Личностно-ориентированный метод в преподавании иностранного языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Личностно-ориентированный метод в преподавании - концентрация внимания педагога на личность, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.

Личностно-ориентированный метод - создание условий для полноценного развития способности человека к выбору, умение рефлексировать, оценивать свои знания, поиск, творчество, формирование образа "Я".

Чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс. Поэтому в своей работе я использую следующие подходы к построению уроков.

  1. Подбираю учебный материал с таким условием, чтобы он обеспечивал выявление содержания личного опыта учащихся, включая опыт их предшествующего обучения.

  2. Стараюсь излагать учебный материал таким образом, чтобы он не только расширял объём знаний, но и преобразовал личный опыт каждого ученика.

  3. В ходе выполнения заданий постоянно согласую личный опыт учащихся с научным содержанием задаваемых знаний по английскому языку.

  4. В ходе каждого урока стараюсь активно стимулировать учащихся к самостоятельной деятельности, обеспечивая им возможность самообразования, саморазвития и самовыражения в ходе овладения теми или иными знаниями.

  5. Учебный материал урока стараюсь организовывать таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность выбора при выполнении заданий.

На уроках английского языка, используя личностно-ориентированный подход, развиваю у учащихся не только память, но и самостоятельность мышления, внутреннюю противоречивость или неоднозначность текстов в учебнике, перерабатываю их на основе личного опыта учащихся. При разработке системы учебных заданий на уроке учитываю ни только сложность содержания этих заданий, но и различные приёмы их выполнения, которые задаю непосредственно в виде алгоритмов действий или схем - например «Причинно-следственные связи» изображаю схематически и учащиеся самостоятельно методом подстановки из предложенных грамматических структур образуют предложения ( Because/ cut off/ the/from/ rest/ was of/ the world/ Australia) - Союз - подлежащее - сказуемое- второстепенные члены предложения (обстоятельство места, обстоятельство времени) - Because Australia was cut off from the rest of the world. Если учащиеся более слабые, тогда все составляющие предложения пишу различным шрифтом или цветом. (Because/ cut off/ the/from/ rest/ was/ of/ the world/ Australia) Союз - подлежащее- сказуемое - второстепенные члены предложения.

Путём организации самостоятельного поиска (например, при изучении той или иной темы "How does the geographical position influence the people's life" - использую приём соотнесения описания географического положения с картинками, изображающими изучаемую страну, что позволяет учащимся самостоятельно находить эти соответствия. Опять же более слабые учащиеся могут просто подобрать соответствующие картинки к изучаемым странам и записать названия стран по-английски. Таким образом, уроки английского языка превращаются в такие занятия, где каждый ученик не только усваивает те или иные знания, но и познает самого себя, учится управлять собой, оценивать свои реальные возможности, прогнозировать пути их развития, т.е. не только проявлять, но и строить себя, как личность.
Я наблюдаю за теми или иными личностными проявлениями, организуя с их учетом образовательного процесса, который по своей сути должен быть не столько информационным, сколько развивающим. В этих условиях меняется и вся режиссура урока. Ученики постоянно сотрудничают со мной в диалоге, высказывают свои мысли, проектируют и исполняют ролевые игры, сами организуют различные игры, соревнования на уроках, построение монологов и полилогов на основе алгоритмов, например:

I would like... (to see… to visit…) etc.
I want to know… (about people… geographical position…traditions) etс.

Я постоянно обращаюсь к классу с вопросами типа:

T: How are you?
P: Fine, thanks.
T: How old are you?
P: I am 16.
T: Where are you from?
P: I am from Russia.
T: What's your hobby?
P: Painting (computer games, photography, reading) etc.
T: What's your favourite sports?
P: My favourite sports are judo and basketball.
T: Would you like a cup of tea?
P: Yes, please or no, thank you, etc.

В ходе такой беседы нет правильных или неправильных ответов, просто есть разные позиции, взгляды, точки зрения. Стараюсь не принуждать, а убеждать учеников принять то содержание, которое я предлагаю с позиции научного знания. Ученики не просто усваивают готовые образцы, а осознают, как они получены, потому что таков принцип моего обучения.

Личностное общение - это всегда творческое общение. Поэтому, в условиях АСО формирование должно пронизывать творчество при выполнении любых учебных заданий. Это как никакое другое условие привлечет обучающихся к процессу обучения, даст им возможность получения чувства радости и удовлетворения от созидания нового, оригинального, непохожего на то, что он видел или делал раньше. Большой интерес вызывают задания творческого характера - даю любое словосочетание и учащиеся схематически дают свои пояснения, используя только слова, которые они знают по этой теме.

Например: Канада (Canada) - большая страна (great country)- cities (большие города)- towns - (маленькие города)

Природа (nature): реки (rivers), озера (lakes), горы(mountains)

Растительность: цветы (flowers), деревья (trees), кустарники (bushes)

Животный мир: животные (animals), птицы (birds)

Язык (language): Canadien English, French

Работа может быть очень объемной, в зависимости от знаний учащегося. Этот вид работы мобилизует все резервы знаний, заставляет мыслить и анализировать.

Какой бы метод для достижения поставленной цели на уроке я не использовала, но всегда необходима ситуация успеха. Для этого необходимо: дать детям веру в самих себя, воздействуя на чувства; учащимся нужно показывать яркие схемы; показывать причины неудач и пути исправления ошибок, демонстрировать смелость мышления, замечать и поддерживать успехи учащихся.



© 2010-2022