• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • «Использование системы методов и приемов, направленных на развитие самоконтроля и самооценки младших школьников в процессе учебной деятельности»

«Использование системы методов и приемов, направленных на развитие самоконтроля и самооценки младших школьников в процессе учебной деятельности»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)  ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки в начальных классах является актуальным в настоящее время. Развитие нашего российского общества ...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка

учителя английского языка МБОУ СОШ №69

Костиной Елены Игоревны.

«Использование системы методов и приемов, направленных на развитие самоконтроля и самооценки младших школьников в процессе учебной деятельности»

1. Описание системы работы, направленной на развитие навыка самоконтроля и самооценки.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Самооценка - это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки в начальных классах является актуальным в настоящее время.

Развитие нашего российского общества повышает требования к формированию активной, созидающей личности, поэтому делают особо значимыми исследования проблемы становления процессов регуляции, которые позволяют человеку выступать как истинному субъекту своего собственного поведения и своей деятельности, а также самостоятельно определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации.

Вопросы, которые связаны с развитием самооценки, входят в круг центральных проблем педагогической и возрастной психологии. Умение оценить себя закладывается в самом раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Самооценка - это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки в начальных классах является актуальным в настоящее время.

Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Совершенно четко выявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и ученика, начиная с начальной школы.

Оценочная деятельность учителя - основа для формирования самооценки у обучающихся. Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться. Методическая сторона сводится к применению в учебном процессе преимущественно индивидуальных эталонов, создающих условие для рефлексивной оценки учащимися своих действий.

В своей работе я использую следующие основные функции самооценки:

- констатирующая - на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);

- мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);

- проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).

Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

Необходимо приучение ребенка к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, эта оценка самая важная, так как она позволяет двигаться дальше самостоятельно, а не оглядываться на окружающих: а что они скажут, как оценят мои действия.

В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат, поэтому для формирования адекватной самооценки младших школьников мною используются следующие формы:

1. «Светофор».

Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяется так называемый «Светофор». Во втором классе предлагается детям зажигать цветные огоньки в специальных блокнотиках самооценки. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

2. «Говорящие рисунки»

Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улы­бающееся лицо.

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получа­лось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ».

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.

«Использование системы методов и приемов, направленных на развитие самоконтроля и самооценки младших школьников в процессе учебной деятельности»

3. «Лесенка успеха»

«Использование системы методов и приемов, направленных на развитие самоконтроля и самооценки младших школьников в процессе учебной деятельности»

1-я ступенька - ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я и 3-я ступеньки - у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

4-я ступенька - ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.

4. «Карточка сомнений»

+ - «Я понял все»;

- - «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;

? - «Не понял».

На уроках при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:

V - УЖЕ ЗНАЛ ЭТО

+ - НОВОЕ

? - НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС

0 - ДУМАЛ ИНАЧЕ

5. «Волшебные линеечки»

«Волшебные линеечки», описанные Г.А. Цукерман, являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:

- позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного);

- удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;

- помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).

Вот как можно оценить письменную работу:

«Использование системы методов и приемов, направленных на развитие самоконтроля и самооценки младших школьников в процессе учебной деятельности»

После самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже.

Этими линеечками можно пользоваться, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ребенку оценить свои возможности и результаты.

6. «Дерево успехов»

Итоги изучения какой-либо темы можно подводить на «Дереве успехов». После уроков дети прикрепляют на дерево (нарисован плакат) плод, цветок или листок: яблоко - все удалось, цветок - неплохо поработал, но что-то не совсем получилось, листок - сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.

7. Листы индивидуальных достижений.

Для объективного и систематического оценивания учебных достижений ученика, диагностирования качества образовательного процесса на каждого ученика по основным предметам заводится «Лист индивидуальных достижений», в который заносятся планируемые результаты по учебному предмету. Успехи фиксируются условными обозначениями («Светофор»).

Фиксация достижения планируемых личностных и метапредметных результатов осуществляется в листах «Мои успехи в формировании УУД».

Благодаря дифференциации самооценки и оценки учащийся не чувствует себя ущербным, он понимает, что если что-то не получается сейчас, он сможет, приложив усилия и потренировавшись, выполнить задание позже и продемонстрировать положительный результат.

К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля обязательно привлекаются родители учеников, чтобы были единые требования в школе и дома. На родительских собраниях и на индивидуальных консультациях проводятся беседы о способах формирования и значении самооценки и самоконтроля. Родители, которые принимают участие в формировании у своего ребёнка адекватной самооценки и навыков самоконтроля, впоследствии реально оценивают возможности и учебную деятельность своих детей. Опыт показывает, что при совместной работе учителя и родителей результаты получаются более высокие и поставленные цели достигаются быстрее.

Ребёнок с адекватной самооценкой сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе, в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни.

Следует отметить, что уже за первый год обучения были достигнуты положительные результаты работы по формированию самооценки младшего школьника:

- осознанное восприятие учащимися учебного материала, понимание границ своих знаний;

- повышение уровня ответственности за учебную деятельность;

самооценка и самоконтроль постепенно переходят во внеучебную деятельность;

- в поступках детей уже чувствуется умение предвидеть результаты их деятельности, большинство умеют прогнозировать последствия;

- дети проявляют способность к оценке собственных изменений на основе чувства долга, навыков самопознания;

- уверенность в способности освоения для самореализации и самоутверждения социального опыта;

- умение оценить свое положение в системе социальных отношений «взрослый - сверстник - я».

Для развития навыка самоконтроля были подобраны методы и приемы, которые были включены в учебно-воспитательный процесс. Эти методы и приемы использовались как на уроках, так и во внеклассной работе.

Основными методами и приемами, которые использовались во время проведения практической работы были:

- сверка с написанным образцом;

- проверка по инструкции;

- взаимопроверка с товарищем;

- коллективное выполнение задания и коллективная проверка;

- сочетание коллективной и индивидуальной работы;

- выполнение задания по алгоритму;

- проверка с помощью сигнальных карточек;

- подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального.

Учащимся для осознания самой цели самоконтроля постоянно нужен внешний контроль, поэтому в начале работы с учащимся превалировали контроль учителя, а также взаимоконтроль по продукту и взаимоконтроль по процессу.

Для этого разрабатываются и предлагаются учащимся специальные алгоритмы по организации своей деятельности.

Например, на уроке при проведении работы, направленной на развитие у учащихся навыка описывать картинку, учащимся был предложен предложен алгоритм оценивания деятельности своего одноклассника.

На уроках при изучении стихотворного материала или при проведении работы, направленной на развитие у учащихся навыка выразительного чтения (чтение по ролям) учащимся был предложен алгоритм оценивания деятельности своего одноклассника, требования к выразительности чтения.

Требования к монологическому высказыванию- описанию картинки.

1. Понимание темы.

2. Правильный выбор слов и интонации

3. Правильный выбор и использование грамматических структур (структуры предлагаются)

4. Правильное произношение слов.

5. Логические ударения и паузы.

Большое внимание уделяется формированию умения устанавливать, анализировать допущенные ошибки и выявлять их причины, исправлять работу на основе данных самооценки и уточнять план ее выполнения, совершенствовать этот план.

Во внеурочное время проводятся внеклассные занятия также направленные на развитие этих умений и навыков.

2. Анализ результатов проведенной работы по развитию навыка самоконтроля и самооценки.

Использование описанных методик по формированию навыков самоконтроля и самооценки я начала в конце 3 класса. И если в начале ребята испытывали затруднения при просьбе оценить свои достижения, то сейчас, спустя год, уже с удовольствием составляют свои самостоятельные карты достижений, определяют проблемные места и пытаются спланировать свою деятельность по ликвидации пробелов.

Карта достижений.

Например, проблемным моментом было восприятие аудиозаписи учениками. Ребята испытывали нервозность перед прослушиванием, боясь не ответить на вопрос и не выполнить задания по прослушанному тексту. Мы совместно с ними разработали несложную карту достижений под названием «Я умею слушать аудиотекст». Впервые данная карта была заполнена учениками в апреле 2014 года, и мы имели следующие результаты, где

«+++» -« умею очень хорошо»

«++»- «умею»

«+» - «умею, но иногда не получается»

«-« - «не умею»

Фамилия, имя учащегося

Умею настроиться на внимательное прослушивание аудиозаписи.

Умею находить ответ на главный вопрос при первом прослушивании текста.

Умею выполнять предложенные задания после второго прослушивания.

Умею догадываться о значении незнакомых и непонятных мне слов.

Я доволен результатом своей работы

Учащийся 1

+

+

-

-

-

Учащийся 2

-

++

+

+

-

Учащийся 3

++

+

+

+

+

Учащийся 4

++

++

++

+

+

Учащийся 5

+

+

+

+

+

Учащийся 6

-

+

+

+

-

Учащийся 7

-

++

+

+

-

Учащийся 8

++

++

+

+

_

Учащийся 9

+

-

+

+

+

Учащийся 10

+

-

+

+

+

Учащийся 11

++

++

+

+

++

Учащийся 12

+

-

+

+

+

Учащийся 13

+++

++

++

-

+++

Учащийся 14

-

+

+++

-

-

Такую карту мы заполняли по истечении каждого месяца работы, и, наконец, к концу 2 четверти 2014-2015 учебного года она стала иметь такой вид:

Фамилия, имя учащегося

Умею настроиться на внимательное прослушивание аудиозаписи.

Умею находить ответ на главный вопрос при первом прослушивании текста.

Умею выполнять предложенные задания после второго прослушивания.

Умею догадываться о значении незнакомых и непонятных мне слов.

Я доволен результатом своей работы

Учащийся 1

+++

+++

+

+

++

Учащийся 2

++

++

+

+

++

Учащийся 3

++

+++

+

++

+++

Учащийся 4

+++

++

+++

+

++

Учащийся 5

+

++

+

+

+

Учащийся 6

++

+++

+

+

++

Учащийся 7

++

++

++

+

+

Учащийся 8

++

++

+

+

+

Учащийся 9

++

+

+

+

+

Учащийся 10

++

+

+

+

+

Учащийся 11

+++

++

+

+

++

Учащийся 12

++

-

++

+

+++

Учащийся 13

+++

++

++

+

+++

Учащийся 14

+

+

+++

-

+

Проанализировав эти две таблицы, можно сделать вывод о том, что ребята постепенно научились справляться с трудностями, которые испытывали ранее, многократно возросла степень удовлетворенности результатом своей работы. Я считаю, что это случилось благодаря тому, что мы научились диагностировать основные трудности, с которыми нужно бороться и это осознание привело к положительному результату.

После повторного проведения данных методик можно наблюдать положительную динамику развития навыка самоконтроля в результате использования методов и приемов на каждом уроке.


© 2010-2022