Статья на тему: Интеграция английского языка и психологии как условие развития детской одаренности

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА И ПСИХОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ

Свинцова Е. Е.,

Сульженко Ю. А.

МБОУ СОШ № 49

г. Белгород

[email protected]

Какой главный признак настоящего таланта?

Это постоянное развитие, постоянное самосовершенствование.

В. В. Стасов

Современный мир требует от ребенка концентрации его способностей, умений и навыков. Он диктует ему правила поведения в обществе, навязывает определенные стереотипы. Но современное общество не заинтересовано в роботе, механически выполняющем нужные операции. На первое место выходит творчество, креативность, неординарность. Обладает ли этим одаренный ребенок? Какого ребенка сегодня можно назвать одаренным? Кто в ответе за развитие одаренности в современном обществе? Возможно ли развивать одаренность с помощью интеграции образовательного пространства?

В психологии до сих пор не сложилось общего представления о природе одаренности. Существуют два основных варианта объяснения природы этого явления:

  • Первый вариант предполагает, что каждый человек по-своему одарен. Данный вариант объяснения причины одаренности размывает специфику понятия «одаренность». Акцент смещается в сторону поиска «ключика» к способностям ребенка и методам их развития.

  • Второй вариант определяет одаренность детей как дар «свыше», которым наделены только избранные. Данный вариант делает актуальной проблему выявления одаренных детей, но ставит под сомнение возможность дальнейшего развития одаренности.

В последние годы новые социально-экономические и культурные реалии в России потребовали расширения функций иностранных языков как учебного предмета. Любая современная профессия немыслима без умений владения иноязычной речью. Однако, зачатки и предпосылки к изучению иностранных языков должны быть заложены еще в школе. Многое делается для того, чтобы участники образовательного процесса смогли проявить свои способности, пополнить так называемый «банк одаренных детей» по английскому языку. Наблюдения показывают, что развитие иноязычной коммуникативной компетентности невозможно без психологического сопровождения учащихся. Психология выступает направляющим вектором в решении этой задачи, поскольку содействует процессу личностного развития и способствует формированию активной социальной позиции обучающихся.

Для сопровождения одаренных детей нашего образовательного учреждения, их подготовки к участию в конкурсах по английскому языку, олимпиадах и разных уровнях мероприятий, педагогом-психологом школы и учителем иностранного языка был разработан авторский курс. Курс предполагает свою реализацию для учащихся 6-7 классов и позволяет решить целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционного подхода в обучении иностранному языку.

Целью интегрированного курса является создание условий для взаимосвязанного коммуникативного и социокультурного развития обучающихся средствами английского языка, овладения основами психологических знаний с помощью иностранного языка; способствование формированию активной социальной позиции обучающихся; содействие процессу развития одаренности.

Ввиду того, что программа учитывает возрастные особенности подростков, она позволяет не только приобщить детей к культурным ценностям англоговорящих и других народов, расширить лексический запас учащихся, развить культуру речи в целом, но и изучить основные психические процессы (которые в том числе свойственны им), а также понять, что такое личность, как формируется характер и открыть многие тайны своего «Я». В рамках программы подростки выступают в роли экспериментаторов, что, естественно, повышает их интерес к более глубокому проникновению в тайны своего внутреннего мира.

Не секрет, что занятия с одаренными обучающимися требуют нестандартного подхода, необычных форм реализации. Для осуществления данного курса нами был выбран такой вид организации деятельности учащихся, как психологический тренинг. Как показывает практика, наиболее успешно обучение осуществляется через игру, через проигрывание и переживание ситуации.

Социально-психологический тренинг - это форма специально организованного общения, психологическое воздействие которого основано на активных методах совместной групповой работы. В ходе тренинга значительно эффективнее решаются вопросы развития личности, успешно формируются коммуникативные навыки. Тренинг позволяет участникам сознательно пересмотреть сформированные ранее стереотипы и решить свои личностные проблемы.

Не следует забывать, что «одаренный ребенок» - это ребенок с более высокой, чем у его сверстников, при прочих равных условиях, восприимчивостью к учению, и более выраженными творческими проявлениями. Поэтому, интегрированный курс рассчитан на 10 занятий, в основе которых лежат следующие методические принципы:

  • интеграция основных речевых умений, навыков.

  • последовательное развитие основных речевых умений и навыков.

  • коммуникативная направленность заданий.

  • контекстуальное ведение лексики.

  • применение полученных умений и навыков на практике в специально созданных ситуациях.

  • соответствие материалов курса возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся.

В ходе работы с обучающимися используются разнообразные активные методы обучения: психологическая игра, метод групповой дискуссии, проективные методики рисуночного и вербального типов, арт-терапия, а также методы «репетиции поведения» и элементы психогимнастики.

При составлении тематического плана занятий для учащихся 6-7 классов были выбраны такие, которые связаны с самопознанием, саморазвитием, которые имеют тесную связь с психологией. Интегрированный курс был реализован по следующим темам: мир профессий, мои увлечения (хобби), мой характер, мой темперамент, общение в жизни человека, межличностные отношения, эмоции и чувства, конфликты и способы их преодоления, отношения с родителями, толерантность и агрессивность в современном обществе.

В ходе реализации программы нами были получены следующие результаты:

  1. У учащихся повысился уровень иноязычной компетентности, расширился лексический минимум.

  2. Сформировались представления об особенностях протекания психических процессов, о закономерностях развития психики человека.

  3. Сформировались адекватные способы поведения в различных ситуациях, расширился поведенческий репертуар подростка, т.к. в ситуации проведения психологического тренинга подросток в игровой форме проигрывает разнообразные варианты социально одобряемых форм поведения.

  4. Развилась способность к осознанию себя и своих возможностей, а также позитивная «Я-концепция», адекватная самооценка и уровень притязаний при общей положительной окрашенности, а также некоторые учащиеся преодолели чувство неуверенности в себе.

Диагностические данные позволяют сделать вывод, что интеграция образовательного пространства в школе является эффективным способом развития одаренности. Обучающиеся получают возможность раскрыть свои способности, талант, поскольку ситуация общения учитель-ученик является необычной и тем самым крайне притягательной для детей.

Интеграция английского языка с предметами школьной программы в общем, и с психологией в частности, в первую очередь способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся, помогает преодолевать психологический барьер в общении. Ребенок раскрывает себя как личность, творчески подходит к решению поставленных перед ним задач. А одаренному ребенку в современном мире крайне важно иметь опыт неформального межличностного общения с окружающими детьми.

Литература:

  1. Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: Занятия, игры, тесты. - М.: Первое сентября, 2005. - 207 с.

  2. Дзюина Е.В. Поурочные разработки по английскому языку к УМК М.З. Биболетовой и др. «Enjoy English 3»: 5-6 классы. - М.: ВАКО, 2012. - 384 с.

  3. Грецов А.Г. Тренинг развития с подростками. - С-Пб.: Питер, 2011. - 416 с.

  4. Савенков А.И. Психология детской одаренности. - М., Генезис, 2010. - 448 с.

  5. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей/ Ред.-составитель Д.Я. Райгородский.- Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. - 790 с.

© 2010-2022