Роль «Клуба друзей зеленой планеты» в развитии межкультурной компетентности старших школьников

Актуальность данной проблематики, на наш взгляд, обусловлена существующими в реальной педагогической практике противоречиями между: • потребностью общества в толерантных гражданах, способных достойно представлять ее в процессе межкультурного взаимодействия и недостаточным количеством внедренных в образовательную практику практических разработок эффективного формирования толерантности у школьников; • возможностями предмета «Иностранный язык» по формированию у школьников ценностных мировоззренческих установок, в том числе и толерантности и не разработанностью вопросов формирования межкультурной толерантности средствами иностранного языка в общеобразовательной школе; • наличием определенных представлений о межкультурной толерантности у учащихся и неготовностью применять их на практике, в повседневной жизни.
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль «Клуба друзей зеленой планеты» в развитии межкультурной компетентности старших школьников


Банзаракцаева Туяна Жамсуевна

МБОУ «Заиграевская СОШ»



Сегодня проблемы состояния природной среды, сохранения культурного разнообразия народов планеты вызывают озабоченность во многих странах.

Надо сразу сказать, что проблема формирования толерантной личности активно разрабатывается как в общей педагогике, что можно отследить по последним публикациям в теоретических журналах, как «Педагогика», «Воспитание школьников», так и в методике преподавания иностранных языков. В нашем профильном журнале «Английский язык в школе» только за последние два года этой проблеме посвящен целый ряд статей. В своей работе я основываюсь на концепциях ученых по методике преподавания иностранных языков, в частности на работах, которые посвящены социокультурному содержанию языка, формированию компетенций учащихся. Это работы таких исследователей как Е.М.Верещагин, Е.Г.Костомаров, С.Г.Тер-Минасова, И.И.Халеева, Зимняя И.А., Мильруд Р.П а также работы педагогов и психологов гуманистического направления как А.Маслоу, К.Роджерс. и российских ученых А.Г. Асмолов, Р.Р.Валитова, Б.С.Гершунский. Основная мысль в этих работах состоит в том, что система образования обладает уникальными возможностями по расширению знаний учащихся о других, непохожих на нас людях, их взглядах, культуре и формированию взаимной толерантности. Особая роль в этом отводится школе, где складываются взгляды на мир и ценностные ориентации молодых поколений, накапливается личный опыт общения.

Актуальность данной проблематики, на наш взгляд, обусловлена существующими в реальной педагогической практике противоречиями между:

• потребностью общества в толерантных гражданах, способных достойно представлять ее в процессе межкультурного взаимодействия и недостаточным количеством внедренных в образовательную практику практических разработок эффективного формирования толерантности у школьников;

• возможностями предмета «Иностранный язык» по формированию у школьников ценностных мировоззренческих установок, в том числе и толерантности и не разработанностью вопросов формирования межкультурной толерантности средствами иностранного языка в общеобразовательной школе;

• наличием определенных представлений о межкультурной толерантности у учащихся и неготовностью применять их на практике, в повседневной жизни.

Для разрешения этих противоречий перед современной школой сегодня стоят непростые задачи. Это, во-первых, максимальное использование потенциала учебных дисциплин, во-вторых, внедрение в реальную школьную практику разных видов и форм внеклассной и воспитательной работы, направленных на формирование у учащихся межкультурной толерантности как важного свойства личности, способного достойно представлять свою страну и проявлять уважение к другим народам в процессе межкультурного взаимодействия. Толерантность понимается нами как уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности; как добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира; как активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.

Многолетний опыт работы с детьми показал, что для воспитания молодого поколения в духе толерантности и ответственности за здоровую среду, нужна конкретная программа, привязанная к проблемам местного сообщества. С этой целью наш клуб, созданный в 2008 году, сосредоточил усилия на решение проблем межкультурного образования и привития ответственности за окружающий мир.

Работа клуба идет по нескольким направлениям: это социальные проекты, это экологические акции, и собственно межкультурные праздники, тренинги и классные часы. Ряд мероприятий как празднование Нового года по традиции разных народов мы организовали вместе с родителями моего класса. Также с родителями мы провели конкурс на приготовление национальных блюд, приуроченный празднику «Золотой осени», который проводится в школе ежегодно.

Из экологических акций мы организуем ежегодные походы в лес с целью уборки мусора на опушке леса весной и осенью, очищаем сакральное место как «Субуургаан». Также был проведен ряд флешмобов в защиту окружающей среды и нашего родного поселка « Сохраним поселок чистым».

Нашим клубом неоднократно реализуем социально ориентированные акции «Спешите делать добрые дела». Совместно с зам. директора по УВР Данжеевой Н.А. мы организовали ряд концертов в разных населенных пунктах района для помощи онкобольному мальчику с 8 «а» класса.

Работа клубов по интересам, на наш взгляд, имеет огромное воспитательное значение. С одной стороны поскольку дети не получают оценок, а принимают участие в них по собственному желанию, деятельность детей в них отличается большим творчеством, выдумкой, возможностью неформального общения. С другой стороны, для меня как педагога, эта работа приносит большое удовлетворение, так как большинство детей в нашем клубе проявляют повышенный интерес к иностранному языку и культуре других народов в частности.



© 2010-2022