Программа кружка «Вокальный» ( В рамках введения ФГОС)

Программа кружка «Вокальный«Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому  развитию ... Изменения и дополнения, внесенные в указанную программу, обоснованы применением ее для другой возрастной категории обучающихся.
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа кружка «Вокальный» ( В рамках введения ФГОС)

Пояснительная записка

Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня - не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно - эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.

Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там.

Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного образования. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.

В основу данной программы положена образовательная программа «Музыкальный звездопад» В. В. Иноземцевой.

Изменения и дополнения, внесенные в указанную программу, обоснованы применением ее для другой возрастной категории обучающихся.





Цель программы:

Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей посредством вовлечения их в певческую деятельность.

Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:

-обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство;

-сформировать основы сценической культуры;

-развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;

-развивать творческую активность детей;

-воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.

Педагогическая деятельность организуется со следующими принципами:

-концентричность программного материала, содержание программы и способствование музыкальной деятельности;

-системность, доступность содержания занятий для всех желающих;

-предоставление возможности самовыражения, самореализации.

Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков. Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:

-подготовку голосового аппарата;

-развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости;

Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы - эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.

Программа рассчитана на 3 года обучения. Возраст детей от 9 до 17 лет. Занятия проводятся по 2 часа 4 раз в неделю, 256 часов в год. Предусматривается звеньевая форма обучения.

Формы организации вокальной деятельности:

- музыкальные занятия;

- занятия - концерт;

- репетиции;

- творческие отчеты.

Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.

Используемые методы и приемы обучения:

- наглядно - слуховой (аудиозаписи)

- наглядно - зрительный (видеозаписи)

- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)

- практический (показ приемов исполнения, импровизация)

- частично - поисковый (проблемная ситуация - рассуждения - верный ответ)

- методические ошибки

- методические игры

В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов - музыкантов: В. В. Емельянова, К. Орфа.

Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.

Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются:

- создание дружного коллектива;

- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;


Результаты освоения программы вокального кружка

Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально - духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно - творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:

- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;

- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.

Метапредметными результатами являются:

- овладение способами решения поискового и творческого характера;

- культурно - познавательная, коммуникативная и социально - эстетическая компетентности;

- приобретение опыта в вокально - творческой деятельности.

Личностными результатами занятий являются:

- формирование эстетических потребностей, ценностей;

- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;

бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.

Способы отслеживания результатов освоения образовательной программы


Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия - концерты).

Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.

Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.





Учебный план

п/п

Темы

Количество часов

1

Вводное занятие

1

2

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения

4

3

Охрана голоса

1

4

Певческая установка

2

5

Звукообразование. Музыкальные штрихи

2

6

Дыхание

5

7

Дикция и артикуляция

4

8

Унисон

6

9

Ансамбль.

6

10

Элементы двухголосья.

12

11

Музыкально-исполнительская работа

38

12

Ритм

2

13

Сценическое движение

6

14

Работа над репертуаром

92

15

Концертная деятельность

8

16

Итоговые занятия, творческие отчеты

2

ИТОГО 192







Учебно - тематический план


Цель:

- созданиеусловийдлявключениядетейвмузыкально-творческуюдеятельность.

Задачи:

- формироватьосновывокальнойисценическойкультуры:

- содействоватьразвитиюнавыковсольногоиансамблевогоисполнения:

- развиватьтворческуюактивностьисамостоятельностьдетей:

- воспитыватьэстетическийвкус,исполнительскуюкультуру.

п/п

Разделы

Общее количество часов

В том числе

Практических

Теоретических

1

Вводное занятие

1

-

1

2

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения

4

3

1

3

Охрана голоса

1

-

1

4

Певческая установка

2

1

1

5

Звукообразование. Музыкальные штрихи

2

1

1

6

Дыхание

5

4

1

7

Дикция и артикуляция

4

3

1

8

Унисон

6

5

1

9

Ансамбль.

6

5

1

10

Элементы двухголосья.

12

10

2

11

Музыкально-исполнительская работа

38

35

3

12

Ритм

2

1

1

13

Сценическое движение

6

6

-

14

Работа над репертуаром

92

92

-

15

Концертная деятельность

8

8

-

16

Итоговые занятия, творческие отчеты

2

2

-

ИТОГО 192 177 15



Содержание программы

п/п

Название темы

Всего часов

Теоретическая честь

Практическая часть

Вводное занятие

1

Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.

-

    Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения

    6

    Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями. Овладение основными навыками.

    анализ основных певческих навыков, овладение некоторыми навыками.

      Охрана голоса

      1

      Беседа о том, что полезно, а что вредно для голоса

      -

        Певческая установка

        5

        Беседа о положении, которое певец должен принять перед началом звукоизвлечении. Формирование вокального звука.

        Работа над певческой опорой; ощущение певческой работы. Правила округление и прикрытие звука.

          Звукообразование. Музыкальные штрихи

          5

          Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса. Понятие «Позиция», «Атака», «Распевание». Знакомство и основными муз. штрихами.

          Пропевание музыкальных штрихов и звукообразование.

            Формирование правильных навыков дыхания

            6

            Типы дыхания. Вокальные упражнения.

            Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.

              Дикция и артикуляция

              9

              Артикуляционный аппарат. Понятия дикция и артикуляция. Знакомство с системой В.В. Емельяновой.

              Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В. Емельянова.

                Ансамбль. Унисон

                10

                Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Понятие а капелла.

                Ансамблевое пение. Пение в унисон. Использование а капелла.

                  Элементы двухголосие

                  32

                  Двухголосие. Интервал. Правила простого двухголосия. Закономерности гармонии в простом двухголосии

                  Ансамблевое исполнение. Пение двухголосием.

                    Музыкальн- исполнительская работа

                    47

                    Формы и методы музыкально-исполнительской работы коллектива

                    Исполнительское творчество

                      Ритм

                      4

                      Знакомство с простыми ритмами и размерами.

                      Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии - игра «Матрешки».

                        Сценическое движение

                        7

                        Воспитание самовыражения через движение и слово.

                        Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.

                          Работа над репертуаром

                          111

                          Соединение муз. материала с танцевальными движениями.

                          Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.

                            Концертная деятельность

                            8

                            Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.

                            Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено.

                              Итоговое занятие, творческий отчет

                              4

                              Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ.

                              Выступление на отчетных концертах




                              Результаты освоения программы

                              знать:

                              - основы вокально - хоровых навыков;

                              - правила пения;

                              - виды дыхания;

                              - муз.штрихи;

                              - средства музыкальной выразительности.

                              уметь:

                              - применять правила пения на практике;

                              - петь чисто ансамблем в унисон;

                              - применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;

                              - сценически оформлять концертный номер.

                              Методическое обеспечение программы

                              1. Компьютер, ноутбук

                              2.Фонограммы.

                              3.Технические средства: микрофон, телевизор, DVD.

                              4.Аудиокассеты, СД, другие музыкальные инструменты, видеозаписи, фотоматериалы, тематическая литература.

                              5.Словари, справочники иллюстрированные.

                              6. Использование интернет источника.

                              Учебно-методическое обеспечение

                              1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России : учебное издание «Стандарты второго поколения» - М. : Просвящение, 2009. - 23 с.

                              2. Виктор Емельянов «Развитие голоса. Координация и тренинг». -М., 2010

                              3. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. - М., 2005.

                              4. Музыкальное образование в школе / под редакцией Л.В.Школяр. - М., 2001.

                              5. Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций. - М., 1999.

                              6. Научно-методический журнал «Музыка в школе»

                              7. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. standart.edu.ru

                              8. Министерство Образования и Науки РФ. минобрнауки.рф

                              9. Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/

                              10. Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

                              11. Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru

                              12. «Педагогика искусства» - электронное научное издание - art-education.ru

                              13. Сайт для учителей музыки. meta-music.ru/singing

                              14. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. openclass.ru/

                              15. Социальная сеть работников образования. nsportal.ru/









                              Список литературы

                              1. Алиев Ю.Б. Настольная книга, школьного учителя-музыканта. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.

                              2. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М., 1983.

                              3. Добровольская Н.Н., Орлова Н. Д. Что надо знать о детском голосе. - М., 1972.

                              4. Емельянов ВВ. Развитие голоса. Координация и тренаж. - Санкт -Петербург, 1997.

                              5. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль, 1997.

                              6. Спутник учителя музыки./ Сост. Т.В. Челышева. - М., 1981.

                              7. Программа «Вокально - инструментальный ансамбль» ВИА. / Под ред. С.С. Кутелева. - М., Просвещение. 1986. / Сб. Программы для внешкольных учреждений.

                              8. Программа «Сольное пение». / Под ред. В.И. Лейбсона. - М., Просвещение, 1975. / Сб. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.

                              9. Юдина Е.И. Азбука музыкально- творческого саморазвития. - М., 1994.

                              Литература для детей:

                              1. Барабошкина Л., Боголюбова Н. Музыкальная грамота для детей, кн. 1. Изд. 6-е. Ленинград: Музыка, 1972.

                              2. Гульянц Е.И. Детям о музыке. М.: Аквариум, 1996.

                              3. Дейнс Э. Первая энциклопедия музыки. М.: Махаон, 1999.

                              4. Журавленко Н.И. Уроки пения 1-3 классы. Минск: Полиграфмаркет, 1998.

                              5. Королева Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках: Книга для учащихся и учителей. М.: Просвещение, 1994.

                              6. Петрушин В.И. Слушай. Пой. Играй. Пособие для музыкального самообразования. М.: «Владос», 2000.

                              7. Рыцарева М.Г. Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей. М.: Музыка, 1994.

                              8. Шакирова И. Музыка в сказке. М.: Лист, 2000.

                              9. Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. Ленинград: Советский композитор, 1991.

                              10. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству.

                              13



                              © 2010-2022