Статья «Использование здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе. »

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Использование здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе.»

"Здоровье до того перевешивает все остальные

блага жизни, что поистине здоровый нищий

счастливее больного короля".
Артур Шопенгауэр

Наше общество подвергается сегодня информационному шквалу. Каждое десятилетие объём информации удваивается, а каждые 7 лет обновляется на 50%, поэтому категория "объём знаний" перестаёт играть ведущую роль. Вопрос "что учить?" закономерно заменяется вопросом "как учить?"

По некоторым данным только 5% выпускников школ являются сегодня практически здоровыми, 25-30 % имеют отклонения при поступлении в школу. 50% учащихся теряют здоровье в начальной школе.

Всё это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через школу проходит всё население, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества. Малоподвижный образ жизни, несбалансированное питание, отсутствие ЗОЖ во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами тому. Кроме того - перегрузка учебного процесса - 40 % современных учебных программ рассчитаны на "продвинутых" детей.

Учитывая вышесказанное, основной целью является - развитие ребёнка при сохранении здоровья, т.е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразности. А значит, работа школы сегодня должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, и она может считаться полноценной и эффективной тогда, когда в полной мере и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.

Что такое здоровье?

Здоровье - это состояние полного психического, физического, социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

На здоровье школьника влияют две группы факторов. Первая группа - это факторы, не поддающиеся нашему управлению (экология, традиции ЗОЖ в семье, качественная и своевременная медицинская помощь и т. д.) Вторая группа - это управляемые факторы. Под этими факторами подразумевается организация здоровьесохраняющего характера обучения и оздоровительно-профилактических мероприятий, направленных на восстановление физического, психического и социального здоровья детей.

В связи с этим, я поставила одной из главных задач - внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий.

Прежде всего, были соблюдены учебно-организационные факторы, которые влияют на здоровье: подобрана мебель, соответственно возрасту детей, выдержан световой режим. В классе много растений, в том числе те, которые "оздоравливают" воздух (хлорофитум, аглаонема, аспарагус), борются с болезнетворными бактериями (амариллис, гипераструм). Расписание составлено в соответствии с нормами Сан Пина.

Класс участвовал в реализации школьной программы Медико-психолого-педагогической поддержки учащихся. Программа предусматривает укрепление иммунной системы как медикаментозными средствами, так и психологическими и педагогическими приёмами.

Задачи педагогического и психологического блоков программы:

- использование образовательных технологий, которые направлены на снижение утомляемости, уровня тревожности, повышение двигательной активности.

- формирование культуры здоровья.

В своей педагогической деятельности я большое внимание уделяла увеличению двигательной активности, т.к. напряжение различных групп мышц тела человека влияет на его работоспособность, утомляемость, эмоциональное состояние. Для этого использовала интерактивные формы организации учебного процесса. Они позволяют сочетать физическую, социальную и познавательную активность учащихся. Учащиеся меняют рабочие места, меняют виды деятельности, они неравнодушны к тому, что происходит вокруг - задают вопросы, отвечают, обмениваются мнениями, вносят дополнения, поправки, сами находят решение проблем.

В интерактивном обучении использую следующие формы организации учебного процесса:

  1. Пары сменного состава.

  2. Статичные пары.

  3. Статичные и мигрирующие группы.

  4. Фронтальная работа в кругу.

В школе введён третий час физкультуры "Подвижные игры". Программа разработана учителями физкультуры. Ребята вместе с учителем разучивают различные детские игры. Это тем более актуально, что современные дети вообще не знают подвижных игр, их единственным увлечением стал компьютер.

Работая в разных классах и учитывая индивидуальные особенности учащихся, на своих уроках английского языка для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых, в течение нескольких лет я использую элементы здоровьесберегающих технологий.

Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни.

По данным психологов, педагогов и медиков, иностранный язык является одним из самых трудных предметов. По 11-балльной шкале ранжирования учебных предметов по степени трудности на иностранный язык приходится 10 баллов (И.Т.Сивков), т. е иностранный язык по трудности является вторым предметом после математики и освоение его требует значительного напряжения высшей нервой деятельности учащихся, что приводит к усилению и снижению активного внимания.

Учебный процесс необходимо организовывать так, чтобы периоды интенсивного интеллектуального напряжения учащихся чередовались с периодами эмоциональной нагрузки.

На своих уроках я стараюсь учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость.

Я стремлюсь к тому, чтобы весь урок проходил непринужденно, в атмосфере положительных эмоций, а мой тон был бодрым и дружелюбным, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка.

Во время уроков обязательно использую физкультминутки. Мною подобраны физкультминутки для снятия напряжения мышц, для развития мышц спины, упражнения для развития мелкой моторики, игры на внимание, гимнастика для укрепления глазных мышц и др.

Динамические упражнения построены на движенияхHands up! Hands down!
Hands on hips! Sit down!
Hands up! To the sides!
Bend left! Bend right!
One, two, three! Hop!
One, two, three! Stop!
Stand still!

Hands up, clap, clap!
Hands down, clap, clap!
Turn yourself around and then you clap, clap!
Bend left, clap, clap!
Bend right, clap, clap!
Turn yourself around and then you clap, clap!

Hands on your hips, hands on your knees,
Put them behind you if you please.
Touch your shoulders, touch your nose,
Touch your ears, touch your toes.

Stand up and show me orange!
Hands up and show me blue!
Clap! Clap! Show me yellow!
Sit down. Nice of you!
Stand up and show me blue!
Hop! Hop! Show me red!
Sit down. Nice of you!
Stand up and show me grey!
Sit down and point to the green.
Clap! Clap! Show me pink.
Stop! Very nice of you.

Песенки также часто используются на уроках.

Hokey Pokey

If you are happy

Clap your hands

I can run - Nursery Rhymes & Kids Songs

One little finger

Упражнения для глаз:

1. Начертите на доске или другим способом букву S. Затем попросите детей глазами очертить ее сначала в одном направлении, потом необходимо поменять. При этом можно приговаривать скороговорку или рифмовку. Ее можно связать с изучаемой темой ( "Wealth is nothing without health").

2. Хорошим упражнением для глаз будет «письмо». Например, сначала можно написать какие-нибудь большие буквы на доске. Затем перевести взгляд на свою парту и там глазами «написать те же буквы». Затем на любом маленьком предмете. Как вариант, можно написать свое имя или любое слово.

3. Можно использовать стихотворный способ для расслабления глаз.

Look left, right
Look up, look down
Look around.
Look at your nose
Look at that rose
Close your eyes
Open, wink and smile.
Your eyes are happy again.

Дыхательная физминутка:

Дети, представьте, что мы воздушные шарики (We are balloons). Сейчас я буду считать, а вы на каждую цифру делаете глубокий вдох: one, two, three, four- дети делают 4 глубоких вдоха. По команде «Breath in!» необходимо задержать дыхание. Затем, я буду считать от 4 до 8, а вы делаете глубокий выдох «Breath out!» - four, five, six, seven, eight.

На формирование правильной осанки:

Начальное положение: put your legs aside, put your hands over the head.
1-5 - make circular motions with your body to the right;
5-6 - make circular motions to the left;
7-8 - put your hands down and shake them.
Repeat 4-6 times. The pace is medium.

Звуки - наши неизменные спутники. Они по-разному действуют на человека: радуют и раздражают, умиротворяют и придают силы, ласкают слух и пугают своей неожиданностью. Но для каждого из нас обязательно найдётся множество прекрасных музыкальных произведений либо звуков, улучшающих наше физическое и эмоциональное состояние. Поэтому включаю в физкультминутки звукотерапию.

Одной из важнейших форм релаксации являются игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции.

К таким играм относятся игры пантомимы. Вот примеры таких игр.

При изучении темы «My Animals» детям предлагается изобразить животное мимикой, жестами, движениями.

При изучении темы «My Day» детям дается задание изобразить действия, которые выполняются обычно в течение дня.

Новизна, ожидание чего-то необычного также служит снятию напряжения учащихся. Рассказ учителя, подобранный с целью снятия усталости и напряжения не носит учебного характера, а строится на понятном ученикам языке с использованием наглядности, мимики и жестов. Смех, вызванный забавной или остроумной историей, веселыми картинками также способствует снятию напряжения.

Необходимо уделять особое внимание профилактике перегрузок и стрессообразующих факторов при изучении иностранного языка. Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания, напряжению сил. Увлекаясь объяснением нового грамматического материала, беседуя с детьми по теме или читая текст, я всегда помню о здоровье школьников, о создании таких условий, которые обеспечили бы высокую работоспособность на протяжении всего урока и избежать переутомления. Чтобы помочь детям настроиться на овладение знаний в середине или в конце учебного дня им бывает необходима психологическая поддержка.

Я использую для этого элементы аутогенной тренировки. Аутогенная тренировка - это система приемов саморегуляции функций организма. Она позволяет активно управлять высшими психологическими функциями, укрепляет силу воли, улучшить внимание, регулировать частоту сокращения сердца, нормализовать дыхательный ритм. Центральной задачей аутогенной тренировки является регуляция собственных эмоций.

В средних и старших классах аутогенная тренировка обычно проводится в течение 3-5 минут в начале или в середине урока. Затраты времени полностью окупаются состоянием релаксации, затем повышением работоспособности.

Прежде чем приступить к аутогенной тренировке, необходимо уменьшить освещенность классной комнаты, включить тихую, спокойную музыку. После этого учащимся следует психологически настроить себя, принять удобную позу, отрегулировать дыхание, расслабиться.

Примеры комплексной релаксации.

Sit comfortably. Close your eyes.
Breathe in. Breathe out.
Let,s pretend it`s summer. You are lying on a sandy beach. The sun is shining. The sky is blue. The weather is fine. The light wind is blowing from the sea. The birds are singing. You have no troubles. No serious problems. You are quit. Your brain relaxes. There is calm in your body. You are relaxing. Your troubles flout away. You love your relatives and friends. They love you too. You are sure of yourself, that you have much energy.
You are in good spirits.
Open your eyes. How do you full?

Во внеурочное время активное участие принимали в Днях Здоровья. Это соревнования, беседы о ЗОЖ, о влиянии вредных привычек на здоровье человека, о профилактике зрения, о правильном питании.

Работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся невозможна без привлечения родителей. Разработан лекторий для родителей: "Здоровьесбережение", "Адаптация пятиклассников", "Взаимоотношения в семье", "Физкультура в семье", "Здоровое питание".

Здоровый ребёнок - хороший ученик. Ещё В.А. Сухомлинский писал: "Опыт убедил нас в том, что примерно у 85 % всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе - плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершено незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя".

Поэтому, создавая здоровьесберегающую среду в школе, мы достигаем двух целей:

  • Сохраняем здоровье учащихся.

  • Добиваемся положительных результатов в учебном процессе.

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого ученика, позволяет легче и успешнее овладевать необходимыми знаниями на уроке, преодолевать трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку.

Итак, здоровьесберегающая организация обучения и воспитания предполагает реализацию принципов здорового образа жизни, базирующегося на психолого-педагогических и санитарно-гигиенических основах, направленных на сохранении духовного и физического благополучия школьников.



© 2010-2022