Интегрированное изучение трех языков в средней школе: Состояние и перспективы

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированное изучение трех языков в средней школе: Состояние и перспективы.

Лекенова Х.Х.



«Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи»

Я.А.Коменский

Введение

В наше время стал актуальным вопрос о формировании целостной картины мира- ведь мы живем в эпоху синтеза, в эпоху, когда молодое поколение должно обладать определенной системой знаний, заточенной под требования современности.

Проблема интеграции содержания образования

Образование в первую очередь реагирует на социальный заказ общества. Таким образом проблема интеграции содержания образования продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми школе. Построение модели учебного процесса на интегративной основе может происходить по-разному. Одной из таких моделей является интеграция содержания предметов, входящих в одну и ту же образовательную область или в один и тот же образовательный блок, на базе преимущественно одной какой-то предметной области. Как, например, интегрированное изучение трех языков.

Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и духовной культуры.

Определение термина

В широком понимании слова интеграция значит приведение разрозненного к целому, что вытекает из этимологии слова, так как в переводе с латыни Integratio значит «восстановление», «взаимопроникновение».

То есть суть интегрированного подхода в обучении заключается в выявлении связей между, казалось бы, разрозненными предметами, и приведение их к общему, а значит эталонному виду. И через их органическую реальную связь дать ученикам представление о единстве окружающего нас мира.

Послание президента

Человечество развивается по пути расширения взаимосвязей, взаимозависимостей различных стран, народов и культур. Знание, как минимум, трех языков важно для подрастающего поколения Казахстана.

В Послании Президента отмечено, что государство принимает активные меры по созданию условий для того, чтобы наши дети наряду с казахским языком активно изучали русский и английский языки.

Основной целью введения триединства языков в образовательный процесс является формирование коммуникативной культуры воспитанников на основе интегрированного изучения казахского, русского и английского языков. Главные ориентиры этой стратегии можно обозначить так: развивая казахский язык, поддерживая русский и внедряя английский.

Казахский язык - Государственный язык Республики Казахстан. Знать казахский язык - долг каждого гражданина Республики Казахстан. Важнейший фактор консолидации и народа Казахстана, духовный стержень, основа для формирования казахстанской нации, язык независимости.

Русский язык - язык межнационального общения, один из рабочих языков ООН, официальный язык наряду с казахским языком.

Владение русским языком открывает учащимся доступ к информационным пластам, содействует евразийской интеграции и межкультурному пониманию.

Английский язык - рабочий язык ООН, ОБСЕ, ВТО, Евросоюза, Еврокомиссии и др. Язык передовой науки, инноваций и технологий.

Интеграция учебных дисциплин

Современная педагогическая наука и практика ищет пути интеграции учебных дисциплин: возникают новые типы интегрированных уроков, создаются программы интегрированного обучении в сфере различных образовательных областей. Язык же как явления обслуживает все сферы деятельности человека, именно поэтому изучение иностранного языка по своей сущности уже интегрировано с жизнью, а значит легко связываются с любыми школьными предметами.

Трехязычие

Существует ряд необходимых условий для обучения языкам:

- Психологически благоприятная атмосфера;

- Учет знаний родного языка;

- Интеграция предметного содержания языка;

- Конкретные цели обучения и ожидаемые результаты;

- Искусственная языковая среда;

- Повышение квалификации формирования педагогов новой формации, способных работать в полиязычной среде;

- Развитие коммуникативных навыков на трех языках, организация воспитательных мероприятий, летних языковых школ и т.д.

Основные подходы, которые применяют учителя - это обучение через демонстрацию действий учителя. Естественный подход - использование повседневных жизненных ситуаций. Коммуникативный подход - подход, направленный на формирование у учащихся смыслового восприятия и понимания иностранной речи. Дифференцированный подход - учет психологических и возрастных особенностей, индивидуальных потребностей, интересов и стилей обучения учащихся.

Обучение языкам является более эффективным, если оно ориентировано на ученика.

Трехъязычное обучение поддерживается через внеклассные мероприятия: конкурсы сочинений и эссе, защита научно-исследовательских проектов как внутри страны, так и за рубежом, работа пресс центров, работа театров, экспедиции, экскурсии, дебатные клубы.



Личный опыт

В 2014-2015 уч.году учителя кафедры иностранных языков школы №16 работали над проблемой внедрения трехязычия на уроках английского языка.

На каждом уроке преподаватели стремились к тому, чтобы дети говорили на трех языках.

Работая над лексической и грамматической темой, учителя всегда опирались на знание казахского и русского языков. На уроках активно использовалась интерактивная доска.

Иностранный язык настолько универсален, что он может интегрировать с любым школьным предметом. На каждом уроке иностранного языка можно найти связь с какой-либо учебной дисциплиной. Здесь представлены небольшие элементы интегрирования иностранного языка с другими предметами. Английский язык - ритмика. Английский язык- познание мира. Дети работают с интерактивной доской. Актив студия. Домашние животные отправляются на ферму, дикие - в зоопарк. Английский язык- логика. Дети из двух половинок составляют целое и находят правильное название на английском языке. Внеклассные мероприятия. Мюзикл «волшебные сказки». В театрализованной постановке участвуют дети разных возрастов с первого по шестой класс.

Интегрированное изучение трех языков

Исследования показали, что дети, которые вовлечены в программу трехъязычного обучения лучше учатся, лучше усваивают материал, более организованные и дисциплинированны, уверены в себе.

Учащиеся, изучавшие несколько языков, показали более высокие результаты по международным тестам, международной программе по оценке образовательных достижений учащихся и т.д.

«Триединство языков - это прекрасная возможность познать мир и в тоже время сплотить общество» - Н.А.Назарбаев, стратегия «Казахстан - 2050»

© 2010-2022