Доклад по теме «Пути повышения мотивации учащихся при изучении иностранного языка»

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Спас-Конинская средняя общеобразовательная школа №24»

















Доклад

по теме:

«Пути повышения мотивации учащихся при изучении иностранного языка»

















Выполнила:

учитель английского языка

Аникина А.В.















2015 г.

Пути повышения мотивации учащихся при изучении иностранного языка

Вопросом повышения мотивации, сохранения и развития у школьников интереса к предмету "иностранный язык" уделяется большое внимание, как в психологии, так и в методике обучения этому предмету.

Пути решения можно связать с:

1) использованием современных электроустройств;

Например, говорящая ручка «Знаток»

Замечательное изобретение по форме напоминает ручку для письма, но не пишет, а говорит, распознавая в изготовленных специально в рамках этого проекта книгах, специальный код, нанесенный, как еще один слой при печати книги. На самом кончике ручки есть сканнер, он-то и считывает информацию, а озвучивается она через динамик, который расположен на самом верху ручки.

Не смотря на то, что это мощный инструмент для обучения, ученик воспринимает Ручку, как игрушку и полностью погружается в общение с ней. Радуется и удивляется оживающим при прикосновении ручкой картинкам, которые рассказывают о себе, читают стишки, поют маленькие песенки, задают вопросы на проверку усвоенного материала. Говорящая Ручка щедро хвалит ученика за правильные ответы и просит сделать еще одну попытку, если ответ не верный. Все звуковые файлы записаны профессиональными актерами, носителями языка, озвучены в профессиональной студии и созданы при непосредственном участии педагогов. Учебники очень красочны и интересны.

Это обучение ребенка с помощью новейших компьютерных технологий, но так, чтобы он не портил зрение и осанку, сидя перед экраном монитора. Она может рассказать интересные факты, а чтобы никому не мешать можно воспользоваться наушниками. Благодаря встроенному аккумулятору можно навсегда забыть о батарейках и пользоваться ручкой в любом удобном месте, брать с собой в путешествия или играть дома.

Электронная ручка «Знаток» является хорошим помощником ученику в выполнении домашнего задания. На уроке учитель может записать объяснение правила, озвучить текст, выразительно прочитать стихотворение и т.д. на специальный аудио стикер и прикрепить его к соответствующей странице школьного учебника.

На уроке успевающему ученику можно дать дополнительное индивидуальное задание по говорящей книге «Английский язык», где много интересной информации и заданий, он не будет мешать другим, т.к. будет пользоваться наушниками.

Это хороший тренажёр и помощник в изучении английского языка во время летних каникул ( при наличии звуковой книги «Курс английского языка». Курс разделён на уроки, ручка сама всё объяснит и проверит.)

Правильное произношение слов и звуков в английском языке очень важно. Удобно записывать диалоги, отдельные слова или целые предложения, а потом анализировать своё произношение.

2) использованием песен в качестве дополнительного материала на уроках английского языка. Учить английский язык по песням не только интересно, но и эффективно. Согласно результатам исследований Британского психологического сообщества, намного легче запоминаются слова, если они положены на музыку. В песне слова поданы таким образом, что их легко запомнить благодаря рифме и ритму. Кроме того, эмоционально окрашенная информация улучшает качество восприятия и положительно влияет на запоминание и сохранение ее в памяти.

В бытовом общении классическая "правильная" речь нередко разбавляется сленгом, что вполне естественно для повседневной жизни. Однако учебники не учат ее понимать и применять. Я предлагаю актуализировать лексику для общения и понимания, используя своеобразный "концентрат" всех явлений присущих языку- песню. Песня особая форма коммуникации, как любая поэзия требует яркости слов, меткости фраз, объемность образов, при этом современные исполнители не редко переплетают ее сленгом, пропускают логические звенья, которые слушатель восполняет на интуитивном уровне. Известно изречение "понять песню- понять язык".

Изучение английского языка с помощью песен является эффективным методом развития восприятия речи на слух, произношения, грамматики, а главное является отличным способом пополнения словарного запаса.

К примеру: Композиция Supertramp - «Logical Song» прекрасно подойдет для изучения темы «Прилагательные». В этом хите 26 прилагательных: wonderful, young, beautiful, simple, criminal и другие. И не смотря на то, что сам трек не несет сложных грамматических структур, именно прилагательные передают очень важный смысл этих стихов.

Песня группы Morandi «Angels» нравится почти всем ученикам, она очень добрая, с глубоким смыслом. Поётся очень легко. На её примере мы рассматривали художественный рифмованный перевод.

People! Stop fighting!

Angels are crying

We can be better

Love is the answer...

Не ссорьтесь! Довольно!

Ангелам больно

Можно быть добрей,

Любовь, всех согрей!

Итак, песни на английском стоит использовать в изучении английского языка, потому что:

  • при изучении английского языка с помощью песен наблюдается более прочное усвоение и расширение лексического запаса, так как включаются новые слова и выражения. В песнях уже знакомые английские слова встречаются в новом контекстуальном окружении, что помогает активизировать лексический запас;

  • песни на английском языке помогают лучше усвоить и активизировать грамматические конструкции;

  • песни на английском способствуют совершенствованию навыков английского произношения, развитию музыкального слуха. Музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодическому рисунку песен на английском языке частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию и произношение звуков, правила фазового ударения, особенности ритма и т. д.

В современных песнях на английском используются те слова, фразеологические обороты, сленг, которые на данный момент актуальны для носителей английского языка, и, включив их в обучение, можно применять их в дальнейшем на практике.

После выбора песни, следует многократно прослушать ее и постараться понять текст. Потом найти слова песни и прослушать песню, одновременно следя за текстом. Хороший вариант упражнения - найти текст с пропущенными словами и постепенно дополнить его, прослушивая песню. Текст песни стоит пересказать, используя слова и фразы песни, а можно просто выучить наизусть.

Неоспоримое достоинство изучения английского с помощью песен на английском - огромный выбор материала. Вы обязательно найдете те песни на английском языке, которые вам понравятся .

3) созданием специально разработанной системы упражнений, выполняя которые учащиеся ощущали бы результат своей деятельности;

При изучении новой лексики по теме можно применять такие упражнения как кроссворд, составление истории по картинке.

Например, игра «Найди слова». Дается сетка клеток, в каждой клетке написана буква алфавита. Среди набора букв скрыты слова по теме. Учащимся необходимо найти слова находящиеся в списке и перевести.

Использование такого метода как составление истории по картинке также используется для изучения новой лексики. Этот метод развивает воображение учащихся, а также дает возможность ученикам показать свои знания, полученные на других уроках или из личного опыта.

4) вовлечение эмоциональной сферы в процесс обучения

Учащимся предлагается пословица, по которой необходимо составить историю так, чтобы концом истории являлась сама пословица. Можно использовать жизненные ситуации или придумать историю.

5) характером педагогических воздействий учителя, в частности наличием стимулов и подкреплений;

Необходимо стимулировать учащихся, поощрять их ответы оценками. Например, первому, отвечающему на балл выше поставить оценку, в результате у учащихся появиться еще один мотив (хорошая оценка) к изучению предмета.

6) использованием на уроках аудиовизуальных средств;

Использование нескольких средств наглядности в комплексе, если имеющиеся таблицы, схемы, рисунки устарели или не отвечают замыслу учителя, то презентация - современное решение вопроса. Это уместно, в частности, потому, что не переключает внимание на технические паузы: вывешивание плаката, включение кодоскопа, и т.д., а позволяет сосредоточиться на содержании.

7) использованием личностной индивидуализации;

Каждый ребенок это-личность, следовательно, к каждому ученику нужно подобрать индивидуальный подход.

8) разработкой системы внеклассных занятий, усиливающих мотивационную сторону изучения языка. Необходимо вовлекать детей в постановки спектаклей, сценок и т.д

Так же благодаря наблюдениям, можно сказать, что повышение мотивации идет через:

  • вовлечение учащихся в самостоятельную работу на уроке;

Создавать специальные упражнения, в которых каждый ученик искал бы свое решение.

  • проблемность заданий и ситуаций;

Для учеников очень важна связь учебной деятельности с реальной жизненной ситуацией. Эта связь легко прослеживается в игре «Communication».В этой игре необходимо помочь своему другу . Ваш друг попал в незнакомый город и ему надо добраться до кинотеатра , используя карту местности, нужно объяснить, как он может добраться до нужного места.

  • контроль знаний, умений и навыков;

Своевременно проводить контрольные срезы по чтению, говорению, грамматике, аудированию.

  • использование познавательных игр;

  • развитие творческих способностей;

Важно развивать творческие способности учащихся и самым продуктивным способом является использование поэзии. Можно предложить ученикам сделать художественный перевод или написать свое стихотворение.

Использование вышеперечисленных приемов повышает эффективность обучения и позволяет поддерживать и развивать мотивацию учащихся к изучению иностранного языка.

Библиография:

1. Содержание обучения иностранным языкам: учебное пособие под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002.- 40с.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров /Под ред. Е.С. Полат. - М.: Изд. Центр «Академия», 2001. - 272 с.

3. Колесникова, О.А. Игры в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 1989. - №4. - С. 14-16.

4.1september.ru

5. nsportal.ru

© 2010-2022