Обобщение педагогического опыта по теме Интегрированный курс. Иностранный язык и регионоведение

В данном материале представлены: выступление на курсах повышения квалификации учителей иностранного языка на областном уровне в рамках «круглого стола» по теме «Интегрированный курс. Иностранный язык и регионоведение.» и презентация к данному выступлению. Главными целями этого курса являются развитие и совершенствование коммуникативной компетенции учащихся, а также расширение содержательной основы обучения иностранным языкам за счёт овладения учащимися определённым объёмом региональных...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад для защиты на курсах повышения квалификации учителей иностранного языка на областном уровне в рамках «круглого стола» по теме «Интегрированный курс. Иностранный язык и регионоведение.» (г. Курск, 25.03.2016г.)


Выполнила: Ушакова Ольга Юрьевна,

Учитель немецкого и английского языков,

МОУ «Лицей № 5», г.Железногорска,

Курской области


Развитие деловых и личных контактов, расширение и укрепление экономических и культурных связей между народами выдвигают перед школой в области обучения иностранным языкам на первый план задачу - воспитание человека, главным достоянием которого являются общечеловеческая культура и общечеловеческие ценности. Эта задача непосредственно связана с проблемой взаимопонимания людей, их духовной связи и поиска общих путей осуществления прогресса.
Одним из путей решения данной проблемы может быть приобщение учащихся к культурному наследию и духовным ценностям своего народа и других народов мира. Особая роль в этом принадлежит иностранным языкам, с помощью которых и осуществляется непосредственный и опосредствованный диалог культур - иностранной и родной.

Равноправный диалог речевых партнёров предполагает не только достойный уровень владения иностранным языком, но и наличие у них экстралингвистических знаний о стране изучаемого языка и о своей собственной стране, регионе.

Практика показывает, что знания о своей стране или о регионе проживания используются в обучении иностранным языкам фрагментарно и несистематично.

Широкое развитие межрегиональных официальных контактов на международном уровне, а также развитие «народной дипломатии», требующей неформального общения в различных сферах жизни, необходимость реализации регионального компонента обучения, - все это меняет отношение к региональным знаниям. И мы разработали интегрированный курс «Иностранный

язык и регионоведение». Главными целями этого курса являются развитие и совершенствование коммуникативной компетенции учащихся, а также расширение содержательной основы обучения иностранным языкам за счёт овладения учащимися определённым объёмом региональных знаний. Региональные знания должны служить средством повышения общеобразовательного уровня и совершенствования владения иностранным языком.

Основу лингвистического содержания курса «Иностранные языки и регионоведение» составляют знания учащихся о регионе, полученные ими в первую очередь в ходе изучения школьных учебных предметов гуманитарного и естественного циклов, а также в процессе самостоятельной работы. К ним относятся географические, исторические и другие сведения о своём крае.

Примерное экстралингвистическое содержание регионального курса

Область знания

Основные сведения о регионе

География

Название региона, его основных центров; национальность и язык коренного населения; границы региона; название и протяжённость главных водных магистралей; основные климатические особенности; главные природные богатства; ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства региона; транспорт, крупные города региона.

Биология

Название наиболее распространённых в регионе животных, птиц, рыб, деревьев, цветов, овощей, фруктов. Природные памятники, заповедники. Экологические проблемы местности.

История

Время возникновения первого поселения на территории региона. Крупные исторические события. Значительные исторические личности, жившие или посетившие местность. Названия исторических мест, памятников культуры.

Литература

Писатели, поэты, журналисты, жизнь и творчество которых связаны с данным регионом, их связь со странами изучаемого языка. Название и краткое содержание произведений региональной литературы, наиболее распространённые в регионе легенды, сказания. Названия региональных газет и журналов.

Искусство

Художники, артисты, музыканты, жившие и творившие в данной местности, их основные произведения, связь со странами изучаемого языка. Название наиболее известных в регионе театров, кинотеатров, выставок, конкурсов. Народные промыслы и предметы их производства. Праздники, обряды, обычаи, песни.

При планировании интегрированного курса нужно использовать следующие формы обучения: лекционно - реферативная, предметно-ситуативная; проектная методика.

Лекционно-реферативная форма подразумевает следующие конечные цели: разработка и проведение экскурсий, микроэкскурсий (с записью на видеомагнитофон) по своей местности или региональному центру для иностранных гостей, учащихся.

Другая цель-подготовка к ролевой игре «Совет экскурсоводов», в ходе которой школьники предлагают свои варианты маршрутов экскурсий, план приёма гостей. Может быть организована и «заочная» экскурсия по родным местам. Она дополнит часто практикуемые «заочные» экскурсии по городам стран изучаемого языка. Ведь не секрет, что, уверенно называя достопримечательности Берлина и других городов, дети часто затрудняются назвать достопримечательности своего родного города, селения. Традиционная форма зачёта может завершить работу над этой формой обучения.

Тематика рефератов и минирефератов разрабатывается учителем в соответствии с экстралингвистическим содержанием курса или определяется учащимися по их желанию. Важно распределить темы рефератов и составить график их защиты. Одновременно нужно ознакомить учеников с критериями оценки рефератов.

Критерии оценки реферата на иностранном языке

по региональной тематике.
1.Структурная организация реферата:
а) введение, заключение, список литературы;

б) формулировка темы, постановка цели и задач реферата.
2. Содержание:
а) информативная насыщенность реферата;
б) изложение собственного отношения к затронутым проблемам;
в) сложность проблемы, вопроса;
г) соответствие излагаемого теме, целям и задачам реферата.
3. Форма изложения реферата:
а) степень владения материалом (свободная - говорение без конспекта;
несвободная - говорение с опорой на конспект);
б) использование средств наглядности в процессе рассказа;
в) умение привлечь и контролировать внимание слушающих;
г) структурная чёткость излагаемого материала.

4. Языковые требования:
а) языковая правильность (грамматическая и лексическая правильность);

б) лексическое разнообразие речи.
Основываясь на данных критериях, ученики и учитель могут составить таблицу, куда во время ответа вносятся оценки по каждому из пунктов (а, б, в, г и т.д.) по пятибалльной системе. Затем на основе средней оценки по каждому из четырёх критериев определяется общая оценка реферата. Учёт мнений всех учащихся хотя и усложняет выведение оценки, но вместе с тем позволяет повысить интерес и ответственность как слушающих, так и выступающих.

Предметно - ситуативная форма проведения регионального курса.

Её основу составляют речевые ситуации, которые объединены чаще всего единой сюжетной линией и базируются на предметах речи регионального содержания.

Схема планирования предметно - ситуативная форма

Предмет речи

Функция

общения

Коммуникативная задача и речевая ситуация

Речевой продукт

Языковые средства

Достопри-

мечательности

родного

города

Познава-тельная

Иностранные туристы

осматривают исторические

памятники го-

рода. Их интересует

дополнительно

информация

о них.

Односторон-

ний диалог-

расспрос

Ein Denkmal, eine Büste errichten,

einweihen, der Bildhauer, Verehrer haben, etwas auf Grund,

von Spenden bauen

Чтобы избежать однообразия в построении занятий регионального курса, следует по возможности широко использовать различные средства активизации региональной деятельности школьников: привлекать в качестве речевой зарядки песни, стихи, цитаты, пословицы и поговорки по региональной тематике. При организации тренировки учащихся в устной речи, дополнительно к диалогам, желательно использовать рассказы по опорному конспекту, составленному учителем или ребятами, при работе над лексикой эффективно составление конспектов.
В обобщающие уроки можно включать викторины, контрольные тесты, задания обобщающего характера, выполняемые в форме соревнования.

Совершенствовать коммуникативные умения можно с помощью выполнения разнообразных условно - коммуникативных и собственно коммуникативных упражнений следующего типа.

Природа:
1. Крупнейшая река Курской области - Сейм. Подготовьте сообщение об этой реке.
2. Опиши погоду Курской области в разное время года. Какое время года ты любишь

больше всего. Почему?
КМА:

1. Подготовь сообщение об истории открытия КМА.
2. Расскажи о выдающихся людях, чья жизнь связана с разработкой КМА.
Промышленность:
1. Узнай по рекламному справочнику, какие предприятия занимаются переработкой руды.
2. Составь карту вывоза руды за пределы Курской области.
3. Возьми интервью у работников ГОКа, знакомых, родственников, родителей. Узнай у них и расскажи в классе, что выпускает ГОК, сколько человек на нем работает, какую зарплату получают рабочие, какие перспективы развития он имеет?

Искусство:

1. Напиши небольшую заметку или рецензию на просмотренный тобою концерт, спектакль, выставку в нашем городе.
2. Расскажи о творчестве одного из деятелей культуры или искусства в нашем городе.
Церковь:
1. Опиши какую-либо церковь Курской области.
2. Какие религиозные праздники отмечают в нашей стране. Расскажи, как празднуется один из них в вашем городе.

Литература:

1.Подготовь сообщение о творчестве одного из писателей Курской области.

2. Расскажи о посещении музея А.П.Гайдара в г. Льгове.
Международные связи Курской области:
1. Подготовь сообщение о создании Общества немецко-русской дружбы в Курской области.
2. Расскажи о немецких городах Виттене и Шпайере.
3. Сбор информации о международных связях региона.

Одной из форм проведения регионального курса является проектная методика. Использование проектной методики в процессе обучения позволяет применять речевые умения и навыки на практике.

Работа над проектом предполагает несколько этапов.

Первый этап- это подготовительный - представление проекта в целом. Учащиеся ориентированы на сбор необходимой информации: Wo können wir Information über regionale Beziehungen bekommen? (in den Zeitungen, Zeitschriften, im Fernsehen, per Radio, in der Bibliothek, von den Eltern, Bekannten)
Второй этап - организация работы:
1. Формирование микрогрупп.
2.Распределение заданий в микрогруппах.

3. Практическая деятельность учащихся в рамках проекта.
Школьникам предлагается рассказать о результатах своих поисков:

Ich habe im Radio gehört, dass …
Ich habe in der Zeitung gelesen, dass….

Ich habe im Fernsehen gesehen, dass….
Ich habe von meinen Eltern erfahren, dass…

В ходе рассказов заполняется следующая таблица:
Сбор информации о международных связях

Источник

информации

Формы международных отношений

Страна, город

1.Zeitung

"Wochenspiegel"

2.Fernsehen

Radio

3.Termine Stadtpartnerschaften 2001

Offizieller Empfang für 20 strahlengeschädigte Kinder aus der

Region Kursk im Landkreis Hildburghausen.

Die Partnerschaft der Städte Kursk - Speyer: Eröffnung des Klubs der deutsch-russischen Freundschaft in Kursk

Zusammenarbeit in der Produktion, im Bau, Handeln

Deutschland

Hildburghausen

Kursk-Speyer

Kursk-Speyer

Deutschland

На основе составленной таблицы получаем достаточно полные сведения о международных связях региона.

Следующий этап работы посвящён изучению международных контактов региона со страной изучаемого языка. Это сбор информации по данному вопросу и коллективное обсуждение её на уровне.
Третий этап работы - завершающий:

1. Обсуждение способа оформления проекта.
2. Документирование проекта.
3. Презентация результатов проекта.
4.Подведение итогов выполнения проекта: обсуждение результатов, выставление отметок
Четвёртый этап - этап практического использования результатов проекта : в качестве

наглядных пособий, докладов на других уроках, выставки.

Практика показывает, что выход на региональные проблемы в обучении иностранному языку позволяет учащимся глубже понять и усвоить языковые явления и лингвострановедческие реалии. Использование регионального материала позволяет обновить и углубить содержание обучения иностранному языку, подготовить учащихся к практической деятельности в своём регионе.

Практика показывает, что выход на региональные проблемы в обучении иностранному языку позволяет учащимся глубже понять и усвоить языковые явления и лингвострановедческие реалии. Использование регионального материала позволяет обновить и углубить содержание обучения иностранному языку, подготовить учащихся к

практической деятельности в своём регионе.


5 класс

В 5 классе учащиеся учатся правильно читать. Для коррекции и унификации произношения мы используем таблицы, знакомя детей с реками и городами Курской области, обучая правильному чтению и произношению их на иностранном языке.

Aufgabe 1. Wie heißen die Flüsse des Kursker Gebiets? Lest richtig die Namen der Flüsse. Tabelle 1

Der Name des Flusses

Die Mündung

Die Länge (km)

Swapa

Seim

197

Usosha

Swapa

95

Haraseja

Swapa

45

Amonka

Swapa

50

Psjol

Dnepr

717 (im Gebiet- 164 km)

Pselez

Psjol

25

Bobrawa

Psjol

27

Ilek

Psjol

50

Sudsha

Psjol

63

Tim

Sosna

120 (im Gebiet- 70 km)

Kschen

Sosna

135

Olym

Sosna

151

Tabelle 2

Der Name des Flusses

Die Mündung

Die Länge (km)

Seim

Desna

772 (im Gebiet - 490 km)

Donezkaja Seimiza

Seim

71 (im Gebiet- 30 km)

Polnaja

Seim

54

Mlodat

Seim

33

Reut

Seim

58

Krepna

Seim

34

Snagost

Seim

59

Rat

Seim

42

Tuskar

Seim

108

Snowa

Tuskar

76

Vinogrobl

Tuskar

27

Kuriza

Seim

44




При отработке темы «Количественные числительные» учим детей правильно называть числительные, используя таблицы

Aufgabe 2. Die Arbeit an den Kardinalzahlen. Wie lang ist der Fluss?

Muster: Die Swapa ist 197km lang.

При закреплении порядковых числительных используем таблицы, усложняя прежнее задание.

Aufgabe 3. Die Arbeit an den Ordinalzahlen:

Wie heißt der Fluss? Wie lang ist er?

Muster: Der erste Fluss heißt die Swapa. Sie ist 197 km lang.

В 5 классе при работе над темой "Wo und wie wohnen hier die Menschen" мы знакомимся с достопримечательностями городов и проводим аналогию по отношению к городу Железногорску. На таблице дан кроссворд "Welche Sehenswürdigkeiten sind in Shelesnogorsk", который способствует закреплению лексического материала по теме и помогает детям вспомнить достопримечательности Железногорска.

6 класс

В 6 классе учащиеся изучают грамматическую тему «Степени сравнения прилагательных». Для закрепления грамматического материала по данной теме используем таблицы "Flüsse des Kursker Gebiets": нужно образовать положительную, сравнительную, превосходную степени прилагательных:

I. Die Arbeit an der Grammatik "Die Steigerungsstufen der Adjektive". Tabellen 1,2.
Aufgabe 1: Bilde den Komparativ und den Superlativ der Adjektive.

Muster: Die Haraseja ist lang.

Die Usosha ist länger.

Die Swapa ist am längsten.

Учащиеся учатся использовать в предложении сравнение "als".

Aufgabe 2: Bilde den Komparativ mit dem Vergleich als.

Muster: Die Usosha ist kürzer als die Amonka.

Для развития речевых навыков учащихся и для увеличения объёма региональных знаний при работе с таблицами 1, 2 используем следующие виды упражнений:

а) закрепление глагола münden in + Akk.;

Aufgabe 3: Wohin mündet der Fluss?

Muster: Die Swapa mündet in den Seim.

б) знакомим учащихся с притоками рек:

Aufgabe 4: Welche Nebenflüsse hat der Seim?

Обучение монологической речи по теме «Реки Курской области» проводим по следующему образцу:

Aufgabe 5: Erzählen Sie bitte über einen Fluss des Kursker Gebiets.

Muster: Der Seim ist der größte Fluss des Kursker Gebiets. Er ist 772 km lang. Seine Länge durch das Kursker Gebiet ist 490 km. Seine Nebenflüsse sind die Swapa, die Donezkaja Seimiza, die Polnaja, die Mlodat, der Reut, die Krepna, die Snagost, die Rat, der Tuskar, die Kuriza. Diese Flüsse münden in den Seim.

Расширение знаний по теме "Железногорск" проходит при помощи решения кроссворда "Улицы Железногорска". Учащиеся знакомятся с названиями улиц и их историей.

Das Thema "Die Stadt".
Kreuzworträtsel: "Die Straßen der Stadt Shelesnogorsk".

1. Diese Straße trägt den Namen des Marschalls der Sowjetunion. (Rokossowski -

Straße).

2. Das ist die Straße der ersten Kosmonautin der Welt. (Tereschkowa - Straße).
3. Die Straße im 12.Wohnviertel. (Sentjurjow - Straße).

4. Wie heißt die Hauptstraße unserer Stadt? (Lenin - Straße).

5. Die Straße im 9.Wohnviertel, wo die Menschen wohnen, die Eisenerz anreichern.

(Obogatiteli - Straße).

6. Die Straße trägt den Namen unseres Gebiets. (Kurskaja - Straße).
7. Die Straße ist dergleichen Farbe wie das Gras. (Seljonaja - Straße).
8. Die Straße zu Ehren des bulgarischen Führers und Antifaschisten. (Dimitrow -

Straße).

9. Diese Straße trägt den Namen des ersten Kosmonauten der Welt. (Gagarin - Straße).

10. Diese Straße trägt den Namen des Pionierhelden. (Golenjkow - Straße).

11. Diese Straße erinnert uns an den Namen des Autors des Buches "Timur und sein

Trupp". (Gaidar - Straße).

12. Die Straße der Freundschaft. (Drushba - Straße).

13. Die Gasse, wo nur die Kleinen wohnen. (Detskij - Gasse).

При работе с региональным материалом мы используем картографический материал. Работая с картой Курской области, дети изучают, где протекают реки, куда они впадают. Для этой цели используем кроссворд «Реки Курской области».

Die Arbeit an der Karte 1 « Das Kursker Gebiet».

Kreuzworträtsel "Die Flüsse des Kursker Gebiets".


1. Der Name dieses Flusses bedeutet der Kleine. (die Kschen).

2. Dieser Fluss fließt neben der Stadt Shelesnogorsk. (die Swapa).

3. Der Name dieses Flusses bedeutet "die Heerschaft". (die Rat).

4. An diesem Fluss liegt die Stadt Fatesh. (die Usosha).

5. Der größte Fluss des Kursker Gebiets. (der Seim).

6. Der kleinste Fluss des Kursker Gebiets. (der Pselez).

7. Dieser Fluss mündet in den Dnepr. (der Psjol).
8. Seims größter Nebenfluss. (der Tuskar).

Das Lösungswort: die Haraseja

7 класс

В седьмом классе учащиеся проходят тему «Was nennen wir unsere Heimat?» В рамках данной темы мы пополняем объём региональных знаний по Курской области при помощи следующих заданий:

а) решение ребусов: «Реки Курской области». Учащиеся должны отгадать названия рек, зашифрованных в ребусах.

Aufgabe 1: "Flüsse des Kursker Gebiets". Ratet die Rebusse über die Flüsse.

Lösungen: Tabelle 5a - Tuskar Tabelle 6a - Swapa Tabelle 7a - Reut

Tabelle 5b - Tschern Tabelle 6b - Psjol Tabelle 7b - Seim

Для подготовки монологического высказывания по теме: «Географическое положение Курской области» мы продолжаем работу с картой «Курская область».

Задание 3: При помощи карты учащиеся изучают границы Курской области, с кем она граничит на западе, юге, востоке, севере и с помощью подстановочной таблицы отвечают на вопросы.

Aufgabe 3: Seht euch die Karte des Kursker Gebiets an und beantwortet die Fragen.

Nehmt die Wortgruppen rechts zu Hilfe:

Wo liegt das Kursker Gebiet? im Zentrum Rußlands,

Wer sind seine Nachbargebiete? im Süden, im Westen,

Wo liegt das Brjansker Gebiet? im Osten, im Norden,

Wo liegt das Orlower Gebiet an der Grenze mit …,

(Lipezker, Woronesher usw.) ? an der Südgrenze des Gebiets

Wo liegt die Ukraine?

Задание 4 помогает учащимся построить связное высказывание по теме «Географическое положение Курской области».

Aufgabe 4: Vollendet bitte die Sätze

Das Kursker Gebiet liegt ….

Die Nachbargebiete des Kursker Gebiets sind…

An der Südgrenze des Gebiets liegen…

Im Osten grenzt das Gebiet an…

Das Kursker Gebiet grenzt an 5…

Die größten Städte des Kursker Gebiets sind…

Текст "Unsere Heimatstadt" расширяет кругозор учащихся по теме «Мой родной город» и рекомендован для обучения учащихся пересказу.

Shelesnogorsk

Shelesnogorsk ist meine Heimatstadt. Ich bin hier geboren und zum ersten Mal in die Schule gegangen. Shelesnogorsk ist eine junge Stadt. Sie wurde im Jahre 1957 gegründet. Hier wohnen etwa 100000 Einwohner.

Shelesnogorsk ist eine Industriestadt. Hier wird Eisenerz im Tagebau gewonnen. So ist das Wahrzeichen der Stadt ein Stück Eisenerz. Der größte Betrieb der Stadt ist das Erzaufbereitungskombinat Michailowka. Die wichtigsten Produktionseinheiten des Kombinates sind die Bergbauverwaltung, die Zerkleinerungs- und Sortierfabrik zur Verarbeitung von hochwertigem Erz, die Zerkleinerungs- und Aufbereitungsfabrik zur Verarbeitung minderwertiger Erze und die Pelletierfabrik. Noch ein großer Betrieb ist das Kombinat für gaufrierte Verpackungsmittel und Etiketten. Es gibt hier andere Betriebe: eine Brotfabrik, eine Milchfabrik, eine Glashalle, zwei Eisenbetonwerke, eine Nähfabrik.

Shelesnogorsk ist eine Kulturstadt. Hier gibt es viele Sehenswürdigkeiten. Das sind zwei Kulturpaläste, zwei Kinos, drei Museen, ein Park mit dem Teich, zwei Schwimmhallen "Neptun" und "Albatros". In der Stadt gibt es vierzehn Schulen, drei Berufslyzeen, eine Businessschule, eine Chorschule "Freundschaft", ein College und viele Kindergärten. In Shelesnogorsk gibt es viele Denkmäler. Das sind das Lenindenkmal, das Partisanendenkmal, das Afganendenkmal, das Dimitrowdenkmal, das Memorial "Die Große Eiche".

Shelesnogorsk ist eine schöne Stadt. Shelesnogorsk nennt man "Die grüne Stadt", denn hier gibt es viele Bäume und Grünanlagen. Die Menschen verbringen viel Zeit am Ufer des Teiches, gehen oft in den Park, wo es schöne Alleen und Attraktionen gibt. Shelesnogorsk mit seiner Umgebung ist wunderbar.



© 2010-2022