Механизмы речевого слуха и обучение восприятию иноязычной речи

Доклад на августовское Районное Методическое Объедение учителей иностранного языка, основан на статье журнала "Иностранные языки в школе" от 1975 года. Данная статья актуальна в настоящее время, так как, аудирование широко применяется в школе и на экзаменах (ЕГЭ).Данная статья рассматривает механизмы речевого слуха с точки зрения советской психологии и методики. Почему ученики, 6 лет изучая иностранный язык, понимают вопросы своего учителя и не могут понять те же вопросы, если к ним обращается и...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Кировская СОШ №2

Механизмы речевого слуха и обучение восприятию иноязычной речи.












Буцкая А.А.

27.08.2014

Механизмы речевого слуха и обучение восприятию иноязычной речи.

Почему ученики, 6 лет изучая иностранный язык, понимают вопросы своего учителя и не могут понять те же вопросы, если к ним обращается иностранец? Почему заканчивающие школу не понимают даже простейших текстов, если они передаются по радио? Все эти практические вопросы ведут к постановке вопросов теоретических: каковы психологические механизмы речевого слуха и какие типы упражнений необходимы для их формирования.

Советская психология восприятия различает 2 процесса:

1)процесс формирования образа объекта. Он состоит в выделении дифференциальных, существенных признаков объекта и установление взаимосвязи между ними. Так, видя незнакомый предмет, ребенок ощупывает, осматривает его, выделяя признаки (форму, цвет), отличая этот предмет от других, устанавливая взаимосвязь между ними. Таким образом формируется представление об объекте, его психологический образ.

2) процесс восприятия объекта при наличии уже сформированного образа, процесс узнавания.

Закономерности процессов различения и узнавания применительно к восприятию впервые были в виде гипотезы сформулированы Николаем Ивановичем Жинкиным.

Очевидно, существуют 2 механизма речевого слуха: различие и узнавание.

Различие - это процесс, при котором:

  1. Объект, образ которого не сформирован в памяти, осознается как отличительный от других объектов, образы которых сформированы.

  2. Дифференциальные признаки этого объекта выделяются или при сравнении с другими объектами, образы которых сформированы (звук t и d) , или путем узнавания этих признаков.

  3. Происходит установление отношений между дифференциальными признаками.

Процесс различения служит основой формирования образа объекта в памяти.

Процесс узнавания опирается на сформированный образ объекта в памяти. В общем виде узнавание при восприятии устной речи можно представить как аналитико-синтетическую обработку акустического сигнала, сравнение выделенных признаков с образом, хранящимся в памяти, и их последующую смысловую интерпретацию.

Таким образом, процесс различения является предпосылкой процесса узнавания.

Как же происходит процесс узнавания на смысловом уровне? Смысл слова при смысловом восприятии речи не является постоянным, как слуховые образы слов. Он зависит от смысла соседнего слова и от всех слов предложения. Например, смысл слова большой в предложениях Какое большое дерево! И Он большой глупец различен. Процесс выявления смысла слова при восприятии предложения носит вероятностный, гипотетический характер. Окончательное понимание смысла какого-либо слова может совершаться в конце предложения, а может быть, и в конце текста.

Упражнения, для развития умения воспринимать иноязычную речь

  1. Упражнения, основание на тренировке учащихся в восприятии на слух отдельных языковых явлений (грамматических, лексических, фонематических). Это упражнения на фонематическое дифференцирование звуков, различение типов интонаций, словосочетаний, определение на слух значений многозначных слов, омонимов, грамматических форм.

  2. Упражнения, основание на тренировке в восприятии и понимании различных текстов с темпом речи, приближающимся к нормальному.

Одной из основных целей обучения является овладение устной речью: говорением и пониманием. А для достижения этой цели должны соблюдаться принципы коммуникативной теории обучения. Это означает, что обучающийся должен усваивать язык на материале тематических текстов, в которых бы естественно сочетались все виды речевой информации: о предметах и явлениях действительности, о языке, о говорящем. Основным же типом урока должна быть не тренировка с помощью упражнений, а беседа или разговор на темы, которые затрагивали бы личный опыт учащихся.

© 2010-2022