение», квалификация -воспитатель дошкольных организаций).

Предполагается, что студенты за годы обучения и в ходе практики выступят в роли воспитателя, методиста дошкольного образования. Постоянно усложняясь от курса к курсу, педагогическая практика способствует развитию у каждого студента практических навыков, нестандартной интерпретации учебно-воспитательного процесса, а также художественных, артистических и других способностей, необходимых педагогу. Знакомство с творчески работающими педагогическими коллективами, выполнение различных исследовательских заданий обогащает студентов, способствует их профессиональному становлению.

Выпускник, получивший квалификацию воспитатель дошкольного образования, должен быть готов руководить воспитательной работой, осуществлять планирование, организацию педагогического процесса, анализировать развитие дошкольного образования, организовывать и координировать методическую работу, консультировать родителей по вопросам воспитания, обучения и развития их детей и др.


© 2010-2022