- Преподавателю
- Иностранные языки
- Доклад «Освоение шаблона формального письма как средства формирования коммуникативных и регулятивных УУД на уроках английского языка в 10 классе »
Доклад «Освоение шаблона формального письма как средства формирования коммуникативных и регулятивных УУД на уроках английского языка в 10 классе »
Раздел | Иностранные языки |
Класс | 10 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Логинова Л.С. |
Дата | 02.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Освоение шаблона формального письма как средства формирования коммуникативных и регулятивных УУД на уроках английского языка в 10 классе »
Выполнила:
Логинова Людмила Сергеевна,
учитель английского языка ,
ГБОУ СОШ села Чубовка
Кинельского района
Самарской области
Повышение качества обучения школьников является одной из самых актуальных проблем педагогики и методики сегодня. На первый план выдвигается проблема перехода от «знания-догмы» к «знанию-мышлению». Именно успешное и осознанное владение английским языком составляет основу формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь порождают компетенции, знания, умения, навыки, а значит, обеспечивают воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, духовной личности, способной адаптироваться в сложном современном мире.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что умение написать формальное письмо или письмо-резюме стало насущной потребностью в наше время активных международных контактов
Объектом исследования данной работы является процесс формирования коммуникативных и регулятивных УУД у учеников 10 класса на уроках английского языка.
Предмет исследования - средства формирования коммуникативных и регулятивных УД
Цель - определить средства формирования УУД школьников на уроках английского
языка.
Формирование универсальных учебных действий в системе заданий
по развитию письменной речи и на уроках английского языка
Работа с формальным письмом на уроках словесности позволяет эффективно решать как коммуникативные, так и личностные и регулятивные задачи.
Особое значение в технологии лингвистического и литературного образования приобретает обучение школьников созданию собственных высказываний на определенную тему, при освоении тех или иных стилистических моделей( формальный\неформальный стиль). Такое обучение проводится с опорой на читательское освоение формального письма, но не пассивное, когда надо просто выделить и «опознать» различные изобразительно-выразительные средства, а творческое, которое должно обеспечить создание собственного информационного продукта.
4 этап
Создание собственного текста3 этап
Воспроизведение авторского текста с творческим заданием
2 этап
Воспроизведение авторского текста
1 этап Продуктивная
деятельность
Восприятие и анализ текстаРе Репродуктивно-продуктивная
Аналитическая деятельность
Репродуктивная
деятельность
Аналитическая
деятельность
Реализация данной модели в учебном процессе требует учет следующих принципов:
-
Поэтапное формирование речевых умений и навыков; 2) последовательный переход от аналитической деятельности - к репродуктивной и репродуктивно-продуктивной, требующей воспроизведения на основе его глубокого лингвистического анализа, а затем - к продуктивной - к созданию собственного текста - описания пейзажа; 3) каждый этап работы сопровождается комплексом тренировочных и проблемных заданий; 4) возрастающая сложность заданий с постепенным повышением их творческого потенциала; 5) использование фрагментов художественных произведений на первых трех этапах; 6) тематическое единство материала.
На первом этапе анализируется образцовый текст. Под руководством учителя ученики вникают в смысловую структуру текста, анализируют его композиционные, стилистические, языковые особенности. Анализ текста должен помочь осознать, что в использовании языковых средств нет ничего случайного, ни одной детали - все они подчинены теме и идее произведения, авторскому замыслу.
На данном этапе фиксируется отработка навыков лингвостилистического анализа (познавательные УУД), классификация, типология, сравнение, проведение аналогии (логические УУД), но в основном мы видим акцент на упражнениях и заданиях аналитического типа и освоение образца.
На втором этапе проводится работа, которая помогают овладеть умением воспроизведения чужого содержания - исходный образец воссоздается с максимальным сохранением коммуникативных задач, жанрово-композиционных и стилистических особенностей. Это осуществляется с помощью традиционного подробного изложения. Характер речемыслительной деятельность школьников усложняется: они не только анализируют текст, проникая в его образную структуру, но и воспроизводят его после лингвостилистического анализа.
Учащимся предлагается ряд усложняющихся творческих заданий, которые позволяют переходить от коммуникативной роли читателя и «воспроизводителя» к роли автора постепенно, через творческое преобразование чужого текста.
От воспроизведения авторских текстов ученики постепенно переходят на более сложный, репродуктивно-продуктивный уровень, требующий не только передачу исходного текста, но и выполнение конкретного творческого задания. Авторский текст включает в себя фрагменты самостоятельного высказывания. При этом отрабатываются конкретные речемыслительные умения: формулировать главную мысль высказывания, отбирать и систематизировать материал, строить фрагмент текста в определенной композиционно-стилистической форме, встраивать свои словесные находки в чужой контекст, добиваясь органичности такого включения.
Итогом всей предшествующей работы становится продуктивный, или творческий этап, на котором осуществляется синтез всех навыков и умений в создании своего текста.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
К регулятивным действиям относятся:
- целеполагание − постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль − сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью отклонений и отличий от эталона;
- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка − выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
- волевая саморегуляция − способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию, то есть к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Примеры типовых заданий, нацеленных на развитие коммуникативных и регулятивных действий на примере урока в 10 классе по теме
«Формальное письмо»
1.Для того, чтобы привлечь внимание к предмету разговора, можно начать разговор с будущей работы и с умения написать резюме.
-Вам нравятся деньги?
-Любите ли вы путешествовать?
-Хотите поехать работать за рубеж?
-Хотите научиться писать резюме?
Ученики определяют, какую лексику должно содержать формальное письмо:
- личный, разговорный стиль
- особые приветствия \ прощания
- каждодневный вокабуляр
- дополнительные лексические единицы
- ключевые фразы
- сокращённые формы глагола
- использование страдательного залога
- большое количество фразовых глаголов \ идиоматических выражений
( Ученики объясняют свой выбор - коммуникативные ууд,
«поиск лишнего» формируются познавательные ууд,
«преднамеренные ошибки»- регулятивные ууд)
2.Следующий этап - чтение правила о характеристике формального письма, проверяем, правильно ли назвали , добавляем в записи то, что не назвали. (поиск информации в предложенном источнике, самоконтроль- регулятивные ууд)
3. Читаем собственно письмо-образец с обозначенными абзацами, уточняем: кто писал,
кому, зачем, как начинается и заканчивается письмо. Соотносят абзацы письма с возможными заголовками:
- начинающие ремарки
- опыт работы, качества характера, квалификация
- когда может прийти для собеседования, завершающие фразы
- возраст, причины для приёма на эту работу.
(Упорядочивание- развивает познавательные ууд.)
4.Для определения стиля письма можно дать задание из серии «работа с таблицами»- предлагается заполнить таблицу по нахождению в тексте - образце эквивалентов для неформальных фраз. Таким образом, мы формируем познавательные ууд.
5.Выбирая главную информацию из текста, заполняют форму общих сведений о кандидате.(поиск информации в источнике - познавательные ууд)
6. Чтобы более наглядно представить ситуацию и приблизить её к жизни, по заданию ( объявление в газете о приёме на работу) составляют мини -диалоги между работодателем (Mr Boss/Mr Chief) и кандидатами по предложенным пунктам, где не все сведения являются адекватными ситуации:
- сколько братьев и сестёр
- опыт работы
- сколько предметов сдал
- где увидел рекламу
- как ты выглядишь
- почему интересует работа
- какие животные у тебя есть
- твои положительные качества
- твои минусы
-твои планы на лето
- когда можешь прийти на собеседование
- какие языки знаешь
- когда можешь начать работу
- возраст
- чем занимаешься
«Работодатель» должен оценить правильность информации и отреагировать на неё «О,мы с нетерпением ждём вас!» или «Извините, нас не интересует информация такого рода.» Можно использовать соответствующие смайлики. (отзыв на работу товарища- коммуникативные ууд)
7. Из серии «заданий с преднамеренными ошибками» - переписывание письма с перемежающимися стилями - формальным и неформальным, с коррекцией ошибок (регулятивные ууд)
8. Как итог - написание письма - резюме по предложенному заданию