Доклад на тему: Проектирование учебных занятий в рамках системно-деятельностного подхода на уроках иностранного языка

Особенностью стандартов нового поколения является изменение целевых ориентиров, предполагающее переход от ориентации на достижение учащимися предметных результатов к достижению предметных, метапредметных и личностных результатов образования.  В рамках новых целевых ориентиров образовательный результат понимается как приращения в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем. Достижение нового результата образования предполагается  на осн...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дмитриева Тамара Васильевна

Проектирование учебных занятий в рамках системно-деятельностного подхода на уроках иностранного языка

МБОУ СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов г.о. Самара


Особенностью стандартов нового поколения является изменение целевых ориентиров, предполагающее переход от ориентации на достижение учащимися предметных результатов к достижению предметных, метапредметных и личностных результатов образования. В рамках новых целевых ориентиров образовательный результат понимается как приращения в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем. Достижение нового результата образования предполагается на основе системно-деятельностного подхода, предполагающего учет следующих позиций.

1. Личностные и метапредметные приращения в ресурсах обучающихся возможны только при условии рассмотрения учащегося как субъекта собственной деятельности. «Субъектность обнаруживает себя в главной способности человека: способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, что позволяет ему быть (становиться) действительным субъектом (автором, хозяином, распорядителем) собственной жизни».1 Предметные приращения в ресурсах личности являются результатом преобразования учащимися внешней предметной деятельности во внутреннюю, путем последовательных изменений в соответствии с законами поэтапного формирования умственных действий, обоснованными П.Я.Гальпериным.

2. Урок как социальная процессная система включает в себя три компонента:

1) «вход» - это учащиеся с определенным уровнем подготовки, сам учитель, план занятия, включающий его цель, педагогические средства;

2) «процесс» - это процесс обучения, то есть реализация целей урока;

3) «выход» - реализованные цели.

Таким образом, урок в рамках системно-деятельностного подхода рассматривается как система, которая создается учителем в целях организации самостоятельной деятельности учащихся, обеспечивающей им достижение личностно-значимых результатов обучения как приращений в предметных, метапредметных и личностных ресурсах. Под приращениями в данном случае понимается разница между тем уровнем развития этих ресурсов, которым учащиеся обладают на «входе» и тем, которые требуются для последующей деятельности. Иными словами, каждый урок занимает в учебном процессе какое-то определенное место, а учитель, планирующий урок, должен рассматривать его не изолированного, а в целостном процессе.

Практико-ориентированную модель реализации указанных особенностей системно-деятельностного подхода к планированию учебных занятий мы увидели в компетентностно-контекстной модели организации образовательного процесса.

Постараемся раскрыть особенности проектирования учебных занятий в рамках данной модели на примере тематического планирования темы по немецкому языку для 9 класса «Книги - наши друзья». На данную тему отводится по учебному плану 20 часов.

Примерно, таким образом, выглядит традиционное планирование по данной теме:

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Кол-во часов

1

Грамматика: употребление относительных местоимений с предлогами

Грамматико-ориентированный урок

1

2

Активизация лексических единиц. Совершенствование навыков чтения

Урок развития навыков чтения

1

3

Совершенствование навыков чтения с поиском информации в тексте

Урок введения и закрепления нового материала

1

4

Грамматика: пассивная форма глагола в настоящем и простом прошедшем времени

Урок введения и закрепления нового материала

1

5

Самостоятельная работа по семантизации новой лексики

Урок развития устной речи

1

6

Изготовление разговорника по изучаемой теме

Урок развития навыков монологической речи

1

7

Совершенствование навыков диалогической речи

Урок развития навыков диалогической речи

1

8

Формирование навыков составления диалога

Урок развития навыков диалогической речи

1

9

Совершенствование навыков аудирования

Урок развития навыков аудирования

1

10

Совершенствование навыков монологической речи

Урок развития навыков монологической речи

1

11

Совершенствование грамматических навыков

Грамматико-ориентированный урок

1

12

Заполнение анкеты: формирование навыков письма

Урок развития навыков письма

1

13

Совершенствование навыков аудирования с передачей содержания

Урок развития навыков аудирования

1

14

Грамматика: придаточные определительные предложения

Грамматико-ориентированный урок

1

15

Грамматика: относительные местоимения с предлогами

Грамматико-ориентированный урок

1

16

Грамматика: пассивная форма глаголов в немецком языке

Грамматико-ориентированный урок

1

17

Контроль навыков усвоения грамматического материала

Грамматико-ориентированный урок

1

18

Контроль навыков монологической речи по теме «Книги - наши друзья»

Урок контроля навыков монологической речи

1

19

Контроль навыков диалогической речи

по теме «Книги - наши друзья»

Урок контроля навыков диалогической речи

1

20

Обобщающее повторение по теме «Книги - наши друзья»

1

В компетентностно-ориентированной модели обучения единицей образовательного процесса является не урок, а учебная тема. Поэтому в работе учителя в принципе отсутствует такое понятие как поурочное планирование. Здесь мы можем говорить о планировании или проектировании деятельности учителя и учащегося в рамках определенной темы по предмету.

Проектирование учебного процесса в компетентностно-ориентированной модели начинается с формулировки результата обучения в деятельностной форме. Для учителя традиционной модели обучения - это самый сложный момент при построении планирования. Учителю необходимо ответить на вопрос: «Что должен будет уметь делать учащийся с помощью нового знания?» и сформулировать результат в терминах, характеризующих познавательные универсальные учебные действия: уметь, характеризовать, применять, анализировать, сравнивать и т.д. что-либо. Учителю необходимо отталкиваться от особенностей построения темы в данной модели, а именно строить сценарий изучения темы, в котором выделяется четыре этапа (в скобках в % указано примерное распределение времени на каждый этап от общего количества времени, отведенного на изучение темы):

  1. осознание структуры изучаемого материала (20%);

  2. осознание генезиса способов деятельности (10%);

  3. самореализация (40%);

  4. рефлексия (30%).

С учетом выше сказанного тематическое планирование в рамках компетентностно-контекстной модели можно представить следующим образом.

Уроки

Тема

Результат

Универсальные (учебные) познавательные действия

1

Лексика по теме «Книги - наши друзья»

Уметь:

читать тексты с полным пониманием, выражать свое отношение к прочитанному. Уметь читать публицистические тексты. Уметь самостоятельно работать с лексическими единицами. Уметь пересказывать тексты, составлять аннотацию, связно высказываться по теме. Уметь вести диалог-расспрос. Знать пассивную форму глаголов в настоящем и простом прошедшем времени. Уметь употреблять придаточные предложения времени.

Читать и понимать тексты, пользуясь сносками и определяя значение новых слов по контексту. Воспринимать на слух, понимать и читать небольшие тексты, опираясь на новые слова;

Выбирать подходящие по смыслу лексические единицы;

Знать значения новых лексических единиц;

Знать и различать формы глаголов в настоящем и прошедшем времени; Знать и различать пассивную форму глагола;

Выбирать необходимый лексический и грамматический материал для построения предложений. Рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2

Грамматика: настоящее и простое прошедшее время глаголов

3

Грамматика: пассивная форма глагола в настоящем и простом прошедшем времени

4

Лексико-грамматический тренинг

5

Лексико-грамматический тренинг

6

Лексико-грамматический тренинг

7

Лексико-грамматический тренинг

8

Лексико-грамматический тренинг, работа с текстами

9

Коммуникативный тренинг: диалогическая речь

10

Коммуникативный тренинг: монологическая речь

11

Коммуникативный тренинг: аудирование

12

Коммуникативный тренинг: монологическая и диалогическая речь

13

Контроль навыков диалогической речи

14

Контроль навыков монологической речи

15

Коммуникативный тренинг: аудирование

16

Контроль навыков аудирования

17

Контроль навыков монологической речи

18

Контроль навыков диалогической речи

19

Комплексная форма контроля: лексико-грамматический тест, контроль навыков монологической и диалогической речи

20

Обобщающий урок по теме Книги - наши друзья»

Необходимо заметить, что выше заявленные этапы не совпадают с уроками. Этап изучения темы может укладываться и не в целое число уроков - если выполнены задачи одного этапа, учитель переходит к другому. Урок как единица учебного процесса исчезает, есть просто время, в течение которого рассматриваются те или иные вопросы.

Так как в содержании темы включено достаточно небольшое количество лексических единиц и малый объем грамматики, то для этапа «структура» достаточно одного учебного часа, который так же обозначается формально. Уже на данном этапе включается генезис и происходит отработка ключевых задач с постепенным переходом на самореализацию, которая занимает большую часть изучения темы. С учетом преподаваемого предмета (иностранный язык) - это будет лексико-грамматический и коммуникативный тренинг, то есть тренинг всех видов речевой деятельности, которые и являются объектами контроля при изучении темы. Не исключается и промежуточный контроль (словарные и грамматические диктанты), которые могут применяться учителем по необходимости на любом этапе изучения темы.

Отдельным столбцом выделены универсальные (учебные) познавательные действия. Универсальные учебные действия (УУД) - это то, что учащийся должен выполнять, чтобы достигнуть планируемого результата по теме. Например, чтобы писать и читать тексты с пропусками по теме, нужно знать значение лексических единиц, выбирать подходящие по смыслу, вписывать их с учетом правильной грамматической формы. Сформированные в рамках изучения одной темы УУД, будут использоваться учащимися при работе над другой, тем самым подтверждая свое название «универсальные».

Такое тематическое планирование делает работу учителя по теме более понятной и определенной, поскольку он четко видит цель обучения, представленную в виде конкретных результатов и тех умений, которые необходимо формировать у учащихся. Каждый урок занимает в учебном процессе определенное место, учитель видит его не изолированного, а в целостном процессе, что соответствует особенностям учебного процесса как системы. В данной модели обучения каждое действие учителя и учащегося четко выверены и имеют однозначный ответ на вопрос: «Зачем?», то есть ученик занимает субъектную позицию и в рамках отведенного времени на изучение темы имеет возможность самостоятельно планировать уровень своих достижений, выбирать время и способы их достижения, оценивать достигнутый результат.

11 Слободчиков, В.И. Очерки психологии образования / В.И. Слободчиков . - 2-е издание, переработанное и дополненное. - Биробиджан : Изд-во БГПИ. - 2005. - С.159.

© 2010-2022