- Преподавателю
- Иностранные языки
- Программа кружка «Вокальный» ( В рамках введения ФГОС)
Программа кружка «Вокальный» ( В рамках введения ФГОС)
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Михеева Е.А. |
Дата | 20.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня - не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно - эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.
Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там.
Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного образования. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.
В основу данной программы положена образовательная программа «Музыкальный звездопад» В. В. Иноземцевой.
Изменения и дополнения, внесенные в указанную программу, обоснованы применением ее для другой возрастной категории обучающихся.
Цель программы:
Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей посредством вовлечения их в певческую деятельность.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:
-обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство;
-сформировать основы сценической культуры;
-развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;
-развивать творческую активность детей;
-воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.
Педагогическая деятельность организуется со следующими принципами:
-концентричность программного материала, содержание программы и способствование музыкальной деятельности;
-системность, доступность содержания занятий для всех желающих;
-предоставление возможности самовыражения, самореализации.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков. Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:
-подготовку голосового аппарата;
-развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости;
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы - эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.
Программа рассчитана на 3 года обучения. Возраст детей от 9 до 17 лет. Занятия проводятся по 2 часа 4 раз в неделю, 256 часов в год. Предусматривается звеньевая форма обучения.
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия - концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно - слуховой (аудиозаписи)
- наглядно - зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично - поисковый (проблемная ситуация - рассуждения - верный ответ)
- методические ошибки
- методические игры
В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов - музыкантов: В. В. Емельянова, К. Орфа.
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются:
- создание дружного коллектива;
- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;
Результаты освоения программы вокального кружка
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально - духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно - творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно - познавательная, коммуникативная и социально - эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально - творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.
Способы отслеживания результатов освоения образовательной программы
Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия - концерты).
Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.
Учебный план
№
п/п
Темы
Количество часов
1
Вводное занятие
1
2
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения
4
3
Охрана голоса
1
4
Певческая установка
2
5
Звукообразование. Музыкальные штрихи
2
6
Дыхание
5
7
Дикция и артикуляция
4
8
Унисон
6
9
Ансамбль.
6
10
Элементы двухголосья.
12
11
Музыкально-исполнительская работа
38
12
Ритм
2
13
Сценическое движение
6
14
Работа над репертуаром
92
15
Концертная деятельность
8
16
Итоговые занятия, творческие отчеты
2
ИТОГО 192
Учебно - тематический план
Цель:
- созданиеусловийдлявключениядетейвмузыкально-творческуюдеятельность.
Задачи:
- формироватьосновывокальнойисценическойкультуры:
- содействоватьразвитиюнавыковсольногоиансамблевогоисполнения:
- развиватьтворческуюактивностьисамостоятельностьдетей:
- воспитыватьэстетическийвкус,исполнительскуюкультуру.
№
п/п
Разделы
Общее количество часов
В том числе
Практических
Теоретических
1
Вводное занятие
1
-
1
2
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения
4
3
1
3
Охрана голоса
1
-
1
4
Певческая установка
2
1
1
5
Звукообразование. Музыкальные штрихи
2
1
1
6
Дыхание
5
4
1
7
Дикция и артикуляция
4
3
1
8
Унисон
6
5
1
9
Ансамбль.
6
5
1
10
Элементы двухголосья.
12
10
2
11
Музыкально-исполнительская работа
38
35
3
12
Ритм
2
1
1
13
Сценическое движение
6
6
-
14
Работа над репертуаром
92
92
-
15
Концертная деятельность
8
8
-
16
Итоговые занятия, творческие отчеты
2
2
-
ИТОГО 192 177 15
Содержание программы
№
п/п
Название темы
Всего часов
Теоретическая честь
Практическая часть
Вводное занятие
1
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.
-
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения
6
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями. Овладение основными навыками.
анализ основных певческих навыков, овладение некоторыми навыками.
Охрана голоса
1
Беседа о том, что полезно, а что вредно для голоса
-
Певческая установка
5
Беседа о положении, которое певец должен принять перед началом звукоизвлечении. Формирование вокального звука.
Работа над певческой опорой; ощущение певческой работы. Правила округление и прикрытие звука.
Звукообразование. Музыкальные штрихи
5
Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса. Понятие «Позиция», «Атака», «Распевание». Знакомство и основными муз. штрихами.
Пропевание музыкальных штрихов и звукообразование.
Формирование правильных навыков дыхания
6
Типы дыхания. Вокальные упражнения.
Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.
Дикция и артикуляция
9
Артикуляционный аппарат. Понятия дикция и артикуляция. Знакомство с системой В.В. Емельяновой.
Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В. Емельянова.
Ансамбль. Унисон
10
Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Понятие а капелла.
Ансамблевое пение. Пение в унисон. Использование а капелла.
Элементы двухголосие
32
Двухголосие. Интервал. Правила простого двухголосия. Закономерности гармонии в простом двухголосии
Ансамблевое исполнение. Пение двухголосием.
Музыкальн- исполнительская работа
47
Формы и методы музыкально-исполнительской работы коллектива
Исполнительское творчество
Ритм
4
Знакомство с простыми ритмами и размерами.
Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии - игра «Матрешки».
Сценическое движение
7
Воспитание самовыражения через движение и слово.
Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.
Работа над репертуаром
111
Соединение муз. материала с танцевальными движениями.
Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
Концертная деятельность
8
Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.
Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено.
Итоговое занятие, творческий отчет
4
Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ.
Выступление на отчетных концертах
Результаты освоения программы
знать:
- основы вокально - хоровых навыков;
- правила пения;
- виды дыхания;
- муз.штрихи;
- средства музыкальной выразительности.
уметь:
- применять правила пения на практике;
- петь чисто ансамблем в унисон;
- применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;
- сценически оформлять концертный номер.
Методическое обеспечение программы
1. Компьютер, ноутбук
2.Фонограммы.
3.Технические средства: микрофон, телевизор, DVD.
4.Аудиокассеты, СД, другие музыкальные инструменты, видеозаписи, фотоматериалы, тематическая литература.
5.Словари, справочники иллюстрированные.
6. Использование интернет источника.
Учебно-методическое обеспечение
-
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России : учебное издание «Стандарты второго поколения» - М. : Просвящение, 2009. - 23 с.
-
Виктор Емельянов «Развитие голоса. Координация и тренинг». -М., 2010
-
Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. - М., 2005.
-
Музыкальное образование в школе / под редакцией Л.В.Школяр. - М., 2001.
-
Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций. - М., 1999.
-
Научно-методический журнал «Музыка в школе»
-
Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. standart.edu.ru
-
Министерство Образования и Науки РФ. минобрнауки.рф
-
Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/
-
Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
-
Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru
-
«Педагогика искусства» - электронное научное издание - art-education.ru
-
Сайт для учителей музыки. meta-music.ru/singing
-
Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. openclass.ru/
-
Социальная сеть работников образования. nsportal.ru/
Список литературы
-
Алиев Ю.Б. Настольная книга, школьного учителя-музыканта. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.
-
Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М., 1983.
-
Добровольская Н.Н., Орлова Н. Д. Что надо знать о детском голосе. - М., 1972.
-
Емельянов ВВ. Развитие голоса. Координация и тренаж. - Санкт -Петербург, 1997.
-
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль, 1997.
-
Спутник учителя музыки./ Сост. Т.В. Челышева. - М., 1981.
-
Программа «Вокально - инструментальный ансамбль» ВИА. / Под ред. С.С. Кутелева. - М., Просвещение. 1986. / Сб. Программы для внешкольных учреждений.
-
Программа «Сольное пение». / Под ред. В.И. Лейбсона. - М., Просвещение, 1975. / Сб. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
-
Юдина Е.И. Азбука музыкально- творческого саморазвития. - М., 1994.
Литература для детей:
-
Барабошкина Л., Боголюбова Н. Музыкальная грамота для детей, кн. 1. Изд. 6-е. Ленинград: Музыка, 1972.
-
Гульянц Е.И. Детям о музыке. М.: Аквариум, 1996.
-
Дейнс Э. Первая энциклопедия музыки. М.: Махаон, 1999.
-
Журавленко Н.И. Уроки пения 1-3 классы. Минск: Полиграфмаркет, 1998.
-
Королева Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках: Книга для учащихся и учителей. М.: Просвещение, 1994.
-
Петрушин В.И. Слушай. Пой. Играй. Пособие для музыкального самообразования. М.: «Владос», 2000.
-
Рыцарева М.Г. Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей. М.: Музыка, 1994.
-
Шакирова И. Музыка в сказке. М.: Лист, 2000.
-
Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. Ленинград: Советский композитор, 1991.
-
Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству.
13