Стратегии обучения чтению на английском языке

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Т.С. Сабельникова, преподаватель английского языка

Макеевской гимназии

Каждый человек, который умеет читать, обладает силой, чтобы увеличить себя, чтобы умножить пути, которыми он может жить, чтобы сделать свою жизнь полной, значительной и интересной.
Олдос Хаксли

Чтение - занимает одно из ведущих мест в процессе обучения по использованию, важности и доступности, так как чтение - это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Чтение на английском языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является, по мнению многих исследователей, самым необходимым для большинства людей. Процесс чтения базируется на технической стороне, то есть на навыках, которые представляют собой автоматизированные зрительно-речемоторно-слуховые связи языковых явлений с их значением, на основе которых происходит узнавание и понимание письменных знаков и письменного текста в целом и, следовательно, реализация коммуникативного умения чтения. Однако при обучении чтению важно не только формирование у обучающихся необходимых навыков и умений, обеспечивающих возможность чтения как опосредованного средства общения, но и привитие интереса к этому процессу.

Изучив методическую литературу, следует выделить особенности методики обучения чтению на начальном этапе:

-Изучение алфавита, букв, буквосочетаний как основы обучения;

-Обучение технике чтения, которая базируется на прочных связях графических (письменных), речемоторных и звуковых образов языковых явлений слов, сочетаний слов, грамматических норм и синтаксических конструкций) с их значением.

В начале обучения дети знакомятся с согласными буквами и теми звуками, которые они могут передавать. Буквы представляются не в той последовательности, как они представлены в алфавите, а в зависимости от частотности их появления в речевых моделях, которыми овладевают дети. Изучив все согласные буквы, параллельно увеличив свой словарный и речевой запас по нескольким учебным ситуациям общения, обучающиеся приступают к чтению гласных букв в различных словах. Важно то, что чтение в данном случае опирается на определенные навыки устной речи. Обучающиеся читают и пишут то, о чем они говорят. Происходит вторичное закрепление речевых моделей и перенос навыков устной речи на формирование определенных компенсаторных умений при чтении. В данном случае обучающиеся читают реальные слова, а транскрипционные значки лишь помогают установить определенные соответствия между графическим и звуковым образом различных слов. Уметь прочесть слово по транскрипции очень важно, поскольку это обеспечивает большую автономию для ученика и является гарантией успеха в самостоятельной работе. Однако в реальной жизни мы никогда не читаем тексты, написанные транскрипцией.

Безусловно, не стоит забывать о возрасте детей. В процессе обучения чтению на английском языке обучающиеся должны не только овладеть чтением как источником получения информации, но и пользоваться чтением для лучшего усвоения языкового и речевого материала. Если обучающиеся уже овладели основными навыками чтения, то на следующих этапах обучения чтению целью моих занятий является:

-чтение с пониманием основного смысла (ознакомительное чтение);

- чтение с пониманием понимания текста (изучающее чтение);

-чтение с целью поиска необходимой информации, которая интересует.

Для чтения с пониманием основного смысла следует выполнять упражнения следующего характера:

-прочитать заглавие и сказать о что может повествовать текст;.

-дать ответы на вопросы об основном содержании;

-из нескольких предложенных заглавий выбрать более подходящее;

-прослушать утверждения и исправить неправильные;

-выбрать из ряда рисунков те, что показывают содержание текста;

-ответить на вопросы;

-кратко пересказать основное содержание родным языком;

-высказать свое мнение о содержании, дать ему оценку (родным языком).

Чтение с полным пониманием текста (изучающее чтение или вдумчивое чтение выполняется в медленном темпе. Обучающиеся должны иметь уже глубокие знания по грамматике и практику в чтении текстов разных жанров. При этом, очень важно правильно подобрать тексты. Они должны быть несложные, аутентичные или адаптированные тексты разных жанров. Согласно методике преподавания английского языка упражнения, которые выполняются с целью формирования умений изучающего чтения и контроля полного понимания прочитанного текста, имеют следующий характер:

- ответить на вопросы об основном содержании и его деталей;

- выбрать из нескольких рисунков те, которые показывают главную мысль в тексте;

-определить, соответствует информация, предложенная в упражнении, основному содержанию текста;

-определить в тексте смысловые части;

- составить план тексту и подобрать к каждой части плана предложение из текста, которые его уточняют;

- сделать письменный пересказ текста;

- выполнить тест множественного выбора, альтернативного.

Чтение с целью поиска необходимой информации или информации, которая интересует формирует умения быстро просмотреть ряд материалов для конкретной информации. Данный вид чтения предусматривает наличие у обучающихся сформированных умений, необходимых для ориентирования в логико-смысловой структуре текста, нахождения и выбор нужной или заданной информации, объединение в логическое целое полученной информации из нескольких источников. Итогом работы с текстом может быть подготовка сообщения или реферата. Для организации выборочного чтения подойдут тексты, которые несут новую или интересную информацию. Контроль понимания прочитанного осуществляются при помощи следующих заданий:

-ответить на вопросы, касательно основной информации ;

-ответить на вопросы, которые касаются важных деталей;

-найти в тексте указанные факты;

-выполнить тест разного уровня сложности.

Следовательно, чтение как вид речевой деятельности является одной из главных практических целей обучения английскому языку. Но не менее важную роль играет чтение в обучающем процессе как средство обучения. Оно помогает в овладении языковым материалом, в его закреплении, обеспечивает запоминание лексических единиц, связей между ними, а также грамматических явлений, наполнения грамматических конструкций, порядку слов в структурах и т.д. Чтение помогает усовершенствовать умения устного говорения : во время чтения вслух или про себя функционируют ведущие языковые анализаторы- слуховые и языково-движимые, характерные для говорения. Умения читать дает возможность в случае необходимости подобрать необходимые печатные материалы и скооперировать их с целью подготовки устного сообщения.

Борзова Е.В. Тексты для чтения на начальном этапе обучения. //Иностранные языки в школе. - 1990 .2. Карманова Н.А. Подготовка учащихся к чтению на начальном этапе обучения. // Иностранные языки в школе. - 2001.

Горецкий, В.Г. Тематические и итоговые контрольные работы по чтению в начальной школе: метод. пос. / В.Г. Горецкий, Л.И. Ти кунова. - М., 2001.

Клычникова, З.И. Психологические осо бенности обучения чтению на иностранном языке / З.И. Клычникова. - М. : Просвещение, 1973.

Никитенко, З.Н. Формирование универ сальных учебных действий - приоритет на чального иноязычного образования / З.И. Ни китенко //

Иностранные языки в школе. - 2010. - № 6. 6. Примерные программы по учебным пред метам : Начальная школа ; в 2 ч. ; ч. 2. - 2е изд. - М. : Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).

© 2010-2022