- Преподавателю
- Иностранные языки
- Использование Интернет ресурсов в обучении в условиях нового Федерального образовательного стандарта
Использование Интернет ресурсов в обучении в условиях нового Федерального образовательного стандарта
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дубенкова Т.М. |
Дата | 11.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Использование Интернет ресурсов в обучении в условиях нового Федерального образовательного стандарта
Т.М Дубенкова, учитель немецкого языка БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа № 55», г.Омск [email protected]
Статья посвящена общей идее информатизации образования в современной школе. Многие учителя сейчас вовлекают обучающихся в такой вид деятельности как информационно-коммуникативная. Основные направления развития познавательной деятельности обозначены в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта общего образования и Примерных программах среднего (полного) общего образования для профильного уровня. Новые федеральные стандарты обязывают нас быстро реагировать и адаптироваться к новым условиям в обучении. За последние годы сформировалась новая компьютерная культура. Ученики и учителя вовлечены в единую деятельность, несмотря на часовые пояса, обмениваясь новой для многих из них информацией.
В связи с этим обучение все больше приобретает форму полилога в эфире глобальной сети и пройти мимо компьютерных технологий в данном случае невозможно. Разработка и создание информационного пространства в школе неотъемлемая часть организации образовательного процесса. Многие школы на сегодняшний день благодаря программе модернизации образования имеют прочную материальную базу, позволяющую по-новому достигать высоких образовательных результатов и раскрывать творческий потенциал всех участников образовательного процесса. И самым популярным способом является вовлечение школьников и педагогов в процесс компьютерной телекоммуникации, посредством которой и развивается творческая самореализация.
Здесь, кадровый потенциал является наиболее важным ресурсом, позволяющим осуществлять сетевое взаимодействие и электронное обучение. Школьный координатор телекоммуникационных проектов осуществляет общий контроль и руководство, анализирует ситуации и вносит коррективы, координатор монопроектов реализовывает программы, проводит семинары, консультации, подготавливает методические рекомендации. Эффективно и наличие медиаспециалиста, который осуществляет консультирование по телекоммуникационным технологиям, а наиболее важная составляющая это специалисты сотрудничающие со школой. Они организовывают профессиональную помощь педагогам, участвуют в мероприятиях и проектах. Как показывает практика основные формы телекоммуникации нам давно и хорошо известны, они лишь немного видоизменились и позволяют взглянуть на решение педагогических задач по-новому.
- Межшкольные литературные журналы, газеты, созданные в блогосфере. Здесь интернет пространство одновременно становится и учебной тетрадью, которую можно иллюстрировать мультимедийными средствами. Придавая при этом особое настроение сюжету.
- Совместные проекты, предусматривающие сбор разнообразных фактов, данных и последующая их публикация в сети Интерент.
- Разработка туристических маршрутов с учетом расписания движений транспортных средств, правил обмена валюты. С этой целью учитель может выслать обучающемуся электронной почтой «мультимедийный конструктор», позволяющий ученику составлять свой гипермедийный вариант текста. Этот текст в последующем становится продуктом самостоятельной учебной и творческой деятельности.
Основная выгода школьных телекоммуникационных проектов в том, что они чаще всего межпредметны. Решение проблемы требует интегрированных знаний и предполагает знакомство с особенностями партнера, его мироощущения. Однако, будет большой ошибкой сводить весь образовательный процесс к компьютерной коммуникации, она нужна для расширения сотрудничества школьников одного класса, школы. Межрегиональная и международная телекоммуникация поможет создать исследовательскую базу для школьников и при этом использовать знание иностранного языка в его подлинной функции - как средства общения.
Организация телекоммуникации не требует специальной подготовки, как учителей, так и учащихся. Однако, надо понимать что такая работа должна быть детально структурированной с организацией промежуточных и итоговых результатов.
Телекоммуникация позволяет объединить больше педагогических идей. Это значительно сильнее, чем обычно, мотивирует деятельность обучающихся. Учителей, которые проявляют интерес к использованию телекоммуникации в учебном процессе, необходимо поддерживать, ведь для многих эта работа является «пробой пера».
Проблема применения компьютерных технологий актуальна для современного образования. Здесь можно увидеть и плюсы и минусы:
- отказ участия части учителей в телекоммуникации, как в отвлекающем моменте от уроков;
- недостаточность материально-технического обеспечения.
+ положительная мотивация участников образовательного процесса;
+ повышение качества образования;
+ рост профессионального мастерства педагогов;
+ удовлетворённость результатами родителей.
Также надо признать, что здесь предполагается уверенное использование школьниками и учителями компьютера, Интернет. Хотя Интернет для многих уже дело привычки!
Погружение в телекоммуникацию предполагает для учителя следующие действия:
-
инициация диалога с учеником;
-
выявление индивидуального образовательного плана;
-
анализ результатов;
-
постоянный контроль и корректировка деятельности обучающегося;
-
организация исследовательской деятельности на основе выявленных склонностей и интересов;
Учителю важно ознакомиться с содержанием Интернет ресурса, с которым предстоит работать и проанализировать его возможности. Выявить спорные или сложные для понимания фрагменты.
В качестве примера привожу разработку сценария компьютерной задачи по немецкому языку по теме «Das Essen». Данная работа создана совместно с обучащимися БОУг.Омска «Средняя общеобразовательная школа № 55», вовлеченными в единый телекоммуникационный проект «Развитие творческой самореализации обучающихся» в 2012 году. В ней структурировано, представлен сложный и неоднородный материал, чтобы обеспечить его восприятие и запоминание. В рамках урока немецкого языка обучающимся был выслан по E-MAIL «мультимедийный конструктор», позволяющий ученику вставлять свой гипермедийный вариант. Работа рассчитана на учащихся средней школы.
Конструктор включает:
-
«Учебник» - справочные материалы, таблицы.
-
«Тренажёр», где представлены упражнения для развития умений и навыков, предусмотренных данной темой.
-
«Контролёр» - сборник упражнений, аналогичных по содержанию данным в тренажёре, но имеющих другое лексическое наполнение.
-
«Словарь» - лексическое обеспечение к данной теме.
-
«Аудирование» -сборник аудио- и видеоматериалов для развития навыков аудирования, предусмотренных данной темой.
-
«Развлечения» - развлекательные материалы на немецком языке, дающие возможность учащимся переключить внимание.
Структура созданной программы предполагает различные варианты работы обучаемого. Так, в зависимости от результатов выполнения первого диагностирующего задания учащиеся идут разными путями: получают дополнительную информацию или выполняют такие упражнения, характер и количество которых определяется характером и количеством сделанных ошибок. В основу положен типовой урок, содержащий все стандартные этапы: цели урока, организационный момент, контроль понимания изученной лексики, повторительные и подготовительные упражнения, тренировочные задания, введение грамматического материала.
Компьютер выступает в роли инструмента, который организует самостоятельную работу.
Библиографический список
-
Журавлёв А.П. Языковые игры на компьютере.- М.,1988.-144 с.
-
Игровое моделирование: Методология и практика.- Новосибирск,1987 г.-231 с.
-
Казеко Т.Н. Из опыта создания компьютерных программ.- СПб: САГА, 2005.- 404 с.
-
Основные направления в методике преподавания иностранных языков в XX в./ Под ред. И.В. Рохманова.- М., 1990- 320 с.