Статья Педагогические условия эффективного формирования коммуникативной компетенции

 Рассмотрены   педагогические условия формирования коммуникативной компетенции, которая является  главной   целью обучения иностранному языку. Особое внимание уделено компьютерным технологиям на раннем этапе иноязычного образования как главному фактору оптимизации учебного процесса  на современном этапе и его переходу на качественно новый уровень.    Даны практические рекомендации по оптимальному выбору компьютерных программ на раннем этапе  иноязычного образования, проанализированы их недостатк...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Педагогические условия эффективного формирования коммуникативной компетенции





















Работу выполнила

Логинова Наталья Александровна

МБОУ « Космодемьянская СОШ»







п. Космодемьянский

2014

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В докладе международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в XXI веке говорится о том, что одна из приоритетных функций школы - «… научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность». Такие процессы межкультурной интеграции на национальном и международном уровнях обусловили модернизацию содержания языкового образования в России.

В соответствии с программными требованиями иностранный язык сегодня рассматривается в качестве «инструмента бикультурного развития личности, способствующего формированию у школьников целостной картины мира, социальной адаптации и расширению лингвистического кругозора» (ФГОС). Язык выступает как средство познания мира, приобщения к ценностям, созданным другими народами.

В настоящее время происходит усиление интереса к раннему обучению иностранному языку. Российский педагогический опыт (М.З. Биболетова, И.Н. Верещагина, Н.Д. Гальскова и др.) показывает, что в системе непрерывного образования изучение иностранного языка в начальной школе позволяет осуществить гуманизацию образования учащихся, усиливая их обучающую, развивающую, культурную и практическую направленности.

Специалисты считают, что пластичность природного механизма усвоения языка детьми раннего возраста, имитационные способности, природная любознательность и потребность в познании нового, а также отсутствие так называемого «языкового барьера» способствуют эффективному решению задач в обучении иностранному языку.

В настоящее время более важной становится информативная и воспитательная ценность раннего обучения иностранному языку, которая проявляется в раннем вхождении ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке. Ребенок начинает лучше осознавать явления собственной национальной культуры в сравнении с культурой стран изучаемого языка.

М.З. Биболетова считает, что в качестве основной цели обучения иностранным языкам на современном этапе рассматривается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и реальной готовности осуществлять иноязычное общение с носителями языка, а также приобщение школьников к культуре страны/стран изучаемого языка, лучшее осознание и понимание культуры своей собственной страны, умение представлять ее в процессе межкультурного общения. Раннее обучение иностранному языку в большей мере способствует формированию основ коммуникативной компетенции, позволяющих осуществлять иноязычное общение и взаимодействие детей, в том числе и с носителями языка, на элементарном уровне.

Разработкой теоретических и практических вопросов иноязычной коммуникативной компетенции занимались М.З. Биболетова, И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, И.А. Зимняя, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов, Е.Н. Соловова и др.

Отечественные исследователи (И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Р.П. Мильруд, В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова и др.) считают, что иноязычная коммуникативная компетенция - это способность полноценно общаться на иностранном языке в разнообразных ситуациях, что предполагает не только лингвистическую осведомленность и навыки использования языковых средств, но и наличие определенного состояния коммуникативной включенности-настроенности на общение, готовности к восприятию и пониманию партнеров, способности к адекватному, уместному и своевременному выражению своих мыслительных намерений.

Эффективность формирования иноязычной коммуникативной компетенции на раннем этапе во многом зависит от того, какие технологии используются в обучении иностранному языку. Применение компьютерных технологий в раннем иноязычном образовании значительно способствует оптимизации учебного процесса и его переходу на качественно новый уровень развития.

Как отмечают исследователи, компьютерные технологии существенно расширяют поле деятельности учителя: он имеет доступ к обширным базам данных, может использовать различные режимы руководства учебным процессом, интересные формы работы.

Компьютерные технологии способствуют более эффективному формированию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся: развивают необходимые коммуникативные умения в различных видах речевой деятельности, в занимательной форме презентуют социокультурную информацию о стране изучаемого языка, формируют основы самостоятельной учебной деятельности.

С психологической точки зрения компьютерное обучение иностранному языку значительно повышает уровень мотивационной готовности к изучению иностранного языка, создает психологически комфортную атмосферу на уроке, обеспечивает большую степень интерактивности в общении и адаптированности к нуждам конкретного ученика.

Однако многие специалисты (М.З. Биболетова, И.Л. Бим и др.) отмечают, что в современной школе наблюдается не столь активное внедрение компьютерных технологий в процесс обучения иностранному языку в начальной школе. Это связано с отсутствием единого подхода к разработке компьютерных учебников, нехваткой качественного программного обеспечения для учащихся младшего школьного возраста. В связи с этим многие учителя предпочитают работать, нацеливая учащихся на получение готовых знаний из привычных источников. Такая неадекватность учебного процесса потребностям детей изучать иностранный язык, ориентировка на усвоение только знаний, умений и навыков, а не на формирование иноязычной коммуникативной компетенции позволили нам выделить ряд противоречий:

1) между требованием повышения уровня владения учащимися иностранным языком в контексте складывающейся в стране социально-культурной ситуации и недостаточным использованием в школе инновационных технологий;

2) между требованиями к формированию у младших школьников иноязычной коммуникативной компетенции с помощью современных компьютерных технологий и недостаточным теоретическим обоснованием данного вопроса;

3) между необходимостью внедрения в учебный процесс компьютерного обучения иностранному языку и отсутствием целенаправленной практики применения компьютерных программ в начальной школе;

4) между требованиями к качеству компьютерных программ (адаптированность к индивидуальным и возрастным особенностям младших школьников, ориентированность на формирование иноязычной коммуникативной компетенции и др.) и недостаточным соответствием им компьютерных программ.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: выявить педагогические условия формирования иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников при обучении иностранному языку с применением компьютера. Поиск решения поставленной проблемы составил цель исследования, тему которого мы сформулировали следующим образом: «Формирование иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников с применением компьютера в процессе обучения».

Объект исследования: процесс обучения младших школьников иностранному языку.

Предмет исследования: процесс формирования у младших школьников иноязычной коммуникативной компетенции с применением компьютера.

Гипотеза исследования: формирование иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников с применением компьютера будет эффективным, если:

  1. Выявлены сущность, компонентный состав, критерии и уровни сформированности иноязычной коммуникативной компетенции.

  2. Разработаны и апробированы следующие педагогические условия:

а) учет возрастных, индивидуальных и коммуникативных особенностей младших школьников;

б) процесс обучения иностранному языку строится на основе принципов использования компьютерных технологий: интерактивность, дружественность интерфейса, адаптивность, диалоговое взаимодействие;

в) в процессе обучения иностранному языку реализованы функции компьютерного обучения: коммуникативная, организационно-стимулирующая, информативная, тренировочная, управляющая и контрольно-коррегирующая.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом, гипотезой были сформулированы задачи исследования:

  1. Выявить сущность, компонентный состав иноязычной коммуникативной компетенции.

  2. Определить критерии и уровни сформированности иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников.

  3. Разработать педагогические условия применения компьютерных программ по иностранному языку в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников.

  4. апробировать компьютерные программы по английскому языку как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников.

  • Теоретической основой исследования являются:

  • концепции развивающего личностно-ориентированного обучения (Д.Б. Эльконин), теории формирования коммуникативной компетенции (Н.И. Гез, И.А. Зимняя и др.), теории формирования иноязычной коммуникативной компетенции (И.Л. Бим, Р.П. Мильруд, Е.Н. Соловова и др.), современные подходы к обучению иностранному языку (Н.Д. Гальскова, Р.П. Мильруд, В.П.Кузовлев, Е.И. Пассов, В.В.Сафонова и др.), психолого-педагогические аспекты раннего обучения иностранному языку (М.З. Биболетова, И.Н. Верещагина, Н.Д. Гальскова), теории индивидуализированного обучения иностранному языку (В.П. Кузовлев, Е.И. Пассов), теории компьютерного обучения (Н.Ф. Талызина, Л.А. Цветкова и др.).

Основными методами исследования явились: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, анкетирование, наблюдение.

Научная новизна исследования:

- уточнены сущность, компонентный состав иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников;

- определена система критериев и уровней сформированности иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников;

- обоснован комплекс педагогических условий формирования иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников с применением компьютера.

Теоретическая значимость исследования:

- конкретизировано понятие иноязычная коммуникативная компетенция младших школьников и определен ее структурный состав;

- теоретически обоснованы дидактические требования к качеству обучающих компьютерных программ ;

- определены педагогические условия успешной работы с компьютерной программой.

Практическая значимость исследования:

- проанализированы и выбраны оптимальные компьютерные программы по английскому языку для младших школьников с учетом конкретных особенностей учебного процесса;

- найдены конкретные критерии для определения уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции;

- на основании результатов исследования будет скорректирована конкретная рабочая программа начальных классах .

Основные положения проекта

  • Иноязычную коммуникативную компетенцию можно рассматривать как необходимый и достаточный для определенного возраста уровень владения языковыми навыками, речевыми умениями и социокультурными знаниями, позволяющими учащемуся быть способным и готовым коммуникативно целесообразно и успешно осуществлять свое речевое поведение.

  • Иноязычная коммуникативная компетенция младших школьников является сложным структурным образованием, включающим следующие структурные компоненты: языковая, речевая, социокультурная, личностная и информационная компетенции.

  • Критериями уровней сформированности иноязычной коммуникативной компетенции выступают: языковая осведомленность, коммуникативно-речевая целесообразность оформления речи, социокультурная ориентировка, личностное целеполагание, учебно-познавательная продуктивность.

  • Процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции есть последовательный переход от элементарного уровня к среднему, от среднего к высокому.

  • Формирование иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников обеспечивается наличием следующих условий:

- учет индивидуальных особенностей;

- усиление социокультурной направленности содержания обучения иностранному языку;

- соответствие компьютерной программы ряду эргономических и лингвистических требований: интерактивность, дружественность интерфейса, адаптивность, диалоговое взаимодействие;

- реализация коммуникативной, организационно-стимулирующей, информативной, тренировочной, управляющей, контрольно-коррегирующей функций компьютерного обучения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Неуклонный рост интереса к раннему обучению иностранным языкам свидетельствует о том, что начальная школа переживает этап качественного преобразования и обновления. С пониманием важности раннего изучения иностранного языка в развитии личности ребенка повышается его роль в учебном процессе и реальной коммуникации, проявляющейся в повышенной мотивации к изучению иностранного языка и культуры и осознании своей личной ответственности за конечный итог этого процесса. Результатом такого изучения иностранного языка в начальной школе является формирование на элементарном уровне иноязычной коммуникативной компетенции школьников (Н.Д. Гальскова).

Анализ современной научной литературы позволяет говорить об иноязычной коммуникативной компетенции как о сложном структурном образовании, в определении которого отсутствует четкая стандартизация.

С психологической точки зрения коммуникативную компетенцию можно рассматривать как способность человека адекватно ситуации общения организовывать речевую деятельность в ее продуктивных и рецептивных видах (И.А. Зимняя.).

И.Л. Бим полагает, что иноязычная коммуникативная компетенция отражает картину иноязычного общения личности в коллективе, в данном национально-языковом сообществе, а ее методически интерпретированное конкретное содержание выступает в качестве коммуникативной программы обучения, включающей три аспекта: 1) материальный аспект, или средства языка и речи, 2) процессуальный аспект, или речевые действия в конкретных сферах и ситуациях общения, 3) идеальный аспект (предметы речи, темы, проблемы).

Исследования последних лет (Р.П. Мильруд, Е.Н. Соловова и др.) подтверждают тот факт, что иноязычная коммуникативная компетенция - многокомпонентное явление. Но существуют значительные расхождения во мнениях относительно количества компонентов и их взаимодействия. В период с 70-х годов по настоящее время было разработано и предложено несколько моделей иноязычной коммуникативной компетенции. В процессе формирования этих моделей наблюдается переход от простых типов к более сложным.

Проведение анализа компонентного состава иноязычной коммуникативной компетенции позволяет сказать, что рассмотренные нами точки зрения крайне неоднородны и универсальны в плане возраста учащихся. В рамках изучаемой нами проблемы необходимо определиться с более четкой структурой иноязычной коммуникативной компетенции применительно к младшему школьному возрасту и технологической базой обучения иностранному языку. Во всех рассмотренных моделях иноязычной коммуникативной компетенции базовым компонентом является языковая компетенция.

Языковая компетенция предполагает «овладение новыми языковыми средствами в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языках» (ФГОС).

С началом знакомства с новой языковой общностью ведущая роль принадлежит языку, который вводит ребенка в коммуникацию культур и собственно иноязычную коммуникативную деятельность, мерой развития которой является речевая компетенция.

Речевая компетенция - это развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме.

Работая над речевой компетенцией младших школьников, учитель развивает следующие умения: ориентироваться в различных речевых ситуациях и адекватно реализовывать свои коммуникативные намерения.

Изучение языка не может не сопровождаться изучением иноязычной культуры в ее сравнении и сопоставлении с родной культурой.

Е.И. Пассов определяет иноязычную культуру как неотъемлемый компонент содержания обучения иностранному языку. Без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Поэтому формирование социокультурной компетенции важно начинать с начального этапа изучения языка. Приобщение младшего школьника к иной культуре позволяет ему осознать себя как личность, принадлежащую к другой социокультурной общности, и воспитывает в нем терпимость и уважение к другому образу жизни.

Данная модель была бы неполной без дополнительных, не менее важных компонентов: личностной и информационной компетенции.

Личностная компетенция - определенный уровень мотивационной готовности к иноязычной коммуникации, осознание своей готовности и способности к иноязычной деятельности.

Многочисленные исследования (В.П. Кузовлев, Н.В. Кузовлева и др.) показали, что поддерживать высокий уровень мотивационной готовности помогают не только стиль работы преподавателя и учебник, но и новые информационные технологии.

По опросам учащихся, новые компьютерные технологии привлекают их и являются одним из главных их интересов. Это достигается за счет соблюдения принципов их использования: интерактивность, которая помогает ученику выстроить свою собственную траекторию общения и познания, развивает самостоятельность в принятии решений и культуру умственного труда; дружественность интерфейса, создающая удобство обмена информацией, оптимальный темп и режим взаимодействия, средства помощи и защиты от ошибок; адаптивность, являющаяся формой проявления индивидуального подхода в условиях компьютерного обучения иностранным языкам, когда обучающая система максимально приспособлена к возрастным и индивидуальным особенностям учащихся; диалоговое взаимодействие, позволяющее учащемуся вести обучение в диалоговом режиме с главными героями программы. Компьютерное обучение включает элемент игры, что для младших школьников создает возможности для управления процессом активизации учебно-познавательной деятельности (Н.В. Кузовлева). Использование компьютерных программ в учебном процессе будет способствовать формированию более высокого уровня личностной компетенции в частности и иноязычной коммуникативной компетенции в целом.

Для наиболее успешного ориентирования в информационном пространстве необходимо владение учащимися информационной компетенцией.

Информационная компетенция - это уровень владения умениями осуществлять компьютерную переработку иноязычной информации, дифференцированно ее оценивать, делать выбор и самостоятельно обрабатывать её, пользоваться словарями и справочниками, в том числе и электронными.

Работа по формированию информационной компетенции требует от учителя полностью пересмотреть свое место и роль на уроке. Учитель уже не является единственным транслятором знаний, а выступает в роли эксперта, который вместе с учениками исследует и анализирует языковой материал. Такой процесс взаимодействия учителя, учащегося и компьютера будет эффективен, если компьютерное обучение выполняет те же функции, что и учитель: коммуникативную, организационно-стимулирующую, информативную, тренировочную, управляющую и контрольно-корригирующую.

Компьютер позволяет индивидуализировать процесс обучения. Каждый ученик работает со своей скоростью и в индивидуальном режиме. Кроме того, в программах заложены задания разной степени сложности, что позволяет организовать эффективную работу с учащимися, у которых те или иные навыки находятся на различном уровне сформированности.

Практика применения компьютерных программ за рубежом , а также в России подтверждает, что с методической точки зрения преимуществом использования компьютера в формировании иноязычной коммуникативной компетенции является следующее: значительное улучшение качества письменной речи, так как она направлена на речевого партнера-носителя языка; существенное развитие языковых навыков и словарного запаса; более полное и глубокое восприятие культуры страны изучаемого языка, развитие навыков работы с компьютером, преодоление языкового барьера, дискомфорта и неуверенности в общении. Знания, полученные в результате такого использования компьютерных технологий, будут качественно отличаться от знаний, которые дает традиционная школа.

Работая с компьютером, учащиеся не только формируют иноязычную коммуникативную компетенцию, но и приобретают навыки общения и сотрудничества, что выводит их подготовку на более высокий качественный уровень.

Иноязычная коммуникативная компетенция, как психолого-педагогическое явление, поддается как качественному, так и количественному описанию.

Для объективной оценки сформированности иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников можно выделить следующие критерии: языковая осведомленность, коммуникативно-речевая целесообразность оформления речи, социокультурная ориентировка, личностное целеполагание и учебно-познавательная продуктивность. На основе вышеперечисленных критериев были выявлены и описаны три уровня, отражающие различия в сформированности иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников.

Высокий уровень: полная адекватность использования языковых средств оформления речевого высказывания, в речи минимальны отклонения от языковой нормы, способность вести беседу на иностранном языке, проводить аналогии при противопоставлении фактов родной и иноязычной культуры, хорошая социокультурная осведомленность, высокая внутренняя мотивация к изучению иностранного языка, хорошее понимание личных и общественных целей овладения иностранным языком, активное использование двуязычных словарей, компьютерных программ для самостоятельного изучения иностранного языка, владение умениями в поиске и обработке информации.

Средний уровень: достаточно адекватное использование языковых средств, приемлемое речевое поведение, небольшие трудности в выборе стратегии беседы, поверхностное представление о культуре страны изучаемого языка, инициативность и внутренняя мотивированность к изучению иностранного языка, понимание личностных и общественных целей овладения иностранным языком, владение умениями в поиске и обработке информации.

Низкий уровень: ошибочное употребление языковых средств, минимально приемлемое речевое поведение, нелогичность и непоследовательность в построении высказываний, низкая осведомленность в плане культуры страны изучаемого языка, безынициативность в изучении иностранного языка, низкая внутренняя мотивация, невладение умениями в поиске и обработке информации (текстовой, электронной).

В ходе исследования, опираясь на современные требования, предъявляемые обществом к уровню владения иностранным языком, тенденции изменения целей и содержания языковой подготовки младших школьников, особенности обучения иностранному языку с позиций социокультурного, личностно-ориентированного, индивидуализированного подходов и теорий компьютерного обучения, был выявлен комплекс педагогических условий эффективного формирования иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников с применением компьютера: учет возрастных, индивидуальных и коммуникативных особенностей развития личности, социокультурный и индивидуализированный подход к изучению иностранного языка, соответствие компьютерной программы ряду эргономических и лингвистических требований: интерактивность, дружественность интерфейса, адаптивность, диалоговое взаимодействие, реализация функций компьютерного обучения: коммуникативная, организационно-стимулирующая, информативная, тренировочная, управляющая и контрольно-коррегирующая.

Известно, что компьютер в обучении иностранному языку максимально индивидуализирует и оптимизирует учебный процесс, но при этом большинство электронных учебников представляет собой упрощенные справочники, которые не могут стать источником системного, углубленного знания, в них методически не продумана подача учебного материала. Большинству учителей неизвестны компьютерные программы для начальных классов, поэтому в своей деятельности они никогда их не использовали. Отсюда можно сделать вывод, что педагоги в своем большинстве осознают требования государства и общества к результатам подготовки учащихся начальной школы, но проявляют недостаточную готовность к их осуществлению.

При анализе компьютерных программ по английскому языку (ENJOY ENGLISH М.З. Биболетовой, «Enjoy English with Professor Higgins», Tandem, Dinosaur) наряду с достоинствами (сочетание обучающей и контролирующей функций, полная аутентичность учебных материалов, формирование слухопроизносительных и лексико-грамматических навыков и др.) были отмечены существенные недостатки (отсутствие возрастной направленности, нереализованность индивидуального подхода, неучтенность уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции, излишняя лингвистическая терминология). Все это делает компьютерные программы недостаточно эффективными для использования в начальной школе. В преподавании иностранного языка нереализованность компьютерного обучения, а также отсутствие единого методического подхода и концептуальной основы в разработке электронных учебников и программ ведет к снижению эффективности применения УМК, что отрицательно сказывается на качестве раннего иноязычного образования. Учебный процесс по иностранному языку может быть недостаточно эффективен по ряду причин: недостаточная информированность учителей в вопросах применения новых информационных технологий в обучении иностранному языку, ограниченное количество готовых стандартизированных программных продуктов для изучения иностранного языка для начальной ступени обучения, несоответствие компьютерных программ по иностранному языку возрастным и индивидуальным особенностям младшего школьного возраста, низкая мотивационная готовность учащихся к изучению иностранного языка.

Именно поэтому существует насущная необходимость проведения целенаправленной работы по ее формированию в условиях начальных классов с применением компьютера. Для решения данной проблемы необходимо выделить комплекс педагогических условий формирования иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников.

Затем необходимо изучить индивидуально-психологические особенности учащихся младшего школьного возраста и определить на данной основе типологические группы учащихся, а уже затем апробировать компьютерные программы для обучения иностранному языку в начальной школе.

Следующим этапом должно быть обучение иностранному языку младших школьников с применением компьютера, а также анализ результатов работы с последующими выводами.

Основным критерием в типологическом делении учащихся является функция коммуникации. Так, по этому критерию, происходит деление на коммуникативный тип и некоммуникативный тип.

Анализ типологических особенностей личности младшего школьного возраста позволит выяснить комплекс упражнений, необходимый для компьютерной программы, которые бы удовлетворяли психолого-педагогическим требованиям и основным закономерностям формирования иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников.

В процессе работы над этим проектом найдена компьютерная программа, которая является приложением к любому УМК по английскому языку для начальных классов (АВС Land): для второго класса школ с углубленным изучением иностранного языка и третьих классов обычных общеобразовательных школ. Основной целью ее использования является формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся начальных классов. Программа состоит из 4 уроков курса, в которых объединены 7 разделов, комплексно структурированных и находящихся в прямой зависимости друг от друга. Учащиеся от изучения одного раздела переходят к другому. Разделы представляют собой информационные блоки, включающие лексический материал (языковые и речевые единицы), элементарные грамматические конструкции, речевые схемы, позволяющие выстраивать собственные монологические и диалогические высказывания, тексты и диалоги.

Программа отвечает таким общедидактическим принципам, как учет возрастных и индивидуальных особенностей, наглядность, доступность и посильность, систематичность и последовательность, активность, сознательность, а также принципам обучения иностранному языку на основе использования компьютерных технологий: интерактивность, дружественность интерфейса, адаптивность, диалоговое взаимодействие. Проиллюстрируем это на конкретных примерах.

При изучении тем («Знакомство», «Семья», «Времена года», «Счет», «Страна изучаемого языка» и т.д.) у учащихся, по утверждению авторов , должны развиваться элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме, происходит коммуникативно-психологическая адаптации учащихся к новому языковому миру посредством представления реальных коммуникативных ситуаций, представленных в диалогах и монологах.

Навигация программы (формы предъявления материала, система подсказок, реагирование на ошибки, постановка проблемных ситуаций, выбор форм устного или письменного реагирования, оценка выполненного задания, графического или звукового сопровождения) была создана на основе возрастных и индивидуальных особенностей данного возраста (речевых способностей, памяти, внимания, мышления, воображения, коммуникативной активности-пассивности, уровня мотивационной готовности).

Программа включает такие упражнения, которые являются посильными и доступными для данного возраста: составление небольших монологических и диалогических высказываний, восприятие и понимание простых сообщений, чтение небольших текстов с изученными лексическими единицами и грамматическими структурами и т.д.

В процессе работы с программой проводится автоматическая проверка правильности выполнения заданий (что является критерием усвоения), реализуется диалоговое взаимодействие и интерактивность. Ребенок получает предупредительные сигналы светофора: красный цвет - допущено 2-3 ошибки, требуется повторить материал еще раз; желтый - 1-2 ошибки, подумай; зеленый - все правильно. Сигналы светофора являются, в свою очередь, независимыми способами промежуточного контроля. А система подпрограмм, на которые можно перейти в процессе деятельности в зависимости от индивидуальных особенностей, представляет учащимся возможность работать в своем темпе и выполнять упражнения разными способами.

Также компьютерная программа предлагает эпизодический инструктаж в форме сообщений, ссылок, словаря, при этом запрос звуковой и графической подсказок (по желанию учащихся) может осуществляться в любой момент, что обеспечивает дружественность интерфейса. Такой подход не создает стрессовых ситуаций в деятельности учащихся, что исключает излишнюю эмоционально-негативную перегрузку.

Принцип систематичности и последовательности реализуется через систему различающихся по степени сложности заданий, предъявляемых в зависимости от степени прохождения и усвоения материала курса. Работа над учебным материалом происходит посредством интерактивного общения с главными героями программы - персонажами английских детских сказок, являющимися партнерами по коммуникации и создающими речевые проблемные ситуации, имитируя обычную среду общения.

Программа реализует функции компьютерного обучения: коммуникативную (производится диалоговое взаимодействие между программой и пользователем, все упражнения носят коммуникативный характер), организационно-стимулирующую (структура программы и ход выполнения упражнений обеспечивают продвижение учащегося от простого к сложному, система подсказок и постановка заданий стимулируют мотивацию к изучению иностранного языка), информативную (текстовые задания включают информацию социокультурного характера), тренировочную (система упражнений обеспечивает полную отработку разных групп навыков и умений), управляющую (навигация программы обеспечивает четкое регулирование хода усвоения материала), контрольно-коррегирующую (система оценки и подсказки на определенном этапе работы координирует деятельность учащегося).

Авторы утверждают, что ход учебной деятельности, реализуемой компьютерной программой, позволяет учащимся сформировать умения оценивать ситуации общения с личностных позиций и позиции партнера по коммуникации, продуктивно осуществлять речевое поведение, устанавливать и поддерживать контакт с партнерами по общению, сообщать и запрашивать информацию; в процессе чтения и аудирования текстов понимать основное содержание, воспринимать полностью или выявлять более значимую информацию, используя догадку, словарь, комментарии и другие опоры; развивать рефлексивную самооценку, толерантность; повышать уровень мотивационной готовности; формировать умения работать с компьютерной техникой; формировать умения и навыки самостоятельной работы учащихся.

На основании исследований Е.В. Солоповой был сделан вывод, что уровень иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников в ходе экспериментальной деятельности с применением компьютерной программы «ABC Land» повысился. Этот факт свидетельствует о том, что авторами были правильно учтены психолого-педагогические условия формирования иноязычной коммуникативной компетенции, и разработанная компьютерная программа отвечает основным требованиям, предъявляемым к электронному учебному пособию, реализуя в полной мере свои технические и психолого-педагогические особенности.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: компьютерные программы, применяемые для изучения иностранного языка в начальных классах, - это современное эффективное средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции, обладающее высокими дидактическими возможностями, несущее в себе огромный мотивационный потенциал, соответствующее принципам индивидуализации обучения и позволяющее учитывать психологические особенности младшего школьного возраста.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что выполнение комплекса педагогических условий позволило обеспечить успешное формирование высокого уровня иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников.

Основные выводы:

  1. Иноязычная коммуникативная компетенция является необходимым условием эффективной коммуникации на иностранном языке. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников - это сложный и многоступенчатый образовательный процесс, который должен обеспечиваться согласованностью и взаимосвязанностью целей, задач, содержания и технологий обучения иностранному языку, а также профессиональной компетентностью учителя и последовательностью учебных воздействий.

  2. Компьютерное обучение иностранному языку младших школьников будет эффективным при достижении ими определенного уровня ее сформированности.

  3. Критериями сформированности иноязычной коммуникативной компетенции являются языковая осведомленность, коммуникативно-речевая целесообразность оформления речи, социокультурная ориентировка, личностное целеполагание и учебно-познавательная продуктивность.

  4. Успешное формирование иноязычной коммуникативной компетенции обеспечивается реализацией комплекса педагогических условий: регулярное, систематичное и последовательное применение компьютерных технологий в учебном процессе, соответствие компьютерной программы основным эргономическим и лингводидактическим требованиям (принципы построения и функционирования), учет возрастных, индивидуальных и коммуникативных особенностей развития младших школьников, согласованность содержания программы с требованиями ФГОС и школьной программой по начальному языковому образованию, реализация личностного и социокультурного подходов в ходе компьютерного обучения.

  5. Применение компьютерного обучения в языковом образовании значительно повышает уровень преподавания иностранного языка. Компьютерные программы, специально разработанные для системы раннего обучения и учитывающие личностный контекст получения знаний, формирования умений и навыков, значительно повышают мотивационную готовность учащихся, способствуют их активной мыслительной деятельности, стимулируют познавательные потребности, максимально индивидуализируют учебный процесс.

Данная работа не исчерпывает всех аспектов многогранного процесса формирования иноязычной коммуникативной компетенции с применением компьютера в системе начального образования. Для достижения поставленной цели кроме применения компьютерной программы, обеспечивающей эффективного достижения коммуникационной компетенции, необходимо также использование и других инновационных компьютерных технологий.

Литература
1.Бим И.Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского). Обнинск: Титул, 2001. -48 с.
2.Выготский Л. С. Учения об эмоциях М.: Высшая школа, 1984. - Т.5. -298с.
3.Гальскова, Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам . М.: Айрис - пресс, 2004. - С. 75-89.
4.Зимняя И.А. Компетентностный подход: каково его место в системе современных подходов к проблеме образования .Высшее образование сегодня. - 2006. № 8. - С. 20 -26.
5.Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе. Под ред. Е.И. Пассова, В.Б. Царьковой М., 1993. -156 с.
6.Пассов Е.И. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества. Иностранные языки в школе. 1987. - № 6. - С.12-19.
7. Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных коммуникаций .Иностранные языки в школе. 2000. - № 5. -С. 6-11; № 6. - С. 18-24.
8. Полат Е.С. Разноуровневое обучение. Иностранные языки в школе. 2000. - № 6. - С.4-11; 2001. - № 1. - С.4-8.
9. Соловова Е.Н. Подготовка учителя иностранного языка с учетом современных тенденций. Иностранные языки в школе. -2001. -№ 4.- С.15-17.
10.Солопова Е.В. Иноязычная коммуникативная компетенция младших школьников и способы ее формирования. Журнал филологического ф-та СПбГУ. - СПб., 2007. - В.1.
10. Тер - Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Гардарики, 2000. - 289 с.
11. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. 215 с.
12. Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития. Вопросы психологии. -1993. -№ 1. С.24-32.

Информационные ресурсы

  1. edu.ru

  2. window.edu.ru

  3. fcior.edu.ru

  4. school-collection.edu.ru

  5. school.edu.ru

openclass.ru

© 2010-2022