Самостоятельная творческая деятельность учащихся

          В современных условиях стремительного развития науки и техники, быстрого накопления и обновления информации невозможно обучить человека на всю жизнь, важно заложить интерес к накоплению знаний, научить его учиться. Различные стороны самостоятельной деятельности учащегося, его самоорганизация, самоуправление, самоконтроль и самостоятельная работа становятся предметом специальных исследований. При этом способность к самостоятельной деятельности, как черта личности  школьника составляет ц...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»


Факультет повышения квалификации


Кафедра гуманитарных и эстетических дисциплин






Конкурсные движения (олимпиады, научно-практические конференции) для обучающихся в процессе преподавания иностранного языка

(проект)

Исполнитель:

Васильева Наталья Николаевна

Новикова Ирина Егоровна

учителя английского языка МБОУ «СОШ №28»

Консультант:

Приходько Елена Валерьевна

зав. кабинетом



Кемерово 2014

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1 глава Отличительные особенности конкурсной и учебной работы…………5

1.1 Мотивация как условие к самообразованию………………………………..8

2 глава Конкурсное движение как средство развития учащихся…………….10

Заключение ………………………………………………………………………22

Список использованной литературы…………………………………………...23

Приложение ……………………………………………………………………..24











3

Введение.

В современных условиях стремительного развития науки и техники, быстрого накопления и обновления информации невозможно обучить человека на всю жизнь, важно заложить интерес к накоплению знаний, научить его учиться. Различные стороны самостоятельной деятельности учащегося, его самоорганизация, самоуправление, самоконтроль и самостоятельная работа становятся предметом специальных исследований. При этом способность к самостоятельной деятельности, как черта личности школьника составляет цель всего учебно-воспитательного процесса. Все мы давно знаем, что знания, полученные самостоятельно, путём преодоления посильных трудностей, усваиваются прочнее. В ходе самостоятельной работы каждый ученик соприкасается с усваиваемым материалом, концентрирует на нём своё внимание, мобилизуя все резервы интеллектуального, эмоционального и волевого характера. Помимо того, что самостоятельная работа вызывает активность учащихся, она носит индивидуализированный характер. Каждый ученик использует источник информации в зависимости от своих собственных потребностей и возможностей. Это свойство самостоятельной работы придаёт её гибкий адаптивный характер, что значительно повышает ответственность каждого отдельного ученика и как следствие - его успеваемость. В рациональном использовании самостоятельной работы кроются значительные резервы повышения мотивации. Её эффективность зависит от того, насколько она имеет добровольный характер. Поэтому учитель должен создавать лишь основания для зарождения потребности в самостоятельной работе. Имеет смысл создать такое положение, при котором учащиеся ощутили бы дефицит усвоенного материала для общения, следует указать им на конкретный источник информации для восполнения этого дефицита.

Большое общеобразовательное, воспитательное, развивающее

4

значение имеет конкурсное движение. Эта работа не только расширяет знания иностранного языка, но и способствует также расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышение мотивации к изучению языка и культуры других стран. При организации конкурсной работы от учителя требуется наблюдение и изучение интересов учащихся, учёт их возрастных и психологических особенностей, их интересов. Следует обратить внимание на то, что в процессе организации конкурсной работы по ИЯ необходимо учитывать как психологические особенности личности, так и психологические особенности коллектива: уровень его развития, степень организационного, психологического интеллектуального и эмоционального единства, направленность деятельности коллектива на отношения между его членами, эмоциональное состояние класса во время выполнения задач по данной работе. Знание психологических особенностей учеников-необходимая предпосылка успешного выбора соответствующих форм, организации и проведения внеклассной работы. Хотя цели и задачи учебной и конкурсной работы совпадают, в содержании, организации и формах последней наблюдаются существенные различия.



5

Отличительные особенности конкурсной и учебной работы

Конкурс- это соревнование двух и более участников. Конкурсная работа имеет ряд преимуществ перед повседневной учебной деятельностью. Первопричиной участия в конкурсе является:

1.Добровольный характер участия учащихся в различных конкурсах в отличие от обязанности учебной деятельности. Учащиеся решают для себя вопрос об участии в тех или иных видах творческих состязаний, прежде всего в соответствии со своими интересами, желанием узнать что-то новое, заняться языком дополнительно с какими-то определёнными целями.

Это ведущий принцип организации внеклассной работы обязывает учителя своевременно обнаружить заинтересованность учеников внеклассной работой и языком, вовлечь их в интересующую их деятельность во внеурочное время и тем самым пробудить в них интерес к ней. Этот принцип определяет содержание и форму конкурсного движения-оно должно постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес к иностранному языку.

2.Внеурочный характер занятий, который выражается, во-первых, в отсутствии строго урочной регламентации, касающийся времени, места, формы их проведения. Проверка результатов внеклассной работы осуществляется в форме отчетных концертов, выпуск стенгазет, участие в конкурсах и т.д.

3. Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений. В отличие от учебной работы, где помощь учителя играет ведущую роль, во внеклассной работе учащиеся проявляют больше самостоятельности, изобретательности, творчества, как в выполнении, так и в организации внеурочных занятий, в выборе форм работы, отвечающих интересам отдельных групп учащихся, их склонностям.

6

Принцип добровольности состоит в том, что ученики включаются в соревновательную работу по собственному желанию. Этот принцип имеет свою особенность: ученик, который сам определил своё участие в том или другом виде конкурсной деятельности, берёт на себя добровольное обязательство продолжать изучение ИЯ, что будет требовать от него дополнительных усилий. Принцип массовости предусматривает активное участие во внеклассных мероприятиях наибольшего количества учеников с разным уровнем владения иностранным языком. Принцип учёта и развития индивидуальных особенностей и интересов учеников предусматривает учет в контексте деятельности учеников их собственного опыта, интересов, желаний, наклонностей, мировоззрения, эмоционально-чувственной сферы и статуса личности в коллективе. Принцип связи внеклассной работы с уроками, прежде всего, состоит в том, чтобы обеспечить единство практических, развивающих и воспитательных целей внеклассной деятельности. Он также предусматривает связь учебных материалов, которые используются во внеклассной работе, с материалом действующих учебно-методических комплексов по иностранному языку.

Вместе с тем творческая работа может положительно влиять на учебную деятельность учеников по иностранному языку.

Проблема мотивации - это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от её решения зависит будут ли в дальнейшем накопленные знания мёртвым грузом или станут активным достоянием школьников. Многочисленными исследованиями доказано, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более быстрому запоминанию.

Однако значение познавательного процесса выходит за рамки учебного процесса. В триединой задаче: обучения, умственного развития и воспитания личности - мотивация является связующим звеном между тремя её сторонами. Именно благодаря мотивации, как знания, так и процесс их

7

приобретения могут стать движущей силой интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности. Итак, каковы же основные условия, при которых возникала и развивалась мотивация? Развитию мотивации, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует умелое сочетание урочной и внеурочной работы. Такая организация процесса обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера. Учебный труд, как и всякий другой интересен тогда, когда он разнообразен, однообразная информация и однообразные способы действий вызывают скуку. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.

Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, также способствуют возникновению интереса к новому материалу. Не слишком лёгкий и не слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьников, тем интереснее им работать. Яркость, эмоциональность учебного материала, эмоциональная реакция, заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействовать на школьника, на его отношение к предмету.

Какие же мотивы движут учеником, изучающим иностранный язык сегодня? И как нужно действовать учителю, чтобы эти мотивы поддержать и повысить?

8

Мотивация как условие к самообразованию

На сегодняшний день подразделяют внешнюю и внутреннюю.

Внешняя мотивация, как правило нацеливает учащихся на достижение конечного результата учения, определяет отношение к овладению иностранным языком как способу самоутверждения, а иногда как путь к личному благополучию. Часто внешняя мотивация бывает далёкой, например «Хочу быть переводчиком, это престижно» и т.д. Для усиления внешней мотивации следует создавать специальные наглядные презентации, отражающие необходимость знания иностранных языков для самых различных специальностей. Всё это приближает дальнюю цель.

Внутренняя мотивация имеет сильное стимулирующее воздействие на процесс обучения. Желание переписываться со сверстниками-иностранцами, говорить на иностранном языке с другом, иметь возможность использовать компьютер и сеть Интернет и т.д.

Внеурочная деятельность является составной частью всего учебно-воспитательного процесса и способствует творческому развитию учащихся. Создаёт благоприятные условия для формирования и развития социокультурной компетенции. Стандарт основного общего образования по иностранному языку гласит: « социокультурная компетенция - приобщение учащихся к культуре, традициям, реалиям страны изучаемого языка….; формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях иноязычного межкультурного общения».

Можно выделить основные направления внеурочной деятельности:

  • формирование и развитие у учащихся коммуникативных умений и навыков;

  • расширение кругозора учащихся в области страноведения;

  • усиление мотивации для дальнейшего изучения иностранных языков;

  • развитие исследовательских навыков учащихся;

9

Цель и психолого-педагогические аспекты олимпиадной и конкурсной работы по иностранному языку.

Современная школа имеет большой опыт проведения просветительно-воспитательной работы по иностранному языку, которая составляет часть единого учебно-воспитательного процесса. Конкурсное движение по иностранному языку можно определить как систему неоднородных по смыслу, назначением и методикой проведения просветительно-воспитательных мероприятий, которые выходят за пределы обязательных учебных программ.

Данное движение по иностранному языку решает такие задачи:

  • усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретённых на уроках;

  • расширение мировоззрения учащихся;

  • развитие их творческих способностей, самостоятельности, этичных вкусов;

  • воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается .

Важным фактором успешного выполнения этих задач есть учёт психолого-педагогических особенностей обучения иностранному языку на разных уровнях. Знание свойств личности того или другого возраста даёт возможность правильно определить содержание и форму внеклассной деятельности по иностранному языку.

Чтобы готовить порастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, необходимо развивать творческое мышление у учащихся.

Мы живём в век информации, в обществе произошли бурные изменения, осуществившиеся за короткий период.

10

Конкурсное движение как средство развития учащихся

В докладе Правительства Российской Федерации о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010 году сказано: «Необходимо развивать творческую среду для выявления способных ребят в каждой общеобразовательной школе. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников…». Многие школы ориентируются на такую модель образования, когда в центре внимания стоит выполнение учебной программы или внедрение новых методов и технологий. Но в подобной ситуации ученик является лишь объектом процесса обучения и после окончания школы в реальной жизни готов играть только роль исполнителя.

Однако современное общество требует от человека, чтобы он был не просто исполнителем, а человеком, способным самостоятельно образовываться в течение всей жизни, готового к принятию решений, способного нормально «функционировать в сложном и требовательном обществе». Чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная и социальная мобильность.

Выявление, поддержка, развитие и социализация детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.

С одной стороны, каждый ребёнок имеет творческие задатки, и задача педагогов раскрыть интеллектуально-творческий потенциал каждого ребёнка. С другой стороны существует категория детей с более высоким творческим и интеллектуальным потенциалом, требующих особой организации обучения, развития и воспитания. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами проявляют инициативу, сами ищут работу и чаще сложную, творческую.

11

Одной из задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Основная задача учителя-повышение внутренней мотивации учения. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается учащийся, ему интересна. Уже в начальной школе можно начинать работу по развитию творческих способностей детей через конкурсное движение. Дети с рождения наделены определёнными задатками, но все они развиваются и, как следствие, постепенно угасают, оставаясь невостребованными. Поэтому учителя должны создавать творческую образовательную среду, которая способствует раскрытию и развитию природных возможностей каждого ребёнка, продолжая начатую работу в среднем и старшем звене.

Участие детей в дистанционных конкурсах, олимпиадах и викторинах разного уровня является одним из оптимальных условий для развития их творческого потенциала.

Инновационный фактор развития в образовании - конкурсное движение. Именно сегодня набирает силу разнообразное конкурсное движение на разных уровнях, начиная со школьного уровня (фонетических конкурсов на уроке, конкурс чтецов, переводчиков, конкурс пантомимы т.д.), заканчивая дистанционными конкурсами всероссийского уровня.

Во-первых, с целью развития творческих способностей учащихся, повышения качества преподавания иностранного языка постоянно проводятся конкурсные состязания, создавая тем самым здоровую конкурентную среду. Следует отметить, что конкурсное движение способствует и росту профессиональных качеств педагогов, побуждают учителя работать не в одном, а нескольких творческих направлениях. Это является хорошим стимулом для роста результативности труда педагогов.

12

Во-вторых, содержание конкурсных испытаний побуждает ученика расширить свои возможности и способности в изучении иностранного языка, повышая тем самым уровень самооценки (способствуя переосмыслению своих возможностей), выводя учащегося на новый уровень личностного развития.

Изучение иностранного языка в начальной школе основывается на игровых моментах: применяются различные формы соревнований с учётом возрастных особенностей детей. Вовлечение детей в конкурсное движение начинается в классно-урочных занятиях с последующим участием во внеклассной работе (предметная неделя иностранного языка). Творческий подход учителя помогает детям применить знания, приобретённые на уроке, способствует развитию творческого потенциала детей во внеурочной деятельности. Различные КВНы, театральные постановки дают старт для участия в муниципальном конкурсе и т.д. Целенаправленное, интенсивное развитие соревновательного духа у учащихся создаёт ситуацию заинтересованности, применения своих знаний, умений, как в привычных, так и изменённых условиях. Творческие способности проявляются в решении творческих задач. Успех в конкурсе зависит не только от объёма знаний полученных на уроках, но и от области общих знаний, которой обладает ребёнок, независимо от его успешности / не успешности по предмету.

Мотивацией может послужить более высокая оценка, приз, сертификат или диплом участника конкурса.

Учащиеся стараются принять участие в более значимых конкурсах, например «Британский Бульдог». Данный конкурс включает различные блоки: блок лексико-грамматического материала, чтение, лингвострановедческий материал. Обучающиеся обычно с увлечением принимают участие в данном конкурсе.

13

Конкурс «Театр + ин.яз» играет положительную роль в развитии творческих артистических способностей учеников. Если на уроке ребёнок часто отмалчивается, пассивен, то участвуя в инсценировке (на первых порах на русском языке), ученик постепенно вовлекается в иноязычную среду, слушает и реагирует на речь собеседника, отношения с учителем становятся более доверительными, свободное общение со сверстниками.

Участие в конкурсе на школьном уровне позволяет обучающимся проявить себя с творческой стороны, как в конкурсе на муниципальном уровне, региональном и российском. Всё это создаёт благоприятную атмосферу и подготовительную почву для « посева и проращивания новых росточков» любви к иностранному языку, и как следствие - получение новых знаний в иноязычной сфере. Логичным и правильным становится выражение, что действительно конкурс является одним из средств для повышения мотивации к изучению иностранного языка. Первой причиной оказывается связь с европейской культурой и образом жизни. Знание хотя бы одного иностранного языка уже заставляет думать по-другому.

А.П. Чехов сказал: «Сколько языков ты знаешь-столько раз ты человек».

В условиях использования мультимедиа, компьютеров, телевидения учащиеся получают информацию и затем учатся применять её на практике. Учащиеся слушают друг друга и получают свой опыт в общении. Технология сотрудничества - это основа творчества, а именно творческое удовлетворение в работе всегда открывает содействие желанию работать лучше, знать иностранный язык совершеннее.

Инициатива может стать жизненной позицией каждого ученика. Принцип увлечённости развивает интересы, дополняя друг друга и в комплексе обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и вместе с тем разностороннее влияние на развитие личности.

14

Самодеятельность - это стимул для творчества, так как нет ограничительных рамок (указание учителя). Благодатный детский возраст позволяет развивать творческую самодеятельность. Желательно проводить мероприятия с участием сверстников, а особенно важно присутствие родителей. Недавно проведённое мероприятие « Хэллоуин» хорошее тому подтверждение. В подготовке были задействованы учащиеся начальной школы и их родители. Детям всегда приятно осознавать, что родители знают об их успехах. Планируется провести тематическое мероприятие на тему «Католическое рождество».

Разные виды внеурочной деятельности, в том числе и олимпиады, представляют собой единый, сложный и взаимосвязанный комплекс деятельности учителей, учащихся и их родителей, направленный на воспитание интеллектуально развитой и духовно богатой личности ребёнка.

Олимпиада - одна из общепризнанных форм работы с детьми. Участие в олимпиадном движении играет огромную роль в формировании личности ребёнка, воспитывая ответственность за начатое дело, целеустремлённость, трудолюбие. Предметные олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к предмету, но и стимулируют активность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой; они помогают учащимся формировать свой творческий мир. С помощью олимпиады ученики могут проверить знания, умения, навыки по предмету не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими.

Современное соревновательное пространство сети Интернет предоставляет возможность организовать работу по развитию творческих и интеллектуальных способностей посредством участия в дистанционных олимпиадах, конкурсах по иностранному языку. Дистанционная олимпиада -эффективный способ выявления способных детей, а также хороший шанс для развития творчества детей среднего и старшего звена. Не секрет, что в этих

15

звеньях также можно встретить детей застенчивых, не совсем уверенных в себе, мнительных.

Преимуществами дистанционных форм являются:

  • возможность участия независимо от места проживания, проведение в удобное для ребёнка время,

  • возможность совмещения с учебным процессом, отсутствие ограничений количества участников.

Олимпиада позволяет её участникам значительно расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление в нестандартной ситуации. Среди дистанционных олимпиад и конкурсов можно выделить те, в которых на выполнение задания отводится более длительное время. Такой вид работы стимулирует совместную деятельность родителей с учащимися, тем самым способствует формированию позитивного отношения к учебному процессу. В Интернет пространстве представлены различные материалы дистанционных олимпиады викторин по иностранному языку.

Хотелось бы остановиться на таком виде конкурса как « Снейл» (Snail).

Преимущества этого конкурса очевидны. Во-первых, длится олимпиада несколько недель, количество участников неограниченно, выступают дети командой, задания разнообразной тематики от фонетического аспекта до страноведческого.

Условия участия в олимпиаде:

  • команда (6-8) участников;

  • из числа участников выбирают капитана команды;

  • необходимо придумать логотип, название, девиз своей команды;

  • рассказать о каждом участнике команды (увлечения, характер и т.д.)

  • задания присылаются по Интернету срок выполнения - неделя.

Как уже было отмечено, задания даются самой разнообразной тематики

объёма и содержания сложности.

16

- Один день включал такое задание: были даны снимки местности, участникам необходимо было найти информацию и дать подтверждение. Для этого нужно было поработать и с лингвострановедческим словарём, посетить различные сайты, найти информацию и переработать её, так как объём информации ограничен.

- Следующим заданием был сравнительный анализ британского и американского варианта английского языка. Работая над этим заданием, участникам нужно было обратиться к словарю. Работа со словарём обогатила словарный запас учеников и вместе с тем вызвала неподдельный интерес у ребят.

- Творческое задание на написание короткого рассказа в основе которого лежит каламбур заставило учащихся всем вместе придумывать такой рассказ.

Задания конкурсного типа требуют показать применение своих знаний грамматики, лексического уровня, страноведения и применение предметных и метапредметных умений в новых ситуациях. Различные формы коммуникативной деятельности (парная, групповая, мозговой штурм) были применены участниками. Следует отметить, что выразили желание принять участие ребята с разным уровнем подготовки по английскому языку. Азарт ребятам придавал тот факт, что это дистанционная олимпиада российского уровня и в ней принимали участие школьники со всей страны.

Были задания для команд с целью взаимопроверки два коротких вопроса требующих также короткие ответы; необходимо было оценить командам стенгазеты друг друга. На протяжении этих нескольких недель работали все: ученики, их родители и учителя.

Организация работы по подготовке учащихся к участию в конкурсном движении различного уровня остаётся наиболее актуальной и значимой для образования, так как именно олимпиады являются показателем работы учителя и ученика. Участие в дистанционных олимпиадах ведёт к

17

углубленному изучению предмета, развивает общечеловеческие качества (упорство, целеустремлённость), выявляет учащихся интересующихся иностранными языками и желающих продолжать изучение иностранного языка. Участники олимпиады становятся заинтересованными в развитии собственного образования, поскольку, не имея готового ответа на поставленную задачу для жизни в современном информационном обществе.

Олимпиадное движение способствует развитию у учеников умений учиться. Тесное сотрудничество учителя и ученика представляет собой взаимовыгодное участие, оба заинтересованы в результате. Для достижения какого бы ни было результата необходимо разработать индивидуальный образовательный маршрут, так как продуктивность может быть обеспечена наличием трёх составляющих: а) ученика, б) учителя, в) взаимоотношений между учеником и учителем.

Практический опыт убеждает, что как общее развитие ребёнка, так и развитие его способностей, может идти в процессе учебной деятельности. При решении проблемы развития творческих способностей учащихся предполагается учёт и введение в обиход системы специальных развивающих средств. Важная роль в этом процессе отводится использованию различных технологий, приёмов и методов. Использование происходит через весь учебный процесс, выполняя в нём самые различные функции: активизируют и мотивируют учащиеся, побуждают их к учебной деятельности, удерживая ход процесса учения на достаточно хорошем уровне, являются инструментом для выявления результатов учения. От качества познавательных задач зависит качество знаний, навыков и умений и уровень развития ребёнка.

На каждом новом этапе конкурсов и олимпиад задания становятся сложнее и сложнее, в процессе обучения стараемся включать задания повышенной трудности, направленных на «обучение» поиска необходимой

18

информации, нестандартного решения данного задания. Например, форс-мажорные условия (а именно: ограниченный отрезок времени на подготовку и выполнение данного задания, использование импровизации в неподготовленном диалоге в конкурсе журналиста).

В рамках ежегодной предметной недели стараемся применять новые задания, которые не использовались в предыдущие годы: конкурс «Омела» рождественский венок. Данный конкурс проводился впервые и вызвал большой интерес у учащихся среднего и старшего звена. Следует отметить,

что родители некоторых учащихся не остались в стороне и тоже приняли участие. Была организована выставка и проведено голосование среди учащихся и педагогов школы. Безучастных детей было очень мало.

Интеллектуальный марафон захватывает участников целиком и полностью - это групповое задание и каждый участник вносит посильный вклад в общий результат, так как задания охватывают широкий спектр знаний из разных областей образования, школьных предметов.

Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся, создать ситуацию заинтересованности. Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Творческий подход в обучении, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивая правила и определения, но и обучаются рациональным приёмам применения своих знаний на практике, использование умений в других условиях. Например, знания по истории очень легко находят своё применение в страноведческом аспекте по иностранному языку. Многие викторины содержат в себе вопросы по истории, географии, существенно необходимо в решении викторин по иностранному языку (географическое положение, даты основания, правления

19

королей, геральдика и т.д.). При решении и оценке результатов учитывается творческое решение, точность и неординарность выполнения заданий.

Творческий подход в преподавании иностранного языка помогает решить ряд задач: а именно развивать самостоятельное мышление, воображение, речь, помогает установит доверительные отношения между учителем и учащимися, а главное выстраивает доброжелательные отношения между учениками.

В каждом классе есть дети с менее выраженными способностями усвоения иностранного языка. Их познавательные способности часто не реализуются на уроках, поэтому необходимо вовлекать их в участие в викторинах, конкурсах и олимпиадах, в творческих работах. Это помогает развивать гармонически каждого ребёнка, не «накачкой» его готовых знаний и информации, а предоставляя ему равные возможности для развития и самореализации в одинаковых для всех условиях. Очень часто в таких конкурсах можно наблюдать как меняются, преобразуются многие дети, которые раньше оставались в тени. Конкурсное и олимпиадное движение раскрывает учащихся с новой неизвестной до настоящего момента стороны (организаторские способности, артистические, психологические).

Изменилась экономическая жизнь России, интенсивность формирования нового технологического уклада актуализируют в настоящее время проблему обеспечения страны высококвалифицированными кадрами, готовыми к реализации проектов по созданию инновационной технической системы. Это, в свою очередь, предопределяет необходимость развития олимпиадного движения, позволяющее более эффективно формировать у учащихся творческой компетенции.

Олимпиадное движение стало массовым. Большие возможности, особенно при проведении начальных туров олимпиад, открылись учащимся. Олимпиады направлены на развитие способностей каждого учащегося,

20

нужно дать шанс каждому ученику, который изъявил желание. Участие в олимпиаде ученика с невысокой успеваемостью не только возможно , но и рекомендуется, поскольку повышается интерес к выбранному предмету и стимулируется развитие и мотивация.

Выполнение заданий на компьютере, развивают техническую грамотность, ученик приобщается к современным ИКТ, даёт возможность на международном уровне юным лингвистам общаться со сверстниками, дарит атмосферу неформального общения с теми с кем они соревновались.

Создаёт ситуацию успеха, поднимает интерес к иностранному языку на новый когнитивный уровень.

Проведение олимпиадного движения (конкурсного) обеспечивает развитие и укрепление интеллектуального потенциала учащихся через раннее выявление творческих способностей учеников и реализацию максимальных возможностей , степень их творческого потенциала в последующем.

Уровень российских олимпиад высок, но это даёт учащимся возможность для интеллектуального развития, а следовательно для постановки цели. Зная цель, учащийся выстраивает свою траекторию достижения этой цели.

Одной из целей новых стандартов в образовании является раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей учащихся, и это становится осуществимым через участие в конкурсных и олимпиадных движениях разного уровня проведения, сложности заданий, через подготовку к этим конкурсам. Инновации должны нести процесс выработки уверенности маленького человека в себе и своих силах. Конкурсное движение открывает ребёнка что-то новое; знания, способ познания , собственный способ и возможность их применения.

Современное конкурсное движение отличается разнообразием форм (викторины, олимпиады, интеллектуальный марафон). Но самое

21

замечательное, что дети имеют право выбирать согласно своим интересам, возможностям и способностям. Возможность доступа к различной информации через Интернет. Они могут сравнивать свои результаты с критериями или работами других участников, что позволяет им делать правильный выбор для дальнейшей работы над собой и самообразованием.

« Кто не знает куда направляется, тот очень удивится, попав не туда» (М. Твен.)

Проявление активности к участию в разного рода конкурсах - это отправная точка для самоопределения в будущем и выборе профессии, а также формировании целеустремлённости, способности добиваться поставленной цели и быть успешным.

Ребёнок вместе с учителями, своими родителями выстраивают траекторию учебной деятельности. В дальнейшем этот путь будет являться основанием для выбора профессии, и чем раньше ребёнок будет участвовать в различных конкурсах, тем быстрее состоится самоопределение ребёнка.




22

Заключение

Учащиеся нашей школы принимают участие в различных конкурсах и олимпиадах по иностранному языку, начиная со школьного уровня с последующим участием в конкурсах более высокого уровня.

  1. школьный уровень: предметные недели, конкурс переводчиков (стихотворения), выпуск стенгазет, театральный конкурс «Театр + ин.яз», интеллектуальный марафон, КВНы (между классами), интеллектуальные шоу, тематические (страноведческие) викторины, интегрированные уроки , научно-практические конференции. (учителя: Васильева Н.Н. -рук.шмо, Костенко Д.В., Леванкова Н.Ю., Новикова И.Е., Попова Т.В.).

  2. муниципальный уровень: олимпиады, «Театр +ИН.ЯЗ», конкурс письма.

  3. региональный уровень: олимпиада, конкурс « Познание и творчество», «Полиглот», « Золотое руно», конкурс песни.

  4. российские конкурсы и олимпиады: дистанционный конкурс и олимпиада « Снейл» в рамках декады иностранного языка, творческий конкурс «Покорите Воробьевы горы», «Полиглот», «Британский бульдог»



23

Список использованной литературы

1. Кайгородская, Г. А. Инновации в образовании - дань моде или требование моде? [Текст] / Г.А. Кайгородская // ИЯШ. - 2009. - № 2. - С. 2-5.

2. Минаева, И. Б. Мотивация успеха - необходимое условие овладение иностранным языком [Текст] / И. Б. Минаева // ИЯШ. - 2009. - № 2. - С. 43.

3. Тамбулатова, Т. К. Использование творческих заданий при обучении иностранному языку [Текст] / Т. К. Тамбулатова // ИЯШ. - 2008. - № 8. - С. 28.











24

Приложение

Несколько советов учителю, как развивать творческие способности у детей

1.Подхватывай мысли учащихся и оценивай их тут же, подчёркивая их оригинальность и т.п.

2.Усиливай впечатлительность детей на новое в его области интересов (животные, техника, спорт).

3.Поощряй оперировать предметами, материалом, идеями. Ребёнок пытается практически решать исследовательские задачи.

4. Учи детей систематической оценке каждой мысли. Никогда не отрицай, не отбрасывай её.

5.Вырабатывай у учащихся терпимое отношение к новым понятиям, мыслям.

6.Не настаивай на запоминании схем, формул, одностороннего решения, где используется много способов.

7.Культивируй творческую атмосферу учащийся должен знать, что творческие предложения класс встречает с признанием.

8.Учи детей ценить свои и чужие мысли. Однако ценно фиксировать их в блокнот, тетрадь.

9.Часто ровесники относятся к способным детям агрессивно, насмешливо. Это необходимо предупредить и лучшим способом является объяснение способному, что это обычно и развивать у него терпимость и уверенность .

10. Подбрасывай интересы, факты, случаи, технические идеи.

11. Рассеивай страх у детей, вызываемый произведениями искусства.

12. Стимулируй и поддерживай инициативу учащихся, самостоятельность.

Подбрасывай проекты, которые могут увлечь.

13.Привязывай к какой-нибудь идее, чтобы они носились с ней.

14. Создавай проблемные ситуации, требующие альтернатив, воображения.

15.Создавай поочередно периоды творческой активности в школе.

25

16. Помогай овладевать техническими средствами для записи.

17. Развивай критическое отношение.

18. Попробуй доводить начатое до логического завершения.

19. Помогай учащимся захватывать смежные, пограничные области устойчивому интересу.

20. Воздействуй собственным примером.






© 2010-2022