- Преподавателю
- Иностранные языки
- Cтатья “Диалогическая речь – основа коммуникативного метода обучения на уроках английского языка”
Cтатья “Диалогическая речь – основа коммуникативного метода обучения на уроках английского языка”
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Долгих М.С. |
Дата | 22.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
4
Диалогическая речь - основа коммуникативного метода обучения
По новым школьным учебно-методическим комплексам по английско-
му языку диалогическая речь является ведущей формой устной речи, и
структурные группы, положенные в основу обучения строевому материалу языка, построены в виде диалогических единств. Перемежающийся непос-
редственный характер диалогической речи ставит собеседников перед необходимостью сразу же реагировать на реплику. Поэтому вполне естественно, что исходной единицей диалогической речи является сочетание взаимообусловленных реплик двух собеседников -так называемое диалогическое единство. Диалогические единства могут классифицироваться по различным параметрам. Так, В. А. Бухбиндер и В. Штраусс на основе анализа различных источников выделяют 16 типов диалогических единств. Изучая диалогические единства, Л. С. Андреевская-Левенстерн выделяет как наиболее встречающиеся следующие их типы:
-
Вопрос- повествование:
-
Where are my glasses?
-
They are on your table.
-
-
Повествование-вопрос:
-
I read this article yesterday.
-
Did you like it?
-
-
Вопрос-вопрос:
-
Will you go to the cinema with me?
-
Is the film interesting?
-
-
Повествование-повествование:
-
I don't like this picture.
-
I don't like it either.
-
-
Повествование-восклицание:
-
I have just come from London.
-
How interesting!
-
-
Повествование-побуждение:
-
I have already translated the text.
-
Translate the next one, please.
-
В характеристике диалогических единств методическое значение
имеет выделение различных типов реплик. Cтимулирующие (инициативные) реплики включают такие разновидности: вопрос, cообщение, побужде-
ние.Реактивные реплики являются реакцией на стимулирующие реплики и выражают готовность что-либо сделать, согласие, одобрение, неодобрение, подтверждение в ответ на запрос информации. Основная функция реактивно-инициативных реплик состоит в том, чтобы ответить на стимулирующую реплику собеседника и в свою очередь в реплике-ответе употребить инициативную реплику для продолжения разговора ( ответ на побуждение и запрос информации). На уроке английского языка учащиеся, поэтапно овладевая стимулирующими и реактивными репликами, учатся сочетать их в трёх- и четырёхчленных единствах. Для рациональной организации обуче-
ния диалогической речи используются условно-речевые упражнения, цель которых заключается не только в формировании грамматических навыков говорения, но и в овладении репликами различного типа, умении сочетать их в диалогическом единстве.
И. Л. Бим, З. В. Корнеева, С. Ю. Николаева выделяют 4 уровня форми-
рования диалогической речи. На подготовительном этапе выполня-
ются на уроке английского языка ранее расмотренные условно-речевые упражнения.
На своих уроках я использую данные условно-речевые упражнения.
Рассмотрим их при изучении темы "Weather".
1. Імитация
T: Agree with me. The weather is sunny today. It's wonderful.
P1: You are right. The weather is sunny today. It's wonderful.
Cl: The weather is sunny today. It's wonderful.
2. Подстановка
sunny
rainy
snowy
cloudy
windy
T: Look at these pictures. Describe the weather.
The weather is sunny in the first picture.
P1: The weather is rainy in the second picture.
P2: The weather is snowy in the third picture.
P3: The weather is cloudy in the fourth picture.
3. Трансформация + подстановка
T: Listen to my statements. Correct me if I'm not right. The weather is rainy in the first picture.
P1: You aren't right. The weather is not rainy in the first picture. The weather is sunny.
T: You like a sunny weather.
P2: You are right. I like a sunny weather.
T: Your friend likes a cloudy weather.
P3: You aren't right. My friend likes a snowy weather.
4. Самостоятельное составление диалога
T: Ask each other about the weather which you and your friends like.
P1: I like a sunny weather. What about you?
P2: I like a sunny weather too. The weather is sunny today.
P1: It's wonderful. Your friend likes a sunny weather too.
P2: You aren't right. My friend likes a snowy weather.
P1: Why?
P2: He likes to make a snowman and play snowballs in winter.
Отличительной особенностью диалогической речи является наличие в
в ней речевых штампов, клише. Поэтому очень важный этап развития на-
выков и умений диалогической речи - работа по усвоению штампов, которая должна проводиться параллельно с формированием грамматических навы-ков. Перед выполнением речевого упражнения языковых зрительных опор
быть не должно. Исключение составляет клише, которые делают реплику
естественной, живой: I think, I am sure, to my mind, in my opinion, as for me, you are right, I can't agree with you, as far as I can see, that's why I think (etc).