Технологии развития коммуникативных навыков младших школьников на уроках иностранных языков

Проблема преподавания иностранного языка в школе в настоящее время особенно актуальна. Изменения в характере образования все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов.   Основным методом преподавания иностранных языков, применяемым в наше время в школах, является коммуникативный метод, а его основной целью является обучение говорению. Говорение – чрезвычайно многоасп...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

А.С.Гельцер, учитель иностранных языков

МБОУ СОШ №3 город Барабинск Новосибирская область

Технологии развития коммуникативных навыков младших школьников на уроках иностранных языков.

Проблема преподавания иностранного языка в школе в настоящее время особенно актуальна. Изменения в характере образования все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов.

Основным методом преподавания иностранных языков, применяемым в наше время в школах, является коммуникативный метод, а его основной целью является обучение говорению. Говорение - чрезвычайно многоаспектное и сложное явление. Во-первых, оно выполняет в жизни человека функцию средства общения. Во-вторых, говорение - это один из видов человеческой деятельности. В-третьих, важно помнить, что в результате деятельности говорения возникает его продукт - высказывание. И как деятельность, и как продукт говорение обладает определенными признаками, которые служат ориентиром в обучении, т.к. подсказывают, какие условия нужно создать для развития говорения, а также являются критериями оценки результатов обучения.

Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное образование. В стандарте нового поколения большое значение уделяется самостоятельной работе обучающегося. В связи с этим огромную популярность в урочной деятельности приобретают такие технологии, как дифференцированное обучение, проблемное обучение как способ развития коммуникативной компетентности, технология критического мышления и метод проектов.

На мой взгляд, как показала практика, именно нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к изучению иностранных языков и повышают мотивацию учения. Эта работа основана на теоретических и методических изысканиях отечественных и зарубежных ученых. Таких как Пассов Е.И., Гальскова Н.Д., Рогова Г.В., Владимирова Л.П., Полат Е.С., Колкер Я.М., Устинова Е.С., и многих других. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке, поэтому подобная смена привычной обстановки целесообразна. Она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы. А это особенно актуально для учащихся начальных классов. Иностранный язык для малышей - это нечто новое, неизведанное для них. Поэтому очень важно уже на начальном этапе снять психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока осуществляются при обязательном участии всех учеников группы/класса, а также реализуются с использованием средств: слуховой и зрительной наглядности. Проведение таких форм занятий, как: урок - спектакль, урок - праздник, видеоурок, урок - экскурсия, урок - интервью и другие позволяют создать естественную языковую среду. Именно в живом общении происходит формирование коммуникативной компетенции, которая предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию.

Не менее эффективным видом нетрадиционных уроков иностранного языка является урок с использованием метода проектов. Этот метод направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Деятельность ученика креативная и ориентирована на его личность. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия. Не стоит также забывать о том, что учащиеся младшего школьного возраста сохраняют некоторые особенности предшествующего возрастного периода, когда ведущей деятельностью была детская ролевая игра. Они охотно принимают воображаемую игровую ситуацию, нереальный, сказочный или фантастический сюжет. Это позволяет применять на уроках сюжетные ролевые игры сказочного содержания.
Основное назначение иностранного языка состоит в овладении учащимися общения на иностранном языке, что является целью коммуникативной методики преподавания этого предмета. Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы.

© 2010-2022