- Преподавателю
- Иностранные языки
- Автоматизированное проектирование в пищевой промышленности
Автоматизированное проектирование в пищевой промышленности
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кучерова Е.В. |
Дата | 24.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Красноярского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Красноярский технологический техникум пищевой промышленности»
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ
по дисциплине «Автоматизация технологических процессов»
ТЕМА УРОКА: «Автоматизированное проектирование»
Формируемые компетенции:
-
способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы готов к практическому анализу логики различного рода рассуждений;
-
способен к когнитивной деятельности;
-
готов анализировать информацию для решения проблем, возникающих в профессионально деятельности;
-
способен развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего рабочего (специалиста).
Цели лекции:
Образовательные:
-
Ознакомить студентов с особенностями развития современного машиностроения, жизненным циклом изделия, особенностями и перспективами развития информационных технологий и систем в машиностроении.
-
Изучить основные цели компьютеризации инженерной деятельности и возможности современных компьютерно-информационных систем в машиностроении.
Воспитательные:
-
Формирование интереса к изучаемой дисциплине и будущей профессии.
Развивающие:
-
Способствовать формированию навыков самостоятельного анализа нового учебного материала.
-
В целях развития интеллекта и мышления добиваться умения выделять главное в изучаемом материале.
-
Способствовать развитию логического мышления.
Методы, применяемые на занятии: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, эвристическая беседа, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
Время: 2 академических часа
Место проведения: компьютерный класс с мультимедийным обеспечением (компьютеры для студентов, проектор, экран, ПК или ноутбук для преподавателя).
Учебно-материальное обеспечение:
Наглядные пособия (схемы): мультимедийная презентация
Библиографические источники, использованные при подготовке лекции:
1. Основная литература
-
Норенков И.П. Основы САПР. [Электронный ресурс]. / База и генератор образовательных ресурсов. Официальный сайт МГТУ им.Н.Э.Баумана. URL: bigor.bmstu.ru/
-
Левин В.И. Информационные технологии в машиностроении. - М. : Академия, 2013. - 265 с.
2. Дополнительная литература
-
Черепашко А.А., Носов Н.В. Компьютерные технологии, моделирование и автоматизированные системы в машиностроении. - М.: ИН-Фолио, 2009. - 275 с
-
Кондаков А.И. САПР технологических процессов. - М.: Академия, 2008. - 429 с.
-
Журнал «САПР и графика». [Электронный ресурс]. / Официальный сайт журнала URL: sapr.ru/
-
КОНЦЕПЦИЯ формирования Государственной комплексной программы развития машиностроения России. [Электронный ресурс] URL:
soyuzmash.ru/informcenter/concept/concept.htm
ПЛАН и КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ:
-
Организационный этап лекции (3 минуты):
Название этапа
Продолжи
тельность,
мин.
Деятельность преподавателя
Средства
обучения
Деятельность студентов
Организацион-ный этап
3
-
здоровается со студентами;
-
сообщает студентам тему и план лекции;
-
отмечает в журнале отсутствующих студентов.
слайд презентации лекции
-
здороваются с преподавателем;
-
записывают тему и план лекции
-
Мотивация деятельности студентов (время 5 минут).
Название этапа
Продолжи
тельность,
мин.
Деятельность преподавателя
Средства
обучения
Деятельность студентов
Мотивацион-ный этап
5
объясняет значимость изучаемого материала для применения в дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности.
слайд презентации лекции, объяснение
слушают объяснение
Вопросы лекции:
1.2.1. Особенности современного этапа развития машиностроения
1.2.2. Жизненный цикл изделия
1.2.3. Основные цели компьютеризации инженерной деятельности
1.2.4. САПР в компьютерно-интегрированном производстве
1.2.5. Перспективы развития информационных технологий и систем в машиностроении
-
Актуализация знаний (7 минут)
Название этапа
Продолжи
тельность,
мин.
Деятельность преподавателя
Средства
обучения
Деятельность студентов
Актуализация знаний
7
задает вопросы, опираясь на уже имеющиеся знания у студентов.
слайд презентации лекции, объяснение
-
отвечают на поставленные вопросы,
-
анализируют и систематизируют материал
Вопросы для актуализации знаний:
-
Что такое автоматизированное проектирование?
-
Что является объектами автоматизированного проектирования в машиностроении?
-
Что такое компьютерная модель?
-
В чём особенности проектирования изделий и процессов в машиностроении?
-
Усвоение новых знаний (70 минут)
Название этапа
Продолжи
тельность,
мин.
Деятельность преподавателя
Средства
обучения
Деятельность студентов
Усвоение новых знаний
70
-
запускает презентацию лекции.
-
объясняет учебный материал.
слайды презентации лекции, объяснение
-
слушают и пишут конспекты;
-
анализируют и систематизируют материал;
-
задают вопросы.
Вопрос №1 (10 минут)
На сайте «Союза машиностроителей России» [soyuzmash.ru/informcenter/concept/concept.htm] обозначены приоритеты развития российского машиностроения на период до 2020 г.: « … обеспечить выход на траекторию постиндустриального развития на основе пятого технологического уклада с одновременным формированием и развитием наиболее эффективных направлений шестого технологического уклада….. обеспечить создание эффективной комплексной системы целевой подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров машиностроительной отрасли, отвечающей современным требованиям….». Планируется, что «…в машиностроительном комплексе России будут доминировать высокотехнологичные производства, обновлены и подготовлены кадры и закончена модернизация производственного фонда…..». Но сегодня среди главных проблем отечественного машиностроения - недостаточные темпы внедрения инновационных технологий и средств обработки и отсутствие кадров высокой квалификации.
Особенности современного этапа развития машиностроения
-
Число классов технических систем увеличивается в 2 раза каждые 10 лет;
-
Сложность изделий по числу деталей и узлов увеличивается в 2 раза каждые 10 лет;
-
Объем научно-технической информации в конструировании увеличивается в 2 раза каждые 8 лет;
-
Необходимость постоянного повышения качества и обновления номенклатуры изделий с целью сохранения конкурентоспособности;
-
Приоритет интенсивного развития экономики страны на основе наукоемких инновационных технологий;
-
Конкурентоспособность любой современной компании напрямую зависит от уровня применяемых информационных ресурсов, технологий и систем для автоматизации производственных и управленческих процессов, конструкторской и технологической подготовки производства.
Вывод по вопросу №1: эффективное развитие современного российского машиностроения возможно только на основе широкого применения информационных систем и технологий.
Вопрос №2: (15 минут)
В соответствии со стандартом ISO 9004 жизненный цикл изделия складывается из следующих этапов:
-
маркетинг, поиск и изучение рынка (используются сетевые информационно-поисковые системы);
-
проектирование и конструирование изделия (с применением информационных систем автоматизированного проектирования изделий);
-
материально-техническое снабжение (с применением информационных систем планирования и управления ресурсами, проектами, складами и т.д.);
-
технологическая подготовка производства (с использованием информационных систем автоматизированного проектирования ТП и УП);
-
производство, контроль и проведение испытаний;
-
упаковка и хранение;
-
реализация и/или распределение продукции;
-
монтаж и эксплуатация;
-
техпомощь в обслуживании;
-
утилизация.
Вывод по вопросу 2: компьютерно-информационные технологии автоматизированного проектирования имеют отношение к этапам 2 и 4 жизненного цикла изделий.
Вопрос №3 (10 минут)
Основные цели компьютеризации инженерной деятельности:
-
сокращение трудоемкости проектирования за счет:
-
автоматизации оформления документации;
-
информационной поддержки принятия решений;
-
автоматизации принятия решений;
-
-
сокращение цикла «проектирование-изготовление» за счет:
-
-
совмещенного (параллельного) проектирования;
-
виртуальных проектных бюро (это новая концепция).
-
-
сокращение себестоимости проектирования за счет
использования специализированных рабочих мест;
-
улучшение качества проектирования за счет:
-
вариантного проектирования и оптимизации;
-
унификации проектных решений;
-
стратегического проектирования.
-
-
сокращение затрат на натурное проектирование за счет математического моделирования.
Вывод по вопросу 3: компьютеризация инженерной и производственной деятельности позволяет повысить качество выпускаемой продукции и снизить конечные затраты на внедрение изделия в производство.
Вопрос №4: (25 минут)
САПР в компьютерно-интегрированном производстве
САПР - это организационно-техническая система, которая осуществляет автоматизированное проектирование.
Автоматизированным называется проектирование, в ходе которого первичное описание (техническое задание) преобразуется в проектную документацию путем взаимодействия человека, вычислительной техники и программного обеспечения.
Системы автоматизированного проектирования:
-
CAD - Computer Aided Design - системы автоматизированного проектирования изделий (КОМПАС, AUTOCAD, SolidWorks, NX CAD и др.),
-
CAPP - Computer Aided Process Planning - системы автоматизированного проектирования технологических процессов (ВЕРТИКАЛЬ, ADEM TDM и др.),
-
CAD/CAM - Computer Aided Design/Computer Aided Manufacturing - системы автоматизированного проектирования изделий и технологий их обработки (ADEM, NX CAM, ProEngineer, Power Solution, SolidCAM, и др.),
-
CAE - Computer Aided Engineering - системы автоматизированного инженерного анализа деталей, сборочных узлов и машин (Ansys, Design Space, Nostran и др.),
-
PDM - Project Data Management -системы автоматизированного управления базами данных об изделии (IMAN, Optegra, Enivia),
-
PM - Project Management - автоматизированные системы управления процессом проектирования и системы планирования (WokrFlow, DocFlow, Project Planning),
-
MRP - Material Requirements Planning - автоматизированные системы управления производством (SAP R/3, BAAN, Галактика и др.)
Особенности современных САПР:
-
Объектно-ориентированное взаимодействие человека и ЭВМ (пользователь манипулирует изображениями на экране в реальном масштабе времени).
-
Интерактивный режим работы пользователя.
-
Безбумажный процесс обработки информации (на бумаге - конечный результат).
Возможности современных компьютерно-информационных систем в машиностроении:
-
Быстрое создание компьютерных моделей, чертежей изделий и спецификаций.
-
Быстрое создание компьютерных моделей сборочных узлов и спецификаций.
-
Инженерный статистический анализ прочности деталей методом конечных элементов.
-
Компьютерное моделирование работы сборочных узлов.
-
Компьютерное проектирование технологии обработки детали.
Вывод по вопросу 4: современная эффективная инженерная деятельность предполагает сквозную информационную поддержку всех этапов проектирования на основе единой интегрированной базы данных.
Вопрос №5: (10 минут)
Перспективы развития информационных технологий и систем в машиностроении
-
Опережающее развитие интеллектуальных технологий и систем по сравнению с технологиями и системами материального производства.
-
Создание информационной экономики.
-
Глобализация информационных технологий и систем.
-
Разработка и создание принципиально нового технического обеспечения информационных систем и технологий обработки, передачи и защиты информации.
-
Переход к автоматизации процесса принятия решений.
-
Создание полноценного промышленного информационного производства.
-
Принципиально новые технологии подготовки и переподготовки кадров.
Название этапа
Продолжи
тельность,
мин.
Деятельность преподавателя
Средства
обучения
Деятельность студентов
Первичная проверка и закрепление понимания нового учебного материала
15
объясняет, как работать с компьютерной тестовой программой.
компьютерный тест, объяснение
-
запускают компьютерный тест;
-
отвечают на вопросы.
-
Первичная проверка и закрепление понимания
Компьютерный тест создан в программе Айрен ( IREN - Interactive Remote Education Network), автор - Останин С.Н., URL: irenproject.ru/
Пример тестового задания по теме занятия:
В нижеследующем задании укажите варианты правильных ответов
Основными целями компьютеризации инженерной деятельности являются:
-
сокращение цикла «проектирование-изготовление»
-
сокращение затрат на натурное проектирование
-
сокращение трудоемкости разработки программных сред
-
сокращение трудоемкости сопровождения программных средств
-
использование инструментальных сред проектирования
-
среди предложенных вариантов нет верного ответа
-
Подведение итогов. Заключение
Название этапа
Продолжи
тельность,
мин.
Деятельность преподавателя
Средства
обучения
Деятельность студентов
Подведение итогов
5
-
подводит итоги тестирования по пройденной теме,
-
Акцентирует внимание на рассмотренных вопросах;
-
отвечает на вопросы студентов;
-
даёт задание на самоподготовку к следующей лекции - повторить рассмотренный материал
компьютерный тест, объяснение
задают возникшие вопросы