Статья: тестовый контроль на уроках немецкого языка

Раздел Иностранные языки
Класс 7 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Г.В.Ускова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 90"г.Северска Томской области.

Рациональное управление учебным процессом по иностранному языку невозможно без четкой системы контроля за ходом становления речевых навыков и умений учащихся. В ходе контроля не только учитель получает представление о ходе обученности учащихся, но и каждый ученик получает возможность сознательно корректировать собственную речевую деятельность. Специфика контролирующей деятельности заключается в том, что, взятая отдельно, она не формирует знания, умения и навыки, а дает для организации обучения так называемую «обратную информацию». Поэтому содержание контроля неразрывно связано с методической концепцией.

Следует осознать важность применения адекватных и надежных методов контроля, которые давали бы учащимся и учителям полную картину того, что уже сделано в ходе учебного процесса и что еще предстоит сделать.

Благодаря тестовому контролю можно успешно управлять учебным процессом, усовершенствовать его, осуществляя дифференцированный подход к учащимся. Кроме того, с помощью тестового контроля учащимися усваивается лексико- грамматический материал, а так же можно внести элементы соревнования в тестовую методику для стимулирования и поддержания интереса школьников к занятиям немецким языком.

Одним из наиболее эффективных форм контроля является тест. Основное отличие теста от традиционной контрольной работы состоит в том, что он всегда предполагает измерения. Поэтому оценка, выставляемая по итогам тестирования, отличается объективностью и независимостью от возможного субъективизма учителя. Таким образом, главная черта теста - объективность, гарантируемая измерением, функция которого состоит в том, чтобы поставлять количественную информацию. В основе выполнения теста лежит сравнение, комбинирование языкового материала, установление тех или иных связей между отдельными элементами. Предполагая только выбор правильного ответа, тест требует осуществление тех операций, которые необходимы для функционирования слов в ситуациях речевого общения и функционирования речевой деятельности в целом. Для теста можно подобрать самый разнообразный материал и группировать его по самым различным признакам. Это позволяет предъявлять одни и те же слова для сравнения и анализа. С помощью теста можно организовать работу, которая требует осмысления достаточно изолированных аспектов языковых единиц. Тесты можно составить так, чтобы тот или иной признак слова мог быть объектом специального внимания и деятельности учащегося, являясь решающим для нахождения правильного ответа.


  1. Тест предполагает наличие двух постоянных компонентов:

- главного компонента, который может быть назван основой и содержит конкретную задачу, требующую поиска решения;

- ряда вариантов решения, среди которых следует искать правильный ответ.

Во втором компоненте теста всегда содержится только один правильный ответ.

  1. В силу двухкомпонентной структуры и только одного правильного ответа каждый пункт задания представляет собой задачу, решение которой требует выбора ответа по принципу его однозначного соответствия или несоответствия предложенной задачи.

Характерным для теста по иностранному языку является то, что в качестве основы и альтернатив в нем могут выступать как конкретные языковые единицы, так и вербально сформулированные признаки.

Цель теста может быть уточнена, исходя из того, какой вид контроля с его помощью реализуется. Чаще всего используются тесты, нацеленные на то, в какой степени учащиеся овладели тем или иным языковым материалов в конце каждого раздела учебника. Такие тесты реализуют промежуточный контроль. Используются тесты на двоичный выбор; избирательные тесты (выбор предложений несущих основную мысль; выбор из ряда картинок тех, которые иллюстрируют содержание прочитанного; расположение приведенных предложений так, чтобы получился рассказ). А так же дополнение предложений; комментирование устных утверждений учащихся; ответы на вопросы; связанный рассказ с ограничением во времени и употребления определенного количества фраз с помощью учителя.

В современных условиях необходим комплексный коммуникативный подход к тестированию. В комплексном коммуникативном подходе делается акцент на важность значения высказывания, а не на правильность его формы и структуры. Этот подход связан с тем, как язык используется в общении и предусматривает задачи, с которыми учащимся приходится сталкиваться в реальных жизненных ситуациях. Комплексный подход реализуется с помощью коммуникативного теста. Исходя, из того, что у одного того же ученика может по-разному проявляться владение языком в отдельных видах речевой деятельности, коммуникативный тест должен предполагать несколько измерений. Обязательными объектами контроля будут понимание речи на слух, говорение, чтение, письмо. Для комплексного коммуникативного подхода важным является не только контекст, но и использование аутентичных материалов, которые часто отражают культуру страны изучаемого языка. Кроме того, при данном подходе не делается разграничения между видами речевой деятельности. В первую очередь это касается устного общения: умение говорить на иностранном языке рассматривается вместе с умением понять собеседника в ходе речевого взаимодействия.

В практике преподавания немецкого языка используются все виды тестирования, например клоуз - тестирование. Принцип этого тестирования основан на теории о подсознательном закрытии, заполнении пробелов в деформированном тексте. Клоуз - тесты измеряют умение декодировать такие тесты, делая подстановки, используя всевозможные контекстуальные ходы. Для проведения клоуз - тестирования используется текст, в котором удаляются механически каждое 5 или 7 слово. Задача учащегося - восстановить каждый пропуск в тексте. Это хорошо видно на примере теста по сказке братьев Гримм «Der Froschkonig und der eiserne Heinrich»

In den alten Zeiten, ______ das Wunschen noch geholfen ______ , lebte ein Konig, dessen _____ waren alle schon, aber______ jungste war so schon, ______ die Sonne selber, die ______ so vieles gesehen hat, ______ ver wundene, so oft sie ihr _____ Gesicht schien.

Тест на знание грамматического материала по теме «Futurum», 7 кл.

Урок № 5. Тема: «Auf dem Lande». Учащиеся должны выбрать подходящий вариант соответствующей формы глагола в предложении.

Im Sommer _____ wir aufs Land fahren.

  • werde

  • werdet

  • werden

Ich will Zootechniker _____ .

  • werde

  • wirst

  • werden

Im Dorf _____ ich mich erholen.

  • werde

  • werdet

  • werden

Урок № 7. Тестовое задание для проверки навыков говорения. Устное выражение своих мыслей по поводу выбранной картинки.

Fragen zum Bild «Auf dem Lande»: Gibt es viel Arbeit auf dem Lande? Was machen die Bauern auf dem Lande? Giessen sie die Beete? Arbeiten sie physisch? Welche Tiere kann man auf der Viehfarm sehen?

Тестовый контроль - эффективная форма контроля навыков и умений учащихся, а также закрепления пройденного материала. Специфика тестов заключается в следующем:

- тест стимулирует интеллектуальную активность учащихся;

- оценка усвоения обширного материала;

- объективность;

- быстрота;

- экономичность;

- тест помогает управлять учебным процессом, усовершенствовать его;

- с помощью теста учащимися усваивается лексико - грамматический материал.


Литература


  1. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. - М.: Русский язык, 1987.

  2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. - М.: АРКТИ, 2000.

  3. Пассов Е.И. Методология методики: теория и опыт применения. - Липецк, РИЦ ЛГПУ, 2002.

Учитель немецкого языка, высшей категории МБОУ "СОШ №90" Г.В.Ускова.

г.Северск сот.89138110973 [email protected]



© 2010-2022