Статья по иностранному языку на темуИнновационная деятельность в системе образования

Раздел Иностранные языки
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Попова Т.Р., преподаватель,

ГБОУ СПО «Минераловодский региональный многопрофильный колледж», г. Минеральные Воды

Информационные технологии прочно вошли в жизнь общества. Одним из главных направлений информатизации образования является применение информационных технологий в современном учебном процессе. Использование информационных технологий дает возможность преподавателям повышать интерес учащихся к предмету, формировать мотивацию учебной деятельности, осуществлять дифференцированный и личностный подход к учащимся. Помогает развивать педагогическое сотрудничество между преподавателем и учеником. Овладение информационными технологиями важно для всех преподавателей, но особенно необходимо для преподавателей образовательных учреждений, осуществляющих инновационную деятельность.

Преподаватель, осуществляющий инновационную деятельность, часто сталкивается с проблемой поиска, отбора, передачи и хранения информации. Обобщая результаты своей инновационной деятельности, преподаватель создает авторские педагогические работы, методики, учебные программы, рекомендации, дидактические материалы, которые должны соответствовать определенным нормативным правилам построения и оформления. Качество самостоятельно подготовленных информационно-образовательных материалов, свидетельствует об уровне информационной культуры преподавателя. Каждому преподавателю необходимо включаться в инновационную деятельность, педагогическое творчество, заниматься исследовательской деятельностью. Все это является самым важным фактором для повышения уровня информационной культуры преподавателя. Для профессиональной деятельности преподавателю необходимо регулярно заниматься информационной подготовкой, свободно ориентироваться в образовательных ресурсах, самостоятельно находить нужную информацию, критически оценивать и применять ее.

Информационная культура преподавателя - это разновидность информационной культуры специалиста, представляет собой совокупность информационного мировоззрения и информационной компетентности, которая направлена на формирование информационной культуры учащихся. Именно качество самостоятельно подготовленных информационных материалов, свидетельствует об уровне информационной культуры преподавателя. Однако на практике преподаватель часто ощущает острую нехватку в информационных знаниях, умениях и навыках. В системе профессиональной подготовки преподавателей уделяется не достаточно внимания для формирования информационной культуры.

Таким образом, проблема формирования информационной культуры преподавателя в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения является актуальной в наши дни.

Информационные технологии и Интернет играют немаловажную роль для такого предмета, как «Иностранный язык». В образовательных учреждения, есть весьма способные учащиеся желающие более углубленно изучать предмет и, напротив, встречаются немало учащихся, которые находятся в учебном заведении лишь по воле родителей. Поэтому преподаватель всегда может найти возможность использовать соответственно подготовленные аутентичные материалы либо для отдельных учеников своей группы, либо для всей группы. Материалы для уроков иностранного языка можно найти для всех категорий учащихся используя услуги сети Интернет. Например: использование специально подготовленных программ обучения в сети, где предусматриваются материалы для разных видов речевой деятельности, разных аспектов языка; предлагается и методика их использования на уроке. А также самостоятельный отбор отдельных материалов, которые могут быть на усмотрение преподавателя адаптированы к конкретным учебным задачам конкретной группы обучаемых. Если преподаватель хочет воспользоваться рекомендациями специалистов англоязычных стран, которые разрабатывают такие программы не специально для российской аудитории, а для всех желающих изучать английский (или какой-то другой) ИЯ можно обратиться к таким программам. Однако приходится учитывать и наши цели обучения, обусловленные образовательным стандартом, и модели обучения, и методику обучения, обусловленную спецификой предмета «Иностранный язык». Выбор за преподавателем.

Остановимся на одном из видов речевой деятельности - чтении (изучающем, ознакомительном, просмотровом, поисковом). К сожалению, существующие учебники иностранного языка, как отечественные, так и зарубежные, не содержат нужные тексты, несущие современную и актуальную информацию. С помощью информационных материалов сети Интернет можно восполнить недостающие проблемы.

Итак, изучающее чтение. Преподаватели давно нашли пути решения данной проблемы с помощью различных буклетов, реклам, проспектов, театральных программ, которые попадают к ним из-за рубежа. Но проблема состоит в том, что информация в этих буклетах, как правило, короткая. Информация, почерпнутая в Интернете, может быть моментальной (погода в разных частях света, культура, расписание поездов, самолетов, устройство на работу, путешествия, праздники, спорт ) При помощи Интернета можно быть в курсе всех исторических и политических событий. Большая польза подобного материала в том, что он содержит конкретную информацию в виде кратких новостей, инструкций, рецептов, объявлений. При работе с материалом предусматривается извлечение полной информации, поэтому такие тексты пригодны для изучающего чтения. При такой работе необходимо использовать работу в малых группах, а также применять метод сотрудничества с учащимися. Группа делится на малые подгруппы (сильных, слабых и средних учеников). Каждой группе дается текст и задание к нему. Аналогичным образом можно организовать работу, по любой теме, найдя необходимое количество информации в сети Интернет.

Если предусматривается работа с текстом для ознакомительного, просмотрового или поискового чтения, то преподавателю следует подыскать подходящие тексты в сети заранее. Каждый ученик группы должен получить отдельный экземпляр. Преподаватель может выписать отдельные слова с переводом, которые могут помешать пониманию смысла текста. Для организации активной речевой практики на основе прочитанного необходимо давать такие тексты для подготовки дома.

Если это поисковое чтение, то задания также должны соответствовать специфике этих видов чтения (краткое реферирование, ответы на вопросы, поиск информации по конкретной проблеме). В Интернете можно найти оригинальные тексты выдающихся деятелей интересуемой страны. Это политические высказывания, речи выдающихся представителей культуры, искусства, политики. Разве не интересно ученикам прочитать, например, краткие речи королевы Великобритании Елизаветы первой или столь же эмоциональную речь президента Германии. Это не простые тексты для чтения, а это исторические документы, которые свидетельствуют о конкретных событиях, дают яркое представление об их авторах.

Используя аутентичные материалы сети Интернет, не лишне помнить, что речь идет о формировании коммуникативной компетенции, предлагающей владение определенными страноведческими знаниями. И дело здесь не только в знании географических особенностей страны изучаемого языка, достопримечательностей, сколько в знании особенностей функционирования отдельных лексических единиц в другой культуре, в знании особенностей речевого этикета в разных ситуациях общения. Поэтому очень важно привлекать для дискуссий на уроке живые высказывания носителей языка, полученные из разных ресурсов Интернета. Очень важно помнить, что аутентичный материал Интернета (языковой, страноведческий, исторический, политический) может оказаться неоценимой основой такой практики. Невозможно исчерпать всех возможностей использования сети Интернет для уроков ИЯ в одной статье. Цель - показать возможные пути такого использования. Необходимо привлекать внимание специалистов к возможностям, которые несет в себе всемирная сеть для уроков ИЯ.

Список литературы:

1.Абдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации: Учебное пособие Текст./Р.Ф. Авдеев. М.:ВЛАДОС,1994-335с.

2.Абросимов, В.Н. Профессиональные качества преподавателя Текст./В.

3.Абросимов, В.Н.//Стандарты и мониторинг.2001

4. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: Опыт философско-методологического анализа Текст./А. Л. Андреев//Педагогика.-2005

5.Бовтенко М.А. Профессиональная информационно - коммуникационная компетенция преподавателя иностранного языка/Новосибирск: Изд-во НГТУ,2005

6.Большой толковый социологический словарь в 3 т. М., 1999

7. Веревкин, В.В. Компьютерная подготовка учителей Текст.//Методист.2004

8.Грачев,К.Ю. Противоречие как фактор развития инновационной школы Текст. Волгоград,2002

9.Даниленко, Л.И. Управление инновационной деятельностью в системе общего и среднего образования//Методист.- 2003

10. Кастельс,М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура М.,2000

11.М.В.Лебедев, О.Н. Шилова// Информатика и образование. -2004

12. Каспржак, А. Г. Новые инновационные школы: проблемы сегодняшнего дня, перспективы развития//Инновационное движение в Российском школьном образовании/ под ред. Э.Днепрова-М.,1997

13. Ковыалева, Т.М. Становление инновационной школы 2001

14. Никитина, С.И. Инновационная деятельность учителя 2003

15.Павлова, А.П. Новые информационные технологии в высшем образовании США и России//Информационные технологии и образование. М.,1996

© 2010-2022