Современный урок: эффективность применения инновационных педагогических технологий

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современный урок: эффективность применения инновационных педагогических технологий .

Россия всегда славилась качественным образованием. Однако социально-экономические, научно-технические, культурные изменения, происходящие в нашей стране последнее время, подтолкнули к необходимости перемен в системе образования. Всемирная организация ЮНЕСКО несколько лет назад сформулировала фундаментальные мировые ценности образования, согласно которым образование России соответствовало не в полной мере. Модель образования России стала устаревать и не соответствовала современным тенденциям и реалиям современной образовательной сферы. Так, возникла необходимость создания ФГОС в методологической основе которого лежит системно-деятельностный подход. Структура стандарта отличается своей инновационностью и представляет собой совокупность требований. Принципиально новое - это то, что в основную часть базисной образовательной программы входит урочная и внеурочная деятельность ( ранее был базисный учебный план с отдельно урочной и внеурочной деятельностью). Это означает, что для учителя очень важно организовать образовательную деятельность обучающихся на уроке и создать соответствующее образовательное пространство при котором ученик смог бы реализовать полученные знания, умения и навыки в практическо- социальной и личностно-значимой деятельности как во время урока, так и во внеурочное время , чтобы обеспечить достижение установленных стандартом результатов ( личностных, метапредметных и предметных).Каждый учитель на своем уроке и во внеурочной деятельности старается применить разнообразный арсенал методов и форм работы с обучающимися, грамотно организовать учебный процесс и направить учебную деятельность учеников так, чтобы наилучшим образом произошло усвоение и закрепление нового материала, чтобы при этом развивались творческие и интеллектуальные способности учащихся, их инициативность и компетентность, происходило становление личности гражданина. Все это входит в понятие педагогические технологии. В последние годы внимание учителей все чаще и чаще направлено на инновационные педагогические технологии. Ведь сейчас одной из основных задач образования является формирование конкурентоспособной, творческой, высоконравственной, компетентной личности, тогда как ранее цель образования была- формирование знаний, умений и навыков, всеобщее обучение детей. Конечно же, для этого как нельзя лучше подходила традиционная педагогическая технология, в основе которой объяснительно-иллюстративное обучение. В связи с переходом на новый уровень качественного образования возникает необходимость и в смене педагогических технологий, т.е. традиционные заменяются инновационными. Существует несколько видов классификации инновационных технологий. Основной же и наиболее чаще применяемой на уроках и во внеурочной деятельности является инновационные технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Среди них весьма распространенные игровые технологии, технологии проблемно-диалогического обучения, технологии модульного обучения, информационные технологии, интерактивные технологии (дискуссии, дебаты, соревнования). Поскольку, одним из важных направлений в формировании универсальных учебных действий обучающихся и обеспечивающих его результативность является ориентировка школьников на освоение информационных коммуникационных технологий и их грамотном применении, то рассмотрим их подробнее.

Информационные технологии обучения - это подготовка и передача информации обучающему, средством осуществления которых является компьютер. Принимая во внимание повсеместную технологизацию, касающуюся всех сфер общества, то это технология считаются одной из самых важных. Современный учитель, так же как и ученик должны в полной мере владеть техникой использования информационных девайсов. Формы использования ИТ разнообразны: от демонстрации на уроке до дистанционного образования. Очень много достоинств в этой технологии: наглядность учебного материала; возможность моделирования процессов и ситуаций; объективность контроля; возможность самостоятельно обучающимся выбирать темп обучения. Интерактивная модель обучения ( коммуникативное) ставит перед собой задачу организовать такие условия обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой и с учителем. Интерактивное обучение предполагает моделирование ситуаций, обмен мнениями, совместный поиск нужной информации, совместное решение учебных проблем, построение и работа над проектом, дискуссии, дебаты. Следует отметить, что интерактивные( коммуникативные) технологии, применяемые учителем на уроке и во внеурочной деятельности весьма интересны для детей. Существует большой выбор методик интерактивного обучения, что также говорит о достоинствах этой технологии. Учителю есть из чего выбирать. Хотелось бы упомянуть о еще одной альтернативной технологии, которую любят применять учителя в последнее время на уроках и во внеурочной деятельности- проектное обучение. На мой взгляд, проектная технология- это сочетание многих технологий, в том числе вышеупомянутые технологии также являются ее составляющими . Проект - это творческое дело не только всего коллектива, но и отдельно каждого ученика. Важно, чтобы ученик был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя комфортно, принимал активное участие в обсуждении темы урока. Роль учителя - стать организатором общения, помощником, проводником. Как учитель, опираясь на свою практику, отмечаю, что метод проектов вызывает интерес у школьников, способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы. Типы проектов бы вают разные: информационные, поисковые, проекты-обзоры, рекламные. В данное время в своей работе я опираюсь на УМК « Английский в фокусе» ( авторы В. Эванс, Д. Дули, О. Подоляко, Ю. Ваулина). По моему мнению, разработчики данного УМК грамотно подошли к организационной структуре и составлению практических заданий данного комплекта. Есть также задания с готовой темой проекта и указаниями для обучающихся, таким образом учителю не надо много времени тратить на подготовку с работой по проекту . Но если все же учитель захочет разнообразить учебную деятельность, повысить степень усвоения нового материала обучающимися, то можно будет воспользоваться проектной технологией в любое время, по любой теме. Давайте рассмотрим один из примеров. В УМК « Английский в фокусе» за 8-ой класс есть тема « Путешествия». Учащимся предлагается ознакомиться с текстами, в которых описывается активный вид отдыха в трех странах: путешествие по северу России , в Марокко, в США ( в штате Вайоминг). После ознакомления с информацией школьники выполняют ряд грамматико-речевых упражнений для фиксации нового материала. Данная тема ученикам показалась очень интересной и увлекательной, поэтому я предложила ребятам расширить свои знания и провести исследовательскую работу. Так появилась идея создания проекта « Путешествия по всему миру». Ребята сами выбирали страны, о которых бы им хотелось узнать и рассказать. Создание проекта происходило по следующим этапам : А) Подготовительный: работа над темой, определение проблемы, цели проекта, поэтапные задачи, выдвижение идеи на уроке. Определили сроки проекта. Сформировали группы, распределили задания. Составили план проекта.Б) Завершающий этап - промежуточный контроль, обсуждение способа оформления проекта, документирование проекта, презентация результатов проекта всей группе, подведение итогов выполнения проекта: обсуждение результатов ( групповых и личностных достижений). В результате этого ребята не только познакомились с культурой и традициями некоторых стран, но еще узнали о проблемах , которые могут возникнуть во время пребывания в другой стране, составили памятки- подсказки для туристов, познакомились с некоторыми памятниками культуры и географическими объектами ( заодно закрепили грамматическую тему « Употребление определенного артикля с географическими названиями»),узнали много идиоматических выражений , и что немаловажно, научились находить разницу в значении синонимичных слов ( voyage/ trip/ tour/ journey/travelling; bring/ fetch/ deliver; arrive/get/ reach и т.д). Самое главное - ответили на вопрос как путешествие расширяет кругозор, приводили свои примеры и сравнивали свои ответы с ответами одноклассников. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, выражением обучающимися своих собственных мнений, активным включением в учебную деятельность. Также, достоинства этой методики в том, что происходит взаимодействия обучающихся друг с другом и учителем, который становится равноправным партнёром и консультантом, координатором. Выполнение заданий выходит за рамки урока и требует много времени, но часто этот вид деятельности оправдывает себя. Применение проектной методики обеспечивает наиболее успешное усвоение информации, предоставляет возможность реального общения на изучаемом языке, формулирует у школьников необходимые умения и навыки речевой деятельности, даёт возможность всем без исключения проявить себя, ребята с интересом погружаются в исследовательскую работу. Проектная технология очень эффективна при обобщении и повторении пройденной темы и приносит хорошие результаты.

Инновационные педагогические технологии - это огромный раздел в такой важной для общества науки , как педагогика. Их применение на уроке -это одной из главных требований к учителю сегодня. Ведь только от того, как учитель проявит себя в организации и руководстве учебного процесса зависит результат обучения и достижение того, к чему мы должны стремится: воспитать, оказать социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Литература:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт. Проект стандарта разработан Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования. Руководители разработки проекта: Кезина Л.П., академик РАО; Кондаков А.М., научный руководитель ИСИО РАО, член-корреспондент РАО.

2.Левигес Д.Г. Практика обучения: Современные образовательные технологии. -М: Инст. Практики и психологии: Воронеж. НПО « Модэк», 2012

3.УМК «Английский в фокусе». Авторы
Ю.Е.Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. Издательство «Просвещение и Express Publishing», 2014 г.

4.Сайт: ru.wikipedia.org

© 2010-2022