Статья духовные ценности культуры

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Духовные ценности повседневной культуры как основа формирования патриотического сознания личности

Шиповская Людмила Борисовна, преподаватель английского языка АБМК, 410056, luda1956rus@mail.



Аннотация на статью: «Гуманитарные исследования» на тему: «Духовные ценности повседневной культуры как основа патриотического сознания личности»

В статье рассматриваются различные сферы применения такого феномена как духовные ценности повседневной культуры. Актуальность темы обусловлена теоретико-методологическими и практическими потребностями, поскольку осмысление русского самосознания и менталитета, особенности его формирования способствуют пониманию парадигмы, форм и методов организации межнационального общения в России.

На материале эмпирических исследований анализируются сущность, специфика, содержание гражданского и патриотического воспитания студенческой молодёжи.

Статья предназначена для преподавателей высших и средних учебных заведений, студентов, специалистов в области образования.

Ключевые слова: духовные ценности, русское самосознание и менталитет, патриотизм, гражданственность.

Summary on article: "Humanitarian researches" on a subject: "Cultural wealth of daily culture as basis of patriotic consciousness of the personality"

In article various scopes of such phenomenon as cultural wealth of daily culture are considered. Relevance of a subject is caused by teoretiko-methodological and practical requirements as judgment of the Russian consciousness and mentality, features of its formation promote understanding of a paradigm, forms and methods of the organization of international communication in Russia.

On a material of empirical researches the essence, specifics, the content of civil and patriotic education of student's youth are analyzed.

Article is intended for teachers of the highest and average educational institutions, students, experts in the field of education.

Keywords: cultural wealth, Russian consciousness and mentality, patriotism, civic consciousness.

За последние годы всё более проявляется тенденция возрастания интереса молодежи, как к далёкому, так и к недавнему прошлому нашего Отечества к духовно-нравственным и философским проблемам. Это свидетельствует, что в молодёжной среде идёт спонтанный поиск жизненных духовных ориентиров.

Разработка проблемы духовно-нравственного развития студента на современном этапе реализуется в сложной, внутренне противоречивой ситуации, обусловленной общественным реформированием страны, что не может не находить своего отражения на всех уровнях и ступенях образовательной системы. Сложность данной ситуации обусловлена нарастанием ряда негативных тенденций как следствия социально-экономических проблем общества: региональной дезинтеграции общества, тенденция депопуляции титульной нации (русского народа), снижение духовности молодежи, что затрудняет становление у них гражданственно-патриотических ценностей, формируемых в процессе гражданственно-патриотического воспитания.

Воспитание человека всегда было направлено на формирование у него определенных ценностей, которые рассматриваются в качестве основ воспитания (В.И. Андреев, Е.В. Бондаревская, А.С. Гаязов, И.А. Зимняя, А.В. Кирьякова и др.). Гражданственность и патриотизм, по мнению А.С. Гаязова, И.М. Дуранова, Б.Т. Лихачева, Л.И. Новиковой, Н.Д. Никандрова, В.Д. Шадрикова составляют каркас ценностного ряда воспитания.

Проблема ценностей имеет, как известно, длительную историю, в ходе которой менялись их качественные приоритеты, количество, социальная значимость. Предпринятый нами анализ позволяет заключить, что в качестве основы реализации цели-идеала (Гражданин, Человек Культуры и Нравственности) выступают следующие ценности: ценность бытия, жизни, активной жизнедеятельности; ценность личного и национального самосознания; ценность национального достоинства; ценность толерантного отношения к членам социума; ценность любви к Родине, чувства общности и принадлежности семье; ценность чувства ответственности перед собой и другими; ценность социальной мобильности.

Ценности воспитания, составляют основу большинства концепций воспитания, (В.А. Караковский, З.А. Малькова, Н.Л. Селиванова, В. М. Коротков и др.). В них нашли также свое отражение проблемы гражданственно-патриотического воспитания студенческой молодежи, активно разрабатываемые применительно к высшей профессиональной школе (Е.В. Бондаревская, А.С. Гаязов, И.М. Дуранов, С.И. Маслов, Н.Д. Никандров, В.Ю.Троицкий и др.), рассматриваемые данными авторами применительно к социальной системе, общности в качестве сердцевины, цементирующей силы, представляется согласно исследованиям данных авторов актуальным и перспективным направлением в современной педагогической аксиологии и в педагогике высшего профессионального образования в целом. Реализация идеи ориентации молодежи на духовно-нравственные ценности создает гуманистическую базу профессиональной подготовки студенчества в высшей школе.

Духовно-нравственное воспитание нами рассматривается как целостный процесс, имеющий две стороны: одна из них -овладение духовно-нравственными знаниями и умениями оперировать ими (образование); другая - развитие духовно-нравственных отношений и соответствующего поведения. Результатом их гармонического взаимодействия и развития является формирование духовно-нравственного аспекта мировоззрения студентов.

Имеющиеся исследования по данной проблеме показывают, что современному информационному обществу свойственны новые воспитательные парадигмы, одной из которых является гражданственно-патриотическое воспитание, выступающее как процесс, базирующийся на таких ценностях как: гражданственность и патриотизм.

Рассматривая особенности гражданственно-патриотического воспитания студентов в современных условиях, мы определили основы нашего понимания данного феномена, состоящие в следующем:

  • использование аксиологического подхода при определении и конкретизации гражданственно-патриотических ценностей, отражающих межличностные, межгрупповые, межсоциальные и межнациональные отношения;

  • применение интегративного подхода к гражданственно-патриотическому воспитанию, связанного с формированием гражданственно-патриотического аспекта мировоззрения студентов, включающего познавательный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты;

  • опору на целостный подход к гражданственно-патриотическому воспитанию, включающему в себя развитие всех составных компонентов педагогического процесса, в том числе цели гражданственно-патриотического воспитания их декомпозицию, содержание и основные идеи гражданственности и патриотизма, критерии и способы проверки уровня их сформированности;

  • использование факторного подхода к гражданственно-патриотическому воспитанию, связанного с наличием внешних и внутренних факторов и условий их реализации на социально-педагогическом, педагогическом и психолого-педагогическом уровнях.

Анализ развития педагогической мысли и практики показывает,

что гражданственно-патриотическое воспитание источниками своего возникновения и развития имеет теоретические предпосылки, созданные цивилизацией прошлых веков. К ним относятся:

  • возникновение патриотизма как цели воспитания в национально-государственных объединениях людей, направленного своим острием на защиту Родины, выполняющего интегративную функцию. Вместе с этим, патриотизм, направленный вовне, превращается в национализм, поэтому, патриотизм должен быть связан с интернационализмом;

  • современные педагогические теории и течения выступают как предпосылка формирования гражданственно-патриотического воспитания. К таким теориям относятся "педагогика воспитания в духе мира"; "педагогика ненасилия"; "педагогика гуманизма"; "педагогика сотрудничества" и ряд других.

  • теория педагогических ценностей, связанная с их возвышением и сменой, педагогическая аксиология, позволяющие отвечать на следующие вопросы педагогической теории и практики:

    • каким должно быть ценностное наполнение содержания образования и воспитания;

    • каковы педагогические закономерности и механизмы присвоения ценностей общества личностью;

    • каковы педагогические условия становления ценностных ориентаций студентов.

Гражданское воспитание строится на определённой совокупности идеалов, ценностей. Общечеловеческие ценности могут стать системообразующим фактором воспитания каждого молодого человека как Гражданина Отечества.

У каждого преподавателя вуза должна быть целевая ориентация на развитие у учащихся гражданско-патриотического сознания.

Преподаватели-гуманитарии имеют более широкие возможности для осуществления воспитательного формирующего воздействия на студентов. Например, преподаватели иностранных языков постоянно ищут пути слияния учебно-познавательного процесса с воспитательным процессом через подбор учебно-методической литературы, в частности, текстов о родной стране, столице своей Родины, достопримечательностях и достижениях народа в различных областях науки и техники. Кабинеты иностранных языков обеспечены наглядными пособиями такими, как карты России, стендами, иллюстрированными книгами. Планируется использовать видеофильмы на иностранных языках о России и ее столице, о родном городе, выдающихся людях нашей страны. Все это должно способствовать развитию чувства гордости за свою Родину.

Однако этого явно не достаточно. В период обновления России следует уделить внимание поиску новых взаимосвязей, отношений и педагогических условий, в которых могут обнаружиться специфические грани воспитания патриотизма и развития студентов средствами совершенствования профессионально-технического и управленческого мастерства преподавателя.

В связи с этим необходимо целостное представление о системе педагогического управления формирующим дидактическим процессом.

Нам представляется, что для достижения поставленной цели следует определить интегративную основу и структурные составляющие системы педагогического управления воспитательным процессом, и на их основе необходимо разработать алгоритм управляющего воздействия преподавателя на студенческую молодежь в новых условиях. Именно рациональная алгоритмическая деятельность преподавателя позволила бы изыскать дополнительные резервы времени для реализации целей воспитания патриотизма студентов в учебном процессе. Для этого необходимо проанализировать структурно- функциональную взаимосвязь системы управления образовательным процессом с системой воспитательных воздействий и найти новые возможности усилить воспитание патриотизма в условиях обновленной России.

Познавательное дискуссионное аудиторное общение является ключевым приемом в реализации целенаправленного педагогического воздействия.

Ценности нового поколения закладываются, формируются, развиваются изнутри. Молодежь сама выступает против навязывания. Для нее главное - внутренняя свобода, свобода выбора. У молодежи нет рамок для развития. Она оригинальна, интересна, в ней есть жизнь. И что самое главное, у нее есть движение. Мы считаем, что человеку для сознательной и свободной деятельности нужно представление о ценностях, которые направляли бы его поведение. Так складывается ценностно-ориентационная деятельность человеческого сознания, вырабатывающая представления о социально полезном, идеальном, должном, о том, к чему следует стремиться, а чего следует избегать.

Ценности направляют личностное, социальное и профессиональное самоопределение студента, детерминируя его образ жизни и жизненный путь. В ценностях заложена генетика социального поведения, в том числе и профессионального и гражданского. Развитие у студентов ценностного самосознания в единстве с практическими умениями и качествами, реализуемыми в системе социальных отношений и норм избранной профессиональной сферы, является предпосылкой для формирования у них межкультурной профессиональной компетенции,

человеческого в человеке - его родовых, всеобщих по значению общекультурных способностей, которые организуют особенные проявления человека как гражданина, специалиста и т. д., в профессиональной области модифицируется в профессиональные умения компетентно осуществлять те или иные технологии, функции и коммуникативные действия согласно специальности.

Гражданственность - нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма.

В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам [4].

Становясь участниками любого вида межкультурных контактов, люди взаимодействуют с представителями других культур, зачастую существенно отличающихся друг от друга. Отличия в языках, национальной кухне, одежде, нормах общественного поведения, отношении к выполняемой работе зачастую делают эти контакты трудными и даже невозможными. Но это лишь частные проблемы межкультурных контактов. Основные причины их неудач лежат за пределами очевидных различий. Они - в различиях в мироощущении, то есть ином отношении к миру и к другим людям. Главное препятствие, мешающее успешному решению этой проблемы, состоит в том, что мы воспринимаем другие культуры через призму своей культуры, поэтому наши наблюдения и заключения ограничены ее рамками. С большим трудом мы понимаем значения слов, поступков, действий, которые не характерны для нас самих. Наш этноцентризм не только мешает межкультурной коммуникации, но его еще и трудно распознать, так как это бессознательный процесс. Отсюда напрашивается вывод, что эффективная межкультурная коммуникация не может возникнуть сама по себе, ей необходимо целенаправленно учиться.












Литература:


  1. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000-606с.

  2. Загвязинский В.И. Гармония как цель образования // Образование в Уральском регионе в XXI веке: научные основы развития: Тез. докл. научн. практ. конф. / Под ред. В.А. Федорова. - Екатеринбург, 2000.

  3. Закон РФ "Об Образовании" в редакции от 10.07.92,№ 3266-1". О высшем и послевузовском профессиональном образовании.

  4. Пассов Е.И. Концепция высшего профессионального педагогического образования на примере иноязычного образования.-Липецк, 1998. - 67 с.

  5. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М.: Слово, 2000. - 261 с.

  6. Gudykunst W.B., Kim Y.Y. Communicating with Strangers. - Boston, 1997. - 444 p.

  7. Шиповская Л.Б. Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодёжи в условиях обновлённой России. - Монография.- Изд. Дом «Астраханский университет», 2010.


© 2010-2022