Cтатья “Диалогическая речь – основа коммуникативного метода обучения на уроках английского языка”

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4


Диалогическая речь - основа коммуникативного метода обучения


По новым школьным учебно-методическим комплексам по английско-

му языку диалогическая речь является ведущей формой устной речи, и

структурные группы, положенные в основу обучения строевому материалу языка, построены в виде диалогических единств. Перемежающийся непос-

редственный характер диалогической речи ставит собеседников перед необходимостью сразу же реагировать на реплику. Поэтому вполне естественно, что исходной единицей диалогической речи является сочетание взаимообусловленных реплик двух собеседников -так называемое диалогическое единство. Диалогические единства могут классифицироваться по различным параметрам. Так, В. А. Бухбиндер и В. Штраусс на основе анализа различных источников выделяют 16 типов диалогических единств. Изучая диалогические единства, Л. С. Андреевская-Левенстерн выделяет как наиболее встречающиеся следующие их типы:

  1. Вопрос- повествование:

    • Where are my glasses?

    • They are on your table.

  2. Повествование-вопрос:

    • I read this article yesterday.

    • Did you like it?

  3. Вопрос-вопрос:

    • Will you go to the cinema with me?

    • Is the film interesting?

  4. Повествование-повествование:

    • I don't like this picture.

    • I don't like it either.

  5. Повествование-восклицание:

    • I have just come from London.

    • How interesting!

  6. Повествование-побуждение:

    • I have already translated the text.

    • Translate the next one, please.

В характеристике диалогических единств методическое значение

имеет выделение различных типов реплик. Cтимулирующие (инициативные) реплики включают такие разновидности: вопрос, cообщение, побужде-

ние.Реактивные реплики являются реакцией на стимулирующие реплики и выражают готовность что-либо сделать, согласие, одобрение, неодобрение, подтверждение в ответ на запрос информации. Основная функция реактивно-инициативных реплик состоит в том, чтобы ответить на стимулирующую реплику собеседника и в свою очередь в реплике-ответе употребить инициативную реплику для продолжения разговора ( ответ на побуждение и запрос информации). На уроке английского языка учащиеся, поэтапно овладевая стимулирующими и реактивными репликами, учатся сочетать их в трёх- и четырёхчленных единствах. Для рациональной организации обуче-

ния диалогической речи используются условно-речевые упражнения, цель которых заключается не только в формировании грамматических навыков говорения, но и в овладении репликами различного типа, умении сочетать их в диалогическом единстве.

И. Л. Бим, З. В. Корнеева, С. Ю. Николаева выделяют 4 уровня форми-

рования диалогической речи. На подготовительном этапе выполня-

ются на уроке английского языка ранее расмотренные условно-речевые упражнения.

На своих уроках я использую данные условно-речевые упражнения.

Рассмотрим их при изучении темы "Weather".

1. Імитация

T: Agree with me. The weather is sunny today. It's wonderful.

P1: You are right. The weather is sunny today. It's wonderful.

Cl: The weather is sunny today. It's wonderful.

2. Подстановка

Cтатья “Диалогическая речь – основа коммуникативного метода обучения на уроках английского языка”


Cтатья “Диалогическая речь – основа коммуникативного метода обучения на уроках английского языка”


Cтатья “Диалогическая речь – основа коммуникативного метода обучения на уроках английского языка”Cтатья “Диалогическая речь – основа коммуникативного метода обучения на уроках английского языка”

Cтатья “Диалогическая речь – основа коммуникативного метода обучения на уроках английского языка”


Cтатья “Диалогическая речь – основа коммуникативного метода обучения на уроках английского языка”


Cтатья “Диалогическая речь – основа коммуникативного метода обучения на уроках английского языка”

sunny

rainy

snowy

cloudy

windy

T: Look at these pictures. Describe the weather.

The weather is sunny in the first picture.

P1: The weather is rainy in the second picture.

P2: The weather is snowy in the third picture.

P3: The weather is cloudy in the fourth picture.

3. Трансформация + подстановка

T: Listen to my statements. Correct me if I'm not right. The weather is rainy in the first picture.

P1: You aren't right. The weather is not rainy in the first picture. The weather is sunny.

T: You like a sunny weather.

P2: You are right. I like a sunny weather.

T: Your friend likes a cloudy weather.

P3: You aren't right. My friend likes a snowy weather.

4. Самостоятельное составление диалога

T: Ask each other about the weather which you and your friends like.

P1: I like a sunny weather. What about you?

P2: I like a sunny weather too. The weather is sunny today.

P1: It's wonderful. Your friend likes a sunny weather too.

P2: You aren't right. My friend likes a snowy weather.

P1: Why?

P2: He likes to make a snowman and play snowballs in winter.

Отличительной особенностью диалогической речи является наличие в

в ней речевых штампов, клише. Поэтому очень важный этап развития на-

выков и умений диалогической речи - работа по усвоению штампов, которая должна проводиться параллельно с формированием грамматических навы-ков. Перед выполнением речевого упражнения языковых зрительных опор

быть не должно. Исключение составляет клише, которые делают реплику

естественной, живой: I think, I am sure, to my mind, in my opinion, as for me, you are right, I can't agree with you, as far as I can see, that's why I think (etc).


















© 2010-2022